Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемlearning.9151394.ru
1 «Слово о полку Игореве» Система уроков литературы в 9 классе Система уроков литературы в 9 классе
2 Цели уроков: Понять идейное содержание произведения Понять идейное содержание произведения Познакомиться с композицией «Слова» Познакомиться с композицией «Слова» Проанализировать памятник с точки зрения его художественного своеобразия Проанализировать памятник с точки зрения его художественного своеобразия
6 Композиция (построение) памятника Сколько, по-вашему, частей в «Слове…»? Сколько, по-вашему, частей в «Слове…»? Озаглавим эти части Озаглавим эти части 1. Вступление 2. Основная часть (затмение, первая битва, вторая битва, сон Святослава, золотое слово Святослава, плач Русской замли, плач Ярославны, побег из плена) 3. Заключение
7 Вступление к поэме послушайте вступление к произведению и ответьте на вопросы: Какова повесть, которую собирается рассказывать автор? Чем его манера повествования отличается от манеры Бояна? Чем прославился вещий Боян?
8 Содержание «Слова о полку Игореве» Запишите по ходу просмотра видеосюжета основные события произведения
9 Затмение Поход начинается с затмения. Сама природа как бы предупреждает Игоря о том, что поход его не будет счастливым. Но ум князя также находится в затмении, его амбиции вступили в столкновение с доводами рассудка, и он решает идти дальше.
10 Первая битва В произведении не описывается первая битва, так как для идейного содержания произведения она не играет большой роли. Мы только узнаём, что русичи взяли богатую добычу. В произведении не описывается первая битва, так как для идейного содержания произведения она не играет большой роли. Мы только узнаём, что русичи взяли богатую добычу.
11 Буй Тур Всеволод А вот вторая битва описывается со всеми подробностями, так как она закончилась плачевно для Игоря и его войска. Особенно ярко автор «Слова» показывает образ Всеволода. «Куда ты, буй-тур, поскачешь, повсюду лежат поганые половецкие головы». Всеволод выглядит в этой сцене как былинный богатырь.
12 Прослушайте эпизод «Вторая битва» и ответьте на вопросы: Как описываются половцы? Какие щиты у русичей? О чём говорит эта цветовая гамма? Как описывается Всеволод? Какие эпитеты даёт ему автор? Какой приём при его описании использует? Как он ведёт себя в бою? Что он забыл? Каким образом автор «Слова» хочет показать исключительность этой битвы?
13 Каков результат битвы? Каков результат битвы? Почему, по-вашему, Игорь потерпел поражение? Почему, по-вашему, Игорь потерпел поражение? Какие черты характера вынудили его выступить в поход? Какие черты характера вынудили его выступить в поход?
14 Сопоставляя две битвы, можно сказать, что первая описана лаконично, а вторая пространно. Почему? Сопоставляя две битвы, можно сказать, что первая описана лаконично, а вторая пространно. Почему? Каковы для Руси последствия поражения Игоря? Каковы для Руси последствия поражения Игоря? Какие образы помогают передать чувства горечи и печали? Какие образы помогают передать чувства горечи и печали? Куда действие переносится во второй части? Куда действие переносится во второй части?
15 Золотое Слово Святослава Перед вами – князь Святослав Киевский, умудренный опытом полководец и государственный деятель. Как он узнал о поражении Игоря и Всеволода? Как он относится к случившемуся? И тогда великий Святослав // Изронил свое златое слово… В чем суть его? Каким на этой иллюстрации изображён Святослав?
16 Плач Ярославны Плач Ярославны – вершина художественного мастерства автора «Слова». Ярославна, в традициях фольклорной поэзии, обращается к солнцу, ветру, Днепру с просьбой, чтобы они помогли её мужу и его воинам. Этот образ очень поэтичен. С него начинается галерея необыкновенно преданных, любящих образов русских женщин. Плач Ярославны – вершина художественного мастерства автора «Слова». Ярославна, в традициях фольклорной поэзии, обращается к солнцу, ветру, Днепру с просьбой, чтобы они помогли её мужу и его воинам. Этот образ очень поэтичен. С него начинается галерея необыкновенно преданных, любящих образов русских женщин.
17 Анализ сцены «Плач Ярославны» Послушайте плач Ярославны. Послушайте плач Ярославны. На какие три композиционные части он делится? На какие три композиционные части он делится? Какие строчки звучат рефреном? Какие строчки звучат рефреном? Какие языковые средства использует автор? Какие языковые средства использует автор?
18 Выводы: Итак, композиция Слова… строго продумана. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками. Итак, композиция Слова… строго продумана. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками. Каков этот путь? Каков этот путь?
19 Слово…, по мнению Д.С. Лихачева, - произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей. Слово…, по мнению Д.С. Лихачева, - произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей. Слово о полку Игореве… представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Эта речь – то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем. Слово о полку Игореве… представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Эта речь – то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем. Слово о полку Игореве, продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине. Слово о полку Игореве, продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине. Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, – основной художественный образ Слова… Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, – основной художественный образ Слова…
20 Домашнее задание Читать: Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея величества императрицы Елизаветы Петровны», Державин «Властителям и судиям», Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Читать: Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея величества императрицы Елизаветы Петровны», Державин «Властителям и судиям», Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).
Ссылка на источник: learning.9151394.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.