Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnkrz.gov.ua
1 1 Оценка доминирующего положения предприятий на рынке телекоммуникационных услуг Украины к.э.н., доцент кафедры экономики ГУИКТ (г. Киев) НОВИКОВА И.В.
2 2 Доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара или услуги, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на процесс конкуренции, затруднять доступ на рынок товара (работ, услуг) другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их хозяйственной и предпринимательской деятельности. Под злоупотреблением доминирующим положением понимаются все формы использования хозяйствующим субъектом или группой хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга, доминирующего положения, ограничивающие конкуренцию и/или ущемляющие интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара или услуги является доля товарного рынка, принадлежащая хозяйствующему субъекту.
3 3 Согласно законодательства ЕС, понятие доминирующее положение трактуется следующим образом: Предприятие занимает доминирующее положение, если оно имеет возможность действовать независимо, не принимая во внимание конкурентов, покупателей и поставщиков. Такое положение может заниматься предприятием благодаря его доле на рынке данного продукта, доступу к технологии, рынкам сырья, наличию материалов или капитала. Благодаря своему положению доминирующее предприятие может диктовать цены, контролировать производство или распределение значительной части определенной продукции. Такое положение необязательно связано с абсолютным господством, позволяющим полностью подавлять других участников рынка, но должно быть достаточным для того, чтобы предприятие могло действовать независимо, не считаясь с ними.
4 4 Страна действия Критерии, характеризующие статус доминирующего положения антимонопольного закона 1Страны ЕС в целом Положение не может быть признано доминирующим, если доля субъекта менее 40% 2ГерманияДоминирующим признается предприятие, имеющее не менее трети рыночной доли, а также если три участника имеют 50% или пять участников- 2/3 совместной рыночной доли 3ФранцияДоля одного субъекта на рынке определенной продукции составляет 25% сделок 4ВеликобританияДоминирующее положение предусматривает наличие доли рынка 25% и более. 5Португалия, Чехия, Венгрия Доля рынка одного субъекта превышает 30% 6ИспанияДоля рынка одного субъекта превышает 25% 7ШвецияДоля рынка от 40 до 50% рассматривается как указывающая на доминирование, свыше 65% - как доминирующая. 8Польша, ЛитваДоля рынка одного субъекта превышает 40% 9МонголияОдин субъект, действующий самостоятельно, или группа, действующая сообща, постоянно поставляет на рынок свыше 50% определенных товаров 10Республика Корея Компания контролирует 50% рынка или суммарная доля трех ведущих компаний составляет 75% и более 11СШАДоминирующее положение предприятия или группы предприятий возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 оборота, на 3 – свыше ½ оборота или на 5 – 2/3 оборота 12ЯпонияДоминирующее положение возникает, когда доля одного крупнейшего поставщика превышает 50% либо доля двух – 75% 13РоссияНе может быть признано доминирующим положение, если доля субъекта составляет менее 35%.
5 5 1.Индекс доминирования Определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка: где CR k - индекс концентрации (доминирования); N - число фирм в отрасли; y i =q i /Q - доля производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли. Измеряется в долях или в процентах. Чем выше значения данного показателя, тем сильнее рыночная власть крупнейших фирм, тем сильнее степень доминирования на рынке, и тем слабее конкуренция. Целесообразно исследовать значения индекса для 3 или 4 крупных фирм рынка. При этом выделяют следующие критерии сопоставления рыночных структур : неконцентрированным - при CR 3 ниже 45%; умеренно концентрированным - при CR 3 = 45-70%; высококонцентрированным - при CR 3 > 70%. Показатели рыночного доминирования
6 6 2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: где y i =q i /Q - доля производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли; N - число фирм в отрасли. Значения ННІ могут быть выражены в долях либо в процентах. Чем меньшие значения принимает индекс Херфиндаля-Хиршмана, тем сильнее конкуренция на рынке, меньше доминирование и слабее рыночная власть фирм. Показатели рыночного доминирования
7 7 Дисперсия определяется как отклонения рыночных долей всех фирм рынка: где средняя рыночная доля; N число фирм в отрасли. Показатель дисперсии измеряется в абсолютных значениях и может принимать любые значения. Он характеризует возможную рыночную власть фирм через неравенство их размеров. Чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным и, следовательно, более концентрированным является рынок, тем слабее конкуренция и тем сильнее власть крупных фирм на рынке. Между индексом Херфиндаля-Хиршмана и дисперсией наблюдается следующее соотношение: так что при неизменном числе фирм более высокая дисперсия. Показатели рыночного доминирования
8 8 3. Коэффициент Джини Определяется как процентная доля размера отрасли, приходящаяся на процентное число фирм, действующих на рынке: где G - коэффициент Джини; D - кумулятивный процент размера отрасли (рынка); N - кумулятивный процент числа фирм на рынке. Показатели рыночного доминирования
9 9 4. Индекс Холла-Тайдмана Рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм рынка следующим образом: где НТ - индекс Холла-Тайдмана; R i - ранг фирмы на рынке (самая крупная фирма имеет ранг 1); y i - доля фирмы. Показатели рыночного доминирования
10 10 5. Индекс Лернера - показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительное превышение цены товара над предельными издержками его производства. L = (P - MC) / P ; откуда P = [1 / (1 - L)] MC [1 / (1 - L)] - повышательный фактор (наценка) - измеряет разницу между ценой и предельным продуктом. Показатели рыночного доминирования
11 11 Этапы оценки доминирующего положения предприятия на рынкетелекоммуникаций Этапы оценки доминирующего положения предприятия на рынке телекоммуникаций Оценка положения предприятий, работающих на каждом из телекоммуникационных рынков на основе классификации Ф.Котлера проведение SWOT анализа выделенных на предыдущем этапе предприятий для определения их конкурентных возможностей и предпосылок для занятия доминирующего положения на рынке Выделение нескольких предприятий, которые имеют наибольшие возможности для занятия доминирующего положения на рынке Определение рынков телекоммуникационных услуг Выделение 8 показателей конкурентоспособности, которые являются наиболее важными для каждого из рынков телекоммуникаций Построение схематической модели оценки конкурентоспособности предприятий на каждом из телекоммуникационных рынков
12 12 Оптимально определение 8 показателей, которые позволяют оценить степень доминирования конкретного предприятия на рынке. Математично модель оценки возможного домининрования предприятия на рынке, можно описать такой формулой: NI = ƒ (О 1 ) + ƒ (О 2 ) + ƒ (О 3 )... ƒ (О n ) = Σ ƒ (О n ) где NI – оценка совокупного доминирующего положения предприятия на отдельном рынке телекоммуникаций; О 1 – полученные совокупные данные по каждому отдельному показателю, О = 1,2,... n; n – количество факторов, которые анализируются. Графически модель лучше всего представить в виде многоугольника, в соответствии с методиками, которые используются для иссследования уровня конкурентоспособности предприятия. Этот метод базируется на отражении уровня значений каждого показателя по разным осям. В нашем случае это 8 осей, определенные полученные значения на каждой из них и определяют восьмиугольник.
13 13 Схематически восьмиугольник представлено на рисунке Восьмиугольник оценки конкурентного положения предприятия на рынке.
14 14 Использование данного метода при оценке доминирующего положения, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ: во-первых, в восьмиугольнике используется масштаб измерения в виде бальных экспертных оценок, что позволяет учитывать изменения на рынке и специфику любого из телекоммуникационных рынков; во-вторых, изображение на одном рисунке нескольких предприятий дает возможность сравнительной оценки и определения уровня доминирования предприятия.
15 15 При оценке параметров мы предлагаем использовать метод экспертных оценок, для проведения которых можно условно выделить 4 основных этапа: выбор экспертов та формирование экспертной группы; формирование вопросов, составление анкеты; анализ и обработка экспертных оценок; построение модели.
16 16 Таким образом, полученные восьмиугольники позволяют оценить основные предприятия, которые потенциально могут быть доминантными на рынке. Чем больше площадь восьмиугольника, тем сильнее конкурентная позиция предприятия на рынке. На наш взгляд, превышение площади многоугольника предприятия более чем на 20% по сравнению с основными конкурентами, выявленными нами на первых этапах проведения исследования позволяет говорить о возможном доминантном положении предприятия. Предложенная методика позволяет, с одной стороны, выявить наиболее сильных конкурентов на каждом из видов рынков, с учетом классификации рынков телекоммуникаций, с другой стороны, выделить 8 показателей по каждому рынку, которые являются наиболее важными именно для этого рынка и, в-третьих, привлечение экспертов позволяет снизить субъективность оценки и допустимое отклонение.
17 17
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.