Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемs2.docme.ru
1 Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Лагерная тема. Рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
2 Цель урока Осмысление Осмысление трагической судьбы человека в тоталитарном государстве
3 А. И. Солженицын ( ) Родился11 декабря 1918 года в Кисловодске. Родители - состоятельные землевладельцы, потомки воронежских крестьян, сосланных за бунт и осевших в ставропольских степях. Окончил физико- математический факультет университета в Ростове-на-Дону. В октябре 1941года был призван в армию, прошел путь от Орла до Восточной Пруссии. Получил несколько боевых наград.
4 За письмо к другу со словами осуждения Сталина был арестован на фронте, получил 8 лет лагерей и 3 года ссылки. Прошел все круги «тюремного ада»,на себе испытал, что значит быть политзаключённым, «врагом» свой страны.
5 Перенес страшное заболевание-рак, чудом остался в живых (1953г). В 1956 году был реабилитирован. В 1970 году получил Нобелевскую премию. В 1974 году был выслан из страны (за публикацию книги «Архипелаг ГУЛАГ»)
6 В 55 лет становится изгнанником. 20 лет он разлучен с Россией, но переживает за её судьбу. В 1994 г. получил возможность вернуться на Родину. 55 дней двигался он с Дальнего Востока в Москву, чтобы снова стать ее ГРАЖДАНИНОМ. Умирает 3 августа 2008г.
7 Это человек, в жизни которого было все: страшные годы лагеря, тяжелая болезнь, чудо исцеления, изгнание и возвращение. У него замечательная семья (3 сына и любящая жена). Сегодня он один из известнейших писателей. Но это сегодня. А тогда….
8 Проблемный вопрос Что такое лагерь? И как в нём человеку выжить?
9 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950г. Задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950г. Написан в 1959 году,имел первоначальное название «Щ-854.Один день зэка». Написан в 1959 году,имел первоначальное название «Щ-854.Один день зэка». В 1962 году опубликован в переработанном виде в журнале «Новый мир» (гл. редактор А.Т. Твардовский). В 1962 году опубликован в переработанном виде в журнале «Новый мир» (гл. редактор А.Т. Твардовский). Решение о его публикации было принято на Политбюро ЦК КПСС под личным давлением Н.С. Хрущева. Решение о его публикации было принято на Политбюро ЦК КПСС под личным давлением Н.С. Хрущева.
10 Какова тема рассказа? Какова тема рассказа? В течение какого времени происходит действие? В течение какого времени происходит действие? Как автор достигает расширения временного пространства? Как автор достигает расширения временного пространства?
11 Композиция рассказа Экспозиция Экспозиция Завязка Завязка Развитие действия Развитие действия Кульминация Кульминация Развязка Развязка
12 ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ «Здесь закон - тайга. Но люди и здесь живут. В лагере тот подыхает, кто к куму стучать ходит, кто миски лижет, кто на санчасть надеется». «Здесь закон - тайга. Но люди и здесь живут. В лагере тот подыхает, кто к куму стучать ходит, кто миски лижет, кто на санчасть надеется». Подъем Подъем Санчасть Санчасть Выход на работу Выход на работу Кухня Кухня Строительная площадка Строительная площадка Карцер Карцер
13 «Лагерь глазами мужика, очень народная вещь» Как выживают в лагере люди? Как выживают в лагере люди? Кто из героев вызывает ваше уважение? Кто из героев вызывает ваше уважение? Что происходит между лагерем и человеком? Что происходит между лагерем и человеком? Почему стало возможным унижение людей? Кто в этом повинен? Почему стало возможным унижение людей? Кто в этом повинен?
14 Сенька Клевшин Терпелив. Терпелив. Добросовестно относится к работе. Добросовестно относится к работе. Три раза бежал из плена. Три раза бежал из плена. Сидел в Бухенвальде, чудом обманул смерть. Сидел в Бухенвальде, чудом обманул смерть. Немцы издевались над ним. Немцы издевались над ним. Теперь отбывает срок тихо ( «кряхти да гнись. А упрешься – переломишься»). Теперь отбывает срок тихо ( «кряхти да гнись. А упрешься – переломишься»).
15 Кавторанг Буйновский Недавно в лагере, ему тяжело, но он держит себя достойно, от работы не отлынивает. Недавно в лагере, ему тяжело, но он держит себя достойно, от работы не отлынивает. Бывший капитан 2 ранга. Бывший капитан 2 ранга. Образован. Образован. Лагерем еще не научен, поэтому пытается протестовать, искать правду, за что и страдает (отправляют в БУР). Лагерем еще не научен, поэтому пытается протестовать, искать правду, за что и страдает (отправляют в БУР). Сидит за то, что целый месяц сопровождал конвой англичан, и после войны адмирал прислал ему подарок. Сидит за то, что целый месяц сопровождал конвой англичан, и после войны адмирал прислал ему подарок.
16 Цезарь Маркович Режиссер, не завершил первого своего фильма. Режиссер, не завершил первого своего фильма. Национальность не определить. ( Грек, еврей, цыган?) Национальность не определить. ( Грек, еврей, цыган?) Имеет поблажки (байковая рубаха, работа в конторе, хорошие посылки). Имеет поблажки (байковая рубаха, работа в конторе, хорошие посылки). Держит себя достойно, общается только с Буйновским (тоже москвич, образован). Держит себя достойно, общается только с Буйновским (тоже москвич, образован). Но к лагерной жизни не приспособлен. Но к лагерной жизни не приспособлен.
17 Другие зэки: Бригадир Тюрин Бригадир Тюрин Латыш Кильдигс Латыш Кильдигс Алеша – баптист Алеша – баптист Ю-81 Ю-81 Вывод: Кто сидит? Предатели Родины?
18 Почему день, изображённый Почему день, изображённый в рассказе, герой считает в рассказе, герой считает с ч а с т л и в ы м ? с ч а с т л и в ы м ?
19 Иван Денисович Шухов «Щ-854» Крестьянин, простой человек. Крестьянин, простой человек. Воевал, попал в окружение, арестован за измену Родине. Воевал, попал в окружение, арестован за измену Родине. Трудолюбив, бережлив, мастер своего дела, даже здесь сам зарабатывает на хлеб. Трудолюбив, бережлив, мастер своего дела, даже здесь сам зарабатывает на хлеб. Честен, порядочен, живет по совести. Честен, порядочен, живет по совести. Живет в лагере и остается Живет в лагере и остается ЧЕЛОВЕКОМ! ЧЕЛОВЕКОМ!
20 Идея рассказа Чем спасаются люди? Что им помогает выжить? Что им помогает выжить?
21 Выводы Зачем мы должны знать об ужасе тех времен? Что мы должны сделать, чтобы этого больше никогда не случилось?
23 Значение рассказа «Писать так, как писали ещё недавно, уже нельзя». Г. Бакланов «Писать так, как писали ещё недавно, уже нельзя». Г. Бакланов «Когда явился Солженицын и спас честь русской литературы, его явление было как чудо». А. Якобсон «Когда явился Солженицын и спас честь русской литературы, его явление было как чудо». А. Якобсон
24 МИНУТА ПАМЯТИ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.