Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемportal.tpu.ru
1 Тема 2. Фирма в условиях совершенной конкуренции 2.1 Конкуренция: понятие, виды, методы конкурентной борьбы 2.2 Совершенная конкуренция: понятие, условия существования 2.3 Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. 2.4 Долгосрочное конкурентное равновесие фирмы
2 Конкуренция: понятие, виды, методы конкурентной борьбы Конкуренция - это соперничество между участниками рынка, борьба за реализацию интересов экономических агентов Имеет положительные и отрицательные стороны:
3 Положительные стороны способствует развитию научно- технического прогресса; чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен; выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
4 Отрицательные стороны придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства; ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения; ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.
5 Виды конкуренции внутриотраслевая – конкуренция между предприятиями, производящими однородные товары за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли; межотраслевая – конкуренция между предпринимателями, занятыми в разных отраслях, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
6 Методы конкурентной борьбы 1. Легальные методы Ценовая конкуренция – оружие конкурентной борьбы – изменение цены. Применение конкурентно высоких и конкурентно низких цен, ценовая дискриминация (разные цены в разных местностях, для разных потребителей). Неценовая конкуренция – оружием борьбы выступают повышение качества товара, оказание дополнительных услуг, лишение конкурентов рынков сырья и сбыта, выпуск новых марок товаров и т.п
7 Методы конкурентной борьбы 2. Нелегальные методы – распространение ложных сведений о конкуренте, незаконное использование торговой марки конкурента, промышленный шпионаж.
8 Второй подход к определению конкуренции Конкуренция - способ взаимодействия фирм на рынке, характеристика рыночной структуры
9 Виды конкуренции совершенная конкуренция; чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.
10 Критерии классификации количество фирм в отрасли, характер продукта, контроль отдельной фирмы над ценами, свобода вхождения в отрасль и выхода из нее.
11 Коэффициент Лернера L = (P – MC)/P L – коэффициент Лернера Р- цена на товар МС – предельные издержки
12 Барьеры входа и выхода Искусственные барьеры - связанны с предоставлением ограниченному кругу предприятий лицензий или патентов на какой-либо вид деятельности, различного рода государственные ограничения. Естественные барьеры – связаны а) с действием положительного эффекта масштаба производства; б) с более низкими издержками производства у действующих предприятий по сравнению с «новичками»; в) с дифференциацией продукции и приверженностью определенной торговой марке
13 Совершенная конкуренция: понятие, условия существования Совершенная конкуренция – позволяет рассмотреть исходную модель поведения фирмы в условиях чистой конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде
14 Условия возникновения и существования совершенной конкуренции большое число небольших производителей (продавцов) предлагают однородную, стандартизированную продукцию большому количеству покупателей
15 Условия возникновения и существования совершенной конкуренции Продукция фирм однородна, все товары отрасли являются совершенными заменителями. Таким образом, неценовая конкуренция отсутствует
16 Условия возникновения и существования совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия фирмы являются ценополучателями
17 Условия возникновения и существования совершенной конкуренции Отсутствуют барьеры для входа в данную сферу производства и выхода из нее, вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений. наблюдается полная мобильность факторов производства и свободный доступ к экономической информации
18 Специфика кривой спроса спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Р Е. С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать всю свою продукцию по цене Р Е, т.е. у нее нет необходимости продавать товар по цене ниже Р Е. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене Р Е, определяемой рыночным спросом и предложением.
19 Кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента РР D S dPEPE QQ
20 Специфика кривой спроса D=AR=MR D – спрос AR – средний доход MR – предельный доход
21 Доход фирмы совершенного конкурента Совокупный доход (ТR) общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции, TR = PхQ, Средний доход (АR) доход от реализации единицы продукции, AR = TR/Q Предельный доход (MR) прирост дохода, получаемый продавцом при продаже дополнительной единицы товара, MR = TR n – TR n-1 / Q n – Q n-1
22 Графический анализ РЕРЕ TR ARMR, Р Q
23 Краткосрочная кривая предложения фирмы для фирмы совершенного конкурента краткосрочная кривая предложения совпадает с кривой ее предельных издержек (МС) выше минимального уровня средних переменных издержек (AVC).
24 Графический анализ С, R Q AVC MC P0P0 PEPE МRМR
25 Краткосрочная кривая предложения фирмы Производитель будет наращивать объем производства до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. Р=МR=МС – условие максимизации прибыли.
26 Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном периоде Существует два взаимосвязанных метода или подхода определения точки оптимума, т.е. объема выпуска, обеспечивающего фирме максимизацию прибыли (или минимизацию издержек, если получение прибыли невозможно).
27 Метод совокупных показателей Совокупная прибыль фирмы максимизируется при таком объеме выпуска, когда разница между совокупным доходом (ТR) и общими издержками (ТС) будет максимально большой. П = TR – TC = max
28 Графический анализ C Q TR TC + - Q min
29 Точка безубыточности
30 Метод предельных издержек предельного дохода МС = МR - совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения МC > МR - предприятие может увеличить прибыль за счет сокращения объема производства МC < МR - прибыль может быть увеличена за счет расширения производства
31 Варианты положения фирмы на рынке Максимизация прибыли. P>ATC С,R Q ATC MC P MR Q опт эконом. прибыль
32 Экономические потери и операционная прибыль АVС < Р < АТС С,R Q ATCMC P AVC Q опт эк. потери операц. прибыль MR
33 Закрытие. Р < AVC С, R Q AVC MC PEPE убыток АТС MR Q опт
34 Долгосрочное конкурентное равновесие фирмы В долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства
35 Графический анализ РР D S dPEPE QQ AVC убыток P' E фирма отрасль S'
36 Графический анализ РР D S d PEPE QQ AVC эк прибыль P' E фирма отрасль S'
37 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде MR = MC = P = AC
38 При совершенной конкуренции достигается Производственная эффективность, благодаря равенству цены и минимальных средних издержек (Р = АС). Эффективность распределения ресурсов, благодаря равенству цены и предельных издержек (Р = МС)
39 Вопросы и задания для самоконтроля 1.Чем отличаются подходы к определению понятия конкуренция 2.Перечислите основные методы конкурентной борьбы 3.Назовите основные критерии классификации рыночных структур 4.При каких условиях существует совершенная конкуренция 5.Назовите правило максимизации прибыли 6.Когда фирме в краткосрочном периоде стоит закрыться.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.