Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемvvsu.ru
1 ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА XIX в. 1 ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 1 ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 2 ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 2 ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 3 РАЗВИТИЕ НАУКИ В XIX в. 3 РАЗВИТИЕ НАУКИ В XIX в.
2 ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ Образование : Образование : 1) было привилегией господствующего класса, 1) было привилегией господствующего класса, 2) оставалось труднодоступным для представителей средних социальных слоев 2) оставалось труднодоступным для представителей средних социальных слоев 3) было практически недоступным для представителей низших сословий. 3) было практически недоступным для представителей низших сословий.
3 Органы государственного управления образованием. Для организации просветительских учреждений и управления ими в 1802 г. было создано Для организации просветительских учреждений и управления ими в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения Министерство народного просвещения (с 1817 г. Министерство духовных дел и народного просвещения). (с 1817 г. Министерство духовных дел и народного просвещения).
4 Изданное в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений предусматривало создание 4- ступенчатой бессословной системы образования: Изданное в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений предусматривало создание 4- ступенчатой бессословной системы образования: приходские школы приходские школы уездные училища, уездные училища, гимназии, гимназии, университеты. университеты.
5 при Николае I сословность системы образования была восстановлена. при Николае I сословность системы образования была восстановлена. В соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г. учреждалась 3- ступенчатая система образования, находящаяся под сильным полицейским и церковным контролем. В соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г. учреждалась 3- ступенчатая система образования, находящаяся под сильным полицейским и церковным контролем.
6 3-ступенчатая система образования для детей «самых нижних состояний» (кроме крепостных крестьян) предназначались приходские училища; для детей «самых нижних состояний» (кроме крепостных крестьян) предназначались приходские училища; для детей городских «обывателей» уездные училища, для детей городских «обывателей» уездные училища, для детей дворян гимназии. для детей дворян гимназии.
7 С середины 30-х гг. Министерство просвещения проводило в жизнь идеи С. С. Уварова, заместителя министра с 1832 г., министра с 1838 г., пытавшегося своей теории совместить европейское образование и российский патриотизм (православие, самодержавие, народность). С середины 30-х гг. Министерство просвещения проводило в жизнь идеи С. С. Уварова, заместителя министра с 1832 г., министра с 1838 г., пытавшегося своей теории совместить европейское образование и российский патриотизм (православие, самодержавие, народность).
8 Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования. Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования. В начале века система высшего образования переживала заметный подъем. Значительно увеличилась сеть высших учебных заведений. Были открыты Дерптский (Тартуский открыт заново в 1802 г., существовал с 1632 г.), Виленский, Казанский и Харьковский университеты; Главный педагогический институт в Петербурге. В начале века система высшего образования переживала заметный подъем. Значительно увеличилась сеть высших учебных заведений. Были открыты Дерптский (Тартуский открыт заново в 1802 г., существовал с 1632 г.), Виленский, Казанский и Харьковский университеты; Главный педагогический институт в Петербурге.
9 после Отечественной войны 1812 г произошел отход от либеральных реформ: после Отечественной войны 1812 г произошел отход от либеральных реформ: 1) Автономия университетов была ограничена; 1) Автономия университетов была ограничена; 2) над высшей школой устанавливался постоянный контроль; 2) над высшей школой устанавливался постоянный контроль; 3) Александр I объявил главной задачей университетов воспитание в студентах «верных подданных государя и верных сынов православной церкви». 3) Александр I объявил главной задачей университетов воспитание в студентах «верных подданных государя и верных сынов православной церкви».
10 Николай I еще более ужесточил борьбу с «крамолой». Университетский устав 1835 г.: Николай I еще более ужесточил борьбу с «крамолой». Университетский устав 1835 г.: 1) уничтожил автономию вузов; 1) уничтожил автономию вузов; 2) четко регламентировал все стороны университетской жизни; 2) четко регламентировал все стороны университетской жизни;
11 3) для контроля над вузами учреждалась должность попечителя учебного округа; 3) для контроля над вузами учреждалась должность попечителя учебного округа; 4) В конце 40-х гг. преподавание философии было включено в курс богословия. 4) В конце 40-х гг. преподавание философии было включено в курс богословия.
12 ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Либеральные реформы в области начального образования: В июне 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», предоставившее: Либеральные реформы в области начального образования: В июне 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», предоставившее: 1) общественным учреждениям и частным лицам право открывать начальные школы (с разрешения властей). 1) общественным учреждениям и частным лицам право открывать начальные школы (с разрешения властей). 2) Это способствовало расширению школьной сети при сохранении в руках правительства общего руководства учебным делом. 2) Это способствовало расширению школьной сети при сохранении в руках правительства общего руководства учебным делом.
13 В результате проведенных реформ в России сложилось несколько типов начальных школ: В результате проведенных реформ в России сложилось несколько типов начальных школ: 1) государственные («министерские» ) школы открывало Министерство народного просвещения. 1) государственные («министерские» ) школы открывало Министерство народного просвещения. 2) Земские школы. существовали на средства земств, они отличались демократическими традициями и вскоре стали основным звеном начального образования. 2) Земские школы. существовали на средства земств, они отличались демократическими традициями и вскоре стали основным звеном начального образования.
14 3) Деревенские «школы грамоты» создавались по инициативе крестьян и существовали на их средства, но зачастую оказывались под влиянием церковноприходских школ; 3) Деревенские «школы грамоты» создавались по инициативе крестьян и существовали на их средства, но зачастую оказывались под влиянием церковноприходских школ; 4) Частные школы не получили широкого распространения. 4) Частные школы не получили широкого распространения. 5) Воскресные школы для взрослых способствовали распространению грамотности и знаний среди непривилегированных слоев населения. 5) Воскресные школы для взрослых способствовали распространению грамотности и знаний среди непривилегированных слоев населения.
15 Изменения в области высшего образования: 1) Во второй половине XIX в. в Российской империи было открыто 4 новых университета в Одессе, Варшаве, Томске (первый в Сибири), Гельсингфорсе и 30 высших специальных учебных заведений. 1) Во второй половине XIX в. в Российской империи было открыто 4 новых университета в Одессе, Варшаве, Томске (первый в Сибири), Гельсингфорсе и 30 высших специальных учебных заведений. 2) В 1863 г. был утвержден самый либеральный в истории Российской империи университетский устав. 2) В 1863 г. был утвержден самый либеральный в истории Российской империи университетский устав.
16 В соответствии с уставом 1863 г. : В соответствии с уставом 1863 г. : 1) в полтора раза увеличивалось число штатных профессоров; 1) в полтора раза увеличивалось число штатных профессоров; 2) вводились новые дисциплины; 2) вводились новые дисциплины; 3) создавались новые кафедры; 3) создавались новые кафедры;
17 4) университетам предоставлялась широкая автономия (право самостоятельно решать все научные, учебные и административно- финансовые вопросы); 4) университетам предоставлялась широкая автономия (право самостоятельно решать все научные, учебные и административно- финансовые вопросы); 5) разрешалось иметь собственную цензуру; 5) разрешалось иметь собственную цензуру; выписывать из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не подлежали проверке на таможне. выписывать из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не подлежали проверке на таможне.
18 РАЗВИТИЕ НАУКИ В XIX в. 1) появилась когорта ученых- естественников: 1) появилась когорта ученых- естественников: Лобачевский Н.И. – создал неевклидову систему геометрии Лобачевский Н.И. – создал неевклидову систему геометрии Бэр К.М. – заложил основу новой науки – эмбриологии Бэр К.М. – заложил основу новой науки – эмбриологии Зинин Н.Н. – осуществил синтез анилина Зинин Н.Н. – осуществил синтез анилина
19 2) Ученые-гуманитарии: 2) Ученые-гуманитарии: Карамзин Н.М. – написал «Историю государства Российского» на основе анализа огромного количества источников Карамзин Н.М. – написал «Историю государства Российского» на основе анализа огромного количества источников 3) ученые-географы: 3) ученые-географы: Лисянский Ю.В. Крузенштерн – совершили первое в истории России кругосветное путешествие. Лисянский Ю.В. Крузенштерн – совершили первое в истории России кругосветное путешествие.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.