Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемvvsu.ru
1 Тема 6. Литература в период становления и развития культуры советской эпохи. Тема 6. Литература в период становления и развития культуры советской эпохи. Литературно-общественная ситуация годов. «Когда пушки говорят, музы молчат». Литературно-общественная ситуация годов. «Когда пушки говорят, музы молчат». В литературном процессе подобных периодов на первый план выходили публицистические и беллетристические жанры небольшого объема. В литературном процессе подобных периодов на первый план выходили публицистические и беллетристические жанры небольшого объема. Главное место в прозе занимали очерки, репортажи, рассказы: цикл очерков А.Серафимовича «Революция. Фронт и тыл», публицистика и очерки Д. Фурманова, рассказы А.Неверова и П.Романова. Главное место в прозе занимали очерки, репортажи, рассказы: цикл очерков А.Серафимовича «Революция. Фронт и тыл», публицистика и очерки Д. Фурманова, рассказы А.Неверова и П.Романова. Пробудился массовый интерес к сцене. Возрождались полузабытые традиции массового площадного действа. Пробудился массовый интерес к сцене. Возрождались полузабытые традиции массового площадного действа.
2 Главное место в литературе гг. занимала поэзия. Главное место в литературе гг. занимала поэзия. Повсеместно проводились поэтические конкурсы, несмотря на полиграфические трудности, на страницах газет, журналов, сборников, альманахов публиковались стихи. Повсеместно проводились поэтические конкурсы, несмотря на полиграфические трудности, на страницах газет, журналов, сборников, альманахов публиковались стихи. Особой популярностью в Москве пользовались кафе «Питтореск», «Бом», «Стойло Пегаса», «Кафе футуристов». Особой популярностью в Москве пользовались кафе «Питтореск», «Бом», «Стойло Пегаса», «Кафе футуристов». Центральными фигурами поэзии тех лет сегодня признаны А.Блок, В.Маяковский, С.Есенин, Д.Бедный, В.Хлебников. В бурлящем поэтическом котле того времени они выступали как равные с представителями массовой поэтической самодеятельности – пролеткультовцами, футуристами, имажинистами и т.п. Центральными фигурами поэзии тех лет сегодня признаны А.Блок, В.Маяковский, С.Есенин, Д.Бедный, В.Хлебников. В бурлящем поэтическом котле того времени они выступали как равные с представителями массовой поэтической самодеятельности – пролеткультовцами, футуристами, имажинистами и т.п. В поэзии ярче, полнее всего выразился двуединый пафос времени: восторженные оды в честь революции (В.Маяковский, Д.Бедный, поэты-пролеткультовцы М.Герасимов, В.Кириллов, Н.Полетаев) и эмоциональные проклятия в ее адрес (М.Волошин, И.Бунин, З.Гиппиус и др.). В поэзии ярче, полнее всего выразился двуединый пафос времени: восторженные оды в честь революции (В.Маяковский, Д.Бедный, поэты-пролеткультовцы М.Герасимов, В.Кириллов, Н.Полетаев) и эмоциональные проклятия в ее адрес (М.Волошин, И.Бунин, З.Гиппиус и др.).
3 Литературное движение 1920-х годов. Новая экономическая политика. Новая экономическая политика. Возникновение множества издательств («ЗиФ», «Госиздат» и др.). Возникновение множества издательств («ЗиФ», «Госиздат» и др.). Открытие журналов: «Красная новь» (1921), «Молодая гвардия» (1922), «На посту» (1923), «Новый мир» (1925). Повсеместное возникновение литературных обществ, объединений, группировок: «Кузница», «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), конструктивисты, ничевоки, экспрессионисты, люминисты и т.д. Открытие журналов: «Красная новь» (1921), «Молодая гвардия» (1922), «На посту» (1923), «Новый мир» (1925). Повсеместное возникновение литературных обществ, объединений, группировок: «Кузница», «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), конструктивисты, ничевоки, экспрессионисты, люминисты и т.д.
4 Партия большевиков ставила перед художниками задачу создать новую культуру, доступную пониманию многомиллионной аудитории. Партия большевиков ставила перед художниками задачу создать новую культуру, доступную пониманию многомиллионной аудитории. Возникновение Культурно-просветительной организации пролетариата (сентябрь 1917). Возникновение Культурно-просветительной организации пролетариата (сентябрь 1917). Идеологом пролеткультовского движения был большевик А.А.Богданов. Идеологом пролеткультовского движения был большевик А.А.Богданов. Эта культурно-просветительская и литературно- художественная добровольная организация пролетарской самодеятельности в различных областях искусства характеризовалась резко отрицательным отношением к культурному наследию. Эта культурно-просветительская и литературно- художественная добровольная организация пролетарской самодеятельности в различных областях искусства характеризовалась резко отрицательным отношением к культурному наследию. Девиз Пролеткульта – Вперед, напрямик, по остаткам старого мира «пройти Карфагеном!». Девиз Пролеткульта – Вперед, напрямик, по остаткам старого мира «пройти Карфагеном!». Наибольшее развитие Пролеткульт получил в гг., в середине 20-х гг. пролеткульты пришли в упадок, резко критиковались властями и в 1932 г. прекратили свое существование. Наибольшее развитие Пролеткульт получил в гг., в середине 20-х гг. пролеткульты пришли в упадок, резко критиковались властями и в 1932 г. прекратили свое существование.
5 К середине 1920-х гг. определились три основные противоборствующие силы: РАПП, «Перевал» и попутчики. К середине 1920-х гг. определились три основные противоборствующие силы: РАПП, «Перевал» и попутчики. Заметную роль в литературной жизни 1920-х гг. сыграла Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Заметную роль в литературной жизни 1920-х гг. сыграла Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). РАПП – массовая советская литературная организация, действовавшая в гг., ориентировавшаяся главным образом на творчество писателей, вышедших из рабочих, и боровшаяся за партийность в литературе. РАПП – массовая советская литературная организация, действовавшая в гг., ориентировавшаяся главным образом на творчество писателей, вышедших из рабочих, и боровшаяся за партийность в литературе. Руководство РАПП нередко впадало в догматизм и вульгарный социологизм в суждениях о художественном творчестве. Руководство РАПП нередко впадало в догматизм и вульгарный социологизм в суждениях о художественном творчестве. Ошибочные тенденциозные оценки творчества ряда писателей, тон литературной команды в обращении с инакомыслящими, зазнайство и высокомерие (комчванство) – это и многое другое не позволило ей занять лидирующее положение в литературе. Ошибочные тенденциозные оценки творчества ряда писателей, тон литературной команды в обращении с инакомыслящими, зазнайство и высокомерие (комчванство) – это и многое другое не позволило ей занять лидирующее положение в литературе. Особенно агрессивна была РАПП по отношению к попутчикам. Особенно агрессивна была РАПП по отношению к попутчикам.
6 Попутчиками называли писателей, которые хотя и сотрудничали с новой властью, не были выходцами из пролетарских и крестьянских социальных слоев и не овладели, по мнению рапповцев, коммунистической идеологией. Попутчиками называли писателей, которые хотя и сотрудничали с новой властью, не были выходцами из пролетарских и крестьянских социальных слоев и не овладели, по мнению рапповцев, коммунистической идеологией. Сопротивление притязаниям РАПП на монопольное руководство литературой оказывали группы «Перевал» и «Серапионовы братья». Сопротивление притязаниям РАПП на монопольное руководство литературой оказывали группы «Перевал» и «Серапионовы братья». Группу «Перевал» возглавлял известный критик- коммунист, журналист и писатель А.Воронский. Группу «Перевал» возглавлял известный критик- коммунист, журналист и писатель А.Воронский. Открытой тенденциозности, социологизаторству, администрированию РАПП перевальцы противопоставили свое понимание новой художественной литературы как наследнице лучших традиций русской и мировой словесности, они призывали к объективному художественному воспроизведению действительности в духе гуманизма, настаивали на важности интуиции в процессе творчества. Открытой тенденциозности, социологизаторству, администрированию РАПП перевальцы противопоставили свое понимание новой художественной литературы как наследнице лучших традиций русской и мировой словесности, они призывали к объективному художественному воспроизведению действительности в духе гуманизма, настаивали на важности интуиции в процессе творчества.
7 Постановление ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925). ЦК партии в постановлении претендовал на роль своеобразного законодателя и арбитра в спорах литературных группировок. Постановление ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925). ЦК партии в постановлении претендовал на роль своеобразного законодателя и арбитра в спорах литературных группировок. Литературный процесс 1920-х гг. характеризуется тематическим богатством и жанровым разнообразием, необычайной активностью во всех видах и жанрах творчества. Среди огромного количества произведений, созданных в это время, оказалось немало имеющих художественную ценность, таких, которым была суждена долгая жизнь. Главный смысл, пафос литературного движения этих лет заключался в поиске новых путей, новых форм. Литературный процесс 1920-х гг. характеризуется тематическим богатством и жанровым разнообразием, необычайной активностью во всех видах и жанрах творчества. Среди огромного количества произведений, созданных в это время, оказалось немало имеющих художественную ценность, таких, которым была суждена долгая жизнь. Главный смысл, пафос литературного движения этих лет заключался в поиске новых путей, новых форм.
8 Яркие творческие индивидуальности появились в русской поэзии. В ней возродился полузабытый жанр баллады. Интересную эволюцию за этот период совершила поэма – от «Двенадцати» А.Блока до «Хорошо!» и «Во весь голос» В.Маяковского. Яркие творческие индивидуальности появились в русской поэзии. В ней возродился полузабытый жанр баллады. Интересную эволюцию за этот период совершила поэма – от «Двенадцати» А.Блока до «Хорошо!» и «Во весь голос» В.Маяковского. Поэзия 1920-х годов. Поэзия 1920-х годов. Сложная картина школ и тенденций. Пролеткультовская поэзия. Агитационные стихи Д.Бедного. Сложная картина школ и тенденций. Пролеткультовская поэзия. Агитационные стихи Д.Бедного. Лирическая поэзия, романтические баллады Н.Тихонова, Э.Багрицкого, Н.Дементьева, М.Светлова. Лирическая поэзия, романтические баллады Н.Тихонова, Э.Багрицкого, Н.Дементьева, М.Светлова. Александр Александрович Блок, личность и творчество. Поэмы Блока «Двенадцать» и «Скифы». Тема святочного карнавала. Александр Александрович Блок, личность и творчество. Поэмы Блока «Двенадцать» и «Скифы». Тема святочного карнавала. Жизнь и творчество Николая Степановича Гумилева. Жизнь и творчество Николая Степановича Гумилева.
9 В прозе наибольшего расцвета достигли жанры: повесть, а также рассказ, очерк. Начало работы над романами- эпопеями: «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Хождение по мукам» А.Толстого и др. В прозе наибольшего расцвета достигли жанры: повесть, а также рассказ, очерк. Начало работы над романами- эпопеями: «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Хождение по мукам» А.Толстого и др. Проза 1920-х годов: проблема нового человека, интеллигенция и революция, сатира и антиутопия. Проза 1920-х годов: проблема нового человека, интеллигенция и революция, сатира и антиутопия. Трагический эпос Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Трагический эпос Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Героико-революционная тема и лениниана в советской драматургии х годов. Героико-революционная тема и лениниана в советской драматургии х годов. Литературное движение 1930-х годов. Литературное движение 1930-х годов. К началу 30-х гг. большинство литературных группировок было разогнано. К началу 30-х гг. большинство литературных группировок было разогнано. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932 ). Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932 ).
10 1934г. – переломный год для литературы: полная ликвидация свободы творчества, превращение в отрасль государственной идеологии. 1934г. – переломный год для литературы: полная ликвидация свободы творчества, превращение в отрасль государственной идеологии. Первый Всесоюзный Съезд советских писателей, создание Союза писателей. Первый Всесоюзный Съезд советских писателей, создание Союза писателей. Провозглашение метода социалистического реализма. Провозглашение метода социалистического реализма. Основная задача литературы - изображение трудовой деятельности народа, коллектива, преобразование действительности, тема человека труда, изменяющего мир. Основная задача литературы - изображение трудовой деятельности народа, коллектива, преобразование действительности, тема человека труда, изменяющего мир. Важнейшие принципы метода: партийность, народность, социалистический гуманизм. Важнейшие принципы метода: партийность, народность, социалистический гуманизм. Внедрение метода социалистического реализма, большинство принципов которого к творческому методу отношения не имело, установки носили организационный и идеологический характер, нанесло определенный вред литературе, так как ориентировали писателей на чисто социологическое освещение действительности, навязывали надуманные критерии оценок человека и искусства. Внедрение метода социалистического реализма, большинство принципов которого к творческому методу отношения не имело, установки носили организационный и идеологический характер, нанесло определенный вред литературе, так как ориентировали писателей на чисто социологическое освещение действительности, навязывали надуманные критерии оценок человека и искусства.
11 Начался процесс усреднения языка. Начался процесс усреднения языка. Сузился диапазон жанров – исчезали лирика, сатира, фантастика. Сузился диапазон жанров – исчезали лирика, сатира, фантастика. Общественно-литературная ситуация. «Обострение классовой борьбы». Общественно-литературная ситуация. «Обострение классовой борьбы». Травля А.Платонова, вынужденный отъезд за границу Е.Замятина, высылка в Сибирь Н.Клюева, арест О.Мандельштама. Травля А.Платонова, вынужденный отъезд за границу Е.Замятина, высылка в Сибирь Н.Клюева, арест О.Мандельштама. Проза, поэзия и драматургия 1930-х годов. Проза, поэзия и драматургия 1930-х годов. Основная особенность литературного движения 1930-х гг. – преобладание эпического начала во всех видах творчества. Основная особенность литературного движения 1930-х гг. – преобладание эпического начала во всех видах творчества. Создание многотомных романов-эпопей М.Горького, А.Толстого, М.Шолохова, В.Шишкова. Создание многотомных романов-эпопей М.Горького, А.Толстого, М.Шолохова, В.Шишкова. Среди крупных поэтических жанров преобладали повесть в стихах и сюжетная эпическая поэма: Среди крупных поэтических жанров преобладали повесть в стихах и сюжетная эпическая поэма: «Страна Муравия» (1936) А.Твардовского, «Соляной бунт» (1933) П.Васильева, «Зодчие» (1938) Д.Кедрина и др. «Страна Муравия» (1936) А.Твардовского, «Соляной бунт» (1933) П.Васильева, «Зодчие» (1938) Д.Кедрина и др.
12 Проза х годов Очерки жизни и творчества писателей. Максим Горький ( ). Максим Горький ( ). И.С.Шмелев ( ). И.С.Шмелев ( ). А.Н.Толстой ( ). А.Н.Толстой ( ). М.А.Булгаков ( ). М.А.Булгаков ( ). Б.А.Пильняк ( ). Б.А.Пильняк ( ). И.Э.Бабель ( ). И.Э.Бабель ( ). М.М.Зощенко ( ). М.М.Зощенко ( ). И.Ильф ( ) и Е.Петров ( ). И.Ильф ( ) и Е.Петров ( ). В.В.Набоков ( ). В.В.Набоков ( ). Л.М.Леонов ( ). Л.М.Леонов ( ). Ю.К.Олеша ( ). Ю.К.Олеша ( ). А.П.Платонов ( ). А.П.Платонов ( ). М.М.Шолохов ( ). М.М.Шолохов ( ).
13 Поэзия х годов Очерки жизни и творчества писателей. М.А.Волошин ( ). М.А.Волошин ( ). Н.А.Клюев( ). Н.А.Клюев( ). В.Ф.Ходасевич ). В.Ф.Ходасевич ). О.Э. Мандельштам ( ). О.Э. Мандельштам ( ). М.И.Цветаева ( ). М.И.Цветаева ( ). В.В.Маяковский ( ). В.В.Маяковский ( ). С.А.Есенин ( ). С.А.Есенин ( ).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.