Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемvsv.lokos.net
1 Основы духовно- нравственной культуры народов России Основы духовно- нравственной культуры народов России
2 Нормативно-правовая база внедрения учебного курса ОРКСЭ Конституции Российской Федерации, ст.28. Федеральном закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от г ФЗ. Закон Российской Федерации «Об образовании» Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. 201). Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П ). Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 7 декабря 2009 г., в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и структура учебных пособий для школьников. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации ( МД- 883/03) от 8 июля 2011 г. Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» ( 41-1) от 17 сентября 2009 г.
3 Нормативно-правовая база внедрения учебного курса ОРКСЭ Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 4 октября 2011 г. о взаимодействии государственных образовательных учреждений и религиозных организаций в решении вопросов, связанных с преподаванием основ религиозных культур в Российской Федерации. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 27 октября 2011 года /11 «Об организации работы в общеобразовательных учреждениях по введению учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
4 Термин «духовно-нравственное воспитание» Термин «духовно-нравственное воспитание» Уже само словосочетание «духовно-нравственное» показывает привнесение в его содержательный смысл нового определения – «духовность». С нравственным воспитанием наши учителя уже знакомы. Однако, значит ли, что в нем не доставало духовности? В философии ХХ века духовность человека понималась как стремление к абсолюту нравственных истин. Это стремление и опыт порождают высшие способности: разумность, дар речи, волю, совесть, свободу, интуицию, высокие эстетические чувства, творческую активность, открытость в самопознании и в самоопределении, жажду совершенства, способность к любви и служению. Духовность это также и умение устанавливать свободные, продуманные и ответственные отношения с другими людьми, способность брать на себя ответственность за свои поступки и за других людей и все живое на земле. В советской школе духовность понимали как стремление к идеалам и в этом значении советский период времени, конечно же, считается духовным.
5 · Новый предмет Основы духовно-нравственной культуры народов России Модуль выбирается родителями или лицами, их заменяющими. Можно изменить выбор модуля и переходить во время изучения предмета по желанию родителей и обучающихся. Предмет без оценок Рассчитан на 34 часа, первые два урока – общие, последние четыре – заключительные общие. Рассчитан на 1 занятие в неделю в 4 классе. Состоит из шести учебников:
6 Основы православной культуры Авторы: Воскресенский О.В., Костюкова Т.А., Савченко К.В. И др. Основы исламской культуры Авторы: Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы иудейской культуры Авторы: Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы буддийской культуры Авторы: Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы мировых религиозных культур Авторы: Амиров А.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.Н., Китинов Б.У., Малышев А.Б., Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Сергазина К.Т., Бурмина Т.Ю Основы светской этики Авторы: Шемшурин А.А., Демин Р.Н., Брунчукова Н.М., Савченко К.В., Тишина О.Ю.
7 Задачи образования, социализации, воспитания Задачи образования, социализации, воспитания В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания – формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, людей высокой нравственности, проявляющих религиозную терпимость, положительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов.
8 Задачи: знакомство учащихся с содержанием курса, формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике; развитие интереса к этой области знаний; развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Новый предмет Основы духовно-нравственной культуры народов России
9 В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения воспитательный результат освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». -Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. -Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. - Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
10 Задачи образования, социализации, воспитания Задачи образования, социализации, воспитания Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота. В нормативных документах отмечается, что в процессе воспитания необходимо опираться на сотрудничество культуры, науки и религии на основе общего понимания нравственных начал мотивации поведения человека.
11 ПОЧЕМУ ВВОДИТСЯ НОВЫЙ ПРЕДМЕТ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ? Изменение сегодня отношения к роли воспитания в общеобразовательной школе, в образовательном процессе может означать практический поворот к новой образовательной парадигме, в которой именно воспитанию отводится доминирующая роль. Решать эту задачу возможно только совместными усилиями образовательных учреждений, семьи, общественности, культуры, науки. Сегодня в этом процессе участвуют и религиозные учреждения. Нравственные основы мотивации поведения человека необходимо направить в русло социального творчества, понимаемого как любая созидательная деятельность во имя общественного блага.
12 Почему вводится новый предмет» «Основы духовно- нравственной культуры народов России» Духовно-нравственную культуру следует понимать не просто как новый предмет, отдельную дисциплину. По мнению авторов – это непрерывное воспитание мироощущения, воспитание чувств. В контексте вышесказанного предлагается рассматривать и внедрение нового предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России». Гуманистическая направленность образования основывается на праве ребёнка получать всю полноту знаний о нашем мире, о мировой культуре и о религиях мира, как важной составляющей этой культуры. А светскость государства и школы определяется в том числе и в большей степени характером отношений, сложившихся между ними и религиозными организациями, признанием свободы вероисповедания и мировоззренческих позиций всех граждан страны и участников образовательного процесса. Знания о религиозной культуре, как части общей культуры человечества, должны преподаваться в светской школе в соответствии с общеобразовательными критериями, в неконфессиональном варианте, как развивающее знание.
13 Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Культурные, в том числе религиозные культурные традиции, необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров и убеждений друг друга и связанных с ними традиций.. Общаясь с человеком, следует знать, что для него свято, как он может понять те или иные наши поступки или слова. ПОЧЕМУ ВВОДИТСЯ НОВЫЙ ПРЕДМЕТ «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
14 Почему вводится новый предмет» «Основы духовно- нравственной культуры народов России» Программа нового предмета может стать своеобразным путеводителем в процессе самоидентификации личности ребёнка, помочь осмыслить главные нравственные ценности, выделить принципы культурной самобытности.
15 Почему вводится новый предмет «Основы духовно- нравственной культуры народов России» Новый предмет не может стать успешным в отрыве от других школьных предметов и вне системы воспитания в школе в целом. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в школе может стать уникальной возможностью связать воедино представления о происхождении жизни, человека, о географии и культуре древних цивилизаций, о «взрослении» человечества, то есть об эволюции этических норм в обществе и духовности от родовых культов до господствующих религий наших дней. Новый комплексный учебный курс дает возможность на основе уже имеющихся знаний обучающихся, полученных ими при изучении предметов начальной школы («Окружающего мира», «Литературного чтения» и др.) систематизировать и дать целостное знание о мире ещё до подробного изучения и разделения на отдельные предметы.
16 ПРИ ВВЕДЕНИИ ПРЕДМЕТА УЧИТЫВАются Особенности религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе и в школе: современный учитель сегодня повсеместно оказывается в положении, когда в школе, в классе учатся дети из семей, исповедующих разные мировоззренческие взгляды, придерживающихся разных культурных традиций. профессиональная позиция педагога, независимо от его личных убеждений и мировоззренческих взглядов, должна быть нейтральной, выдержанной и уважительной по отношению к любой иной культурной традиции. Этого требует принцип светскости школы. Это не означает, что педагог должен скрывать свои убеждения и приверженность определенной культурной традиции, но это значит, что он не может использовать авторитет учителя для навязывания своих взглядов;
17 ПРИ ВВЕДЕНИИ ПРЕДМЕТА НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВВЕДЕНИИ ПРЕДМЕТА НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ новый предмет дается в рамках культурологического подхода, в целях решения задач духовно-нравственного развития школьников, воспитания у них толерантности и уважительного отношения к любой культурной традиции, приобщения к ценностям, которые составляют духовную жизнь человечества. К примеру, когда ребёнок, придя из школы, рассказывает, что вместе с учителем в рамках школьной программы они посетили храм, реакция родителей будет существенно разная в зависимости от цели посещения. Если детей в обязательном порядке заставили принять участие в церковной службе, молитве, не все родители сочтут это правильным. Если учитель познакомил детей с храмовой архитектурой, или духовной музыкой как с образцом данной религиозной культуры, с историей построения храма, объяснить им смысл происходящего в храме, вряд ли кто-то будет возражать.
18 Педагогический поиск: Педагогический поиск: На чем основаны такие утверждения? Содержание предмета должно представлять собой достаточный и отвечающий принципу возрастосообразности содержательный материал, подаваемый в контексте культурологического подхода и позволяющий сформировать у младших школьников первичные представления о светской и религиозной культуре. Учебники снабжены и соответствующим методическим аппаратом (структура учебников и уроков; система работы с иллюстрациями и с текстом; использование различного рода методических приемов, ориентированных на возраст младших школьников в разработке системы вопросов-заданий, в словарной работе, в работе по развитию речи, в формировании коммуникативной компетенции, критического мышления, умении размышлять, высказывать свое мнение, аргументировать его и т.д.)
19 Педагогический поиск: Педагогический поиск: В учебник каждого модуля могут быть смоделированы ситуации, близкие к жизненным и похожим для четвероклассников, учитывающие и моменты, похожие на переходную ситуацию из начальной школы в основную, и моменты введения нового предмета. В учебниках данного УМК введены «сквозные герои», которые так же, как и четвероклассники, изучая новый предмет, оказались в похожих обстоятельствах: выбор модуля, организационное деление на группы, приход нового учителя; часть детей могут заниматься в других группах, а в некоторые группы, наоборот, могут влиться учащиеся из других классов, занятия могут проходить не в привычном классе, а в кабинете (знакомство с кабинетной системой). Чтобы снять напряжение от необычности ситуации введения нового предмета, в учебниках предлагается определенным образом ее «проиграть», сделать так, чтобы она оказалась привычной, помогла справиться с тревогой и волнениями, объяснила, почему дети будут изучать новый предмет в разных группах (потому что они – представители разных культурных традиций).
20 Пример: «Дорогие друзья! Мы ваши сверстники. В этом году мы тоже начали изучать новый предмет «Основы православной культуры», который выбрали для нас родители. Ольга Петровна наша новая учительница, которая будет вести этот предмет. Если честно, мы еще пока к ней не совсем привыкли. Непривычно и то, что занимаемся мы не всем классом, а группой, потому что некоторые ребята изучают другие курсы. Но зато мы расскажем друг другу, о чем узнаем на своих уроках. К нам на уроки могут придти ребята из других классов. Это здорово, потому что мы сможем познакомиться с ними поближе. Интересно и то, что мы иногда будем заниматься не в нашем привычном классе, а в других кабинетах. «Кабинет литературы» звучит уже совсем по-взрослому, правда? Ольга Петровна пообещала, что у нас будут и необычные уроки «с секретом». Интересно, что это такое? В чем там секрет? Мы пока не смогли догадаться. А вы как думаете какие уроки можно назвать «необычными»? Давайте вместе все узнавать. Мы приглашаем вас побывать у нас на уроках. Приходите, когда захотите: гостям мы всегда рады»
21 ПРИМЕР О ситуации выбора определенного модуля совместно с родителями рассказывается в «Основах светской этики» («На семейном совете было решено выбрать для изучения…» или в «Основах исламской культуры» («Бабушка очень обрадовалась, когда узнала, что внук будет изучать в школе новый предмет…»). В «Основах мировых религиозных культур» «сквозные герои» – сверстники четвероклассников, ребята, живущие в разных странах и общающиеся друг с другом при помощи Интернета тоже размышляют о новом предмете и эти размышления становятся отправной точкой в совершаемом им путешествии по странам и знакомства с миром религий.
22 Педагогический поиск: Педагогический поиск: Сквозные герои выбираны с учетом того, чтобы они были знакомы и близки детям, любимы ими, несли позитивный заряд, могли снизить уровень тревожности в связи с введением нового предмета. Следует учесть также и традиции религиозных культур или светской этики, носителями которых являются дети. Например, в «Основах исламской культуры» героями, помогающими изучать новый предмет, стали бабушка Рабия и внуки; в «Основах иудейской культуры» – дедушка и внук, похожий на мальчика из стихов еврейского поэта О. Дриза об Эныке-Беныке; в «Основах буддийской культуры» - индийский мальчик и его друг слоненок; в «Основах светской этики» – старшая сестра; изучающая курс этики в университете, и ее брат; в «Основах православной культуры» – дети – ровесники сегодняшних четвероклассников и мальчик-пастушонок с монахом; в «Основах мировых религиозных культур» – дети из разных стран, которые общаются и дружат через Интернет.
24 Концептуальные положения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Итак, Концепция предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», вводимого в 4-5 классах общеобразовательной школы, основывается на положениях, которые обеспечивают действительную и эффективную реализацию целей и задач нового школьного предмета, обусловливают подходы к отбору содержания учебников и их методическому обеспечению. Это положения: - о культурологическом подходе, просветительской и развивающей роли нового предмета; - об обязательной направленности курса на объединение детей, а не на их разобщение (при внешнем организационном делении обучающихся на группы); - о возрастосообразности, проявляющейся в учете жизненной ситуации развития младших школьников 4-5 класса, учете их возрастных особенностей в обучении и воспитании, социализации и в процессе присвоения ими ценностей.
25 Три кита – основания, на которых строится УМК нового предмета ВозрастосообразностьОбъединение, а не разъединение Культурологический подход
26 И еще один кит… СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКОВ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывает: КОММУНИКАТИВНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА, РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, опору на личный опыт ребенка, обращение к его эмоциональной сфере, рефлексию, общий позитивный настрой – такой же, как этот кит Учебники представляются в диалоговом режиме ВСЕ ЭТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЭФФЕКТИВНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ И РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТА.
27 Культура язык ценности ритуалы обычаи традиции быт искусство образы носители культуры
28 Понятие культуры Понятие культуры У человечества накопился богатый опыт знакомства с культурами других народов, начиная с записок путешественников, описаний этнографов до ярких, запоминающихся фильмов-очерков и др. Все эти формы объединяет эффект создания в нашем сознании образа той или иной культуры, которая передается через этот образ, содержит представления о нравах, обычаях, традициях; знакомство с тем, как живут люди разных культур. Это и является общим, «сквозным» во всех основных «блоках» модулей предмета и должно отвечать на вопросы детей о том: = почему, зачем, ради чего, во имя чего люди живут так, а не иначе (ценностно- нормативный уровень, духовная составляющая культуры = как ведут себя люди в разной обстановке, ситуациях; в дни обычные и в особые – праздничные; как работают, отдыхают; как строят свои отношения с окружающими людьми, со старшими, с детьми, со сверстниками и т.п. (ритуально-поведенческий уровень); = какими предметами пользуются, какие производят, какие из них имеют для них особое значение и, например, свято почитаются, являясь теми атрибутами, по которым можно узнать, опознать данную культуру (предметно- атрибутивный уровень, материальный мир).
29 Основы православной культуры
30 Основы иудейской культуры
31 Основы исламской культуры
32 Основы буддистской культуры
33 Основы мировых религиозных культур
34 Основы светской этики
35 Анализ единиц языковой системы с духовно-нравственным компонентом значения (милосердие, благотворительность, гостеприимство, патриотизм, душа, семья и т.д.). знакомство со значением слова, представленным в тексте; подбор синонимов; определение основной мысли текста, толкование слова с помощью контекста и составление словосочетаний с данным словом; работа со Словарем; обращение к индивидуальному лексикообразующему опыту ребенка. Работа со словами-символами, выражающими своеобразие символики религиозной культуры и светской этики. этимология, семантика слова; ознакомление с текстами, повествующими о конкретном языковом символе; поиск примеров символики, связанных с конкретными культурными традициями; «присвоение» слов-символов через введение их в собственную устную и письменную речь. Христос, Мухаммед, Будда, намаз, крещение, бар-мицва, Библия, Коран, Тора и т.д.
36 Организация занятий Организация занятий В случае, когда предмет преподается без оценки, крайне важна роль рефлексии, важно, чтобы ребенок понял, как оценивается его учебная деятельность в процессе изучения предмета. Кроме того, в этом возрасте ребенку оказывается более доступной задача приобретения требуемых социальных навыков, которые осваиваются им не путем заучивания "сухих" правил и норм жизни в сообществе, а в результате их практической реализации. Поэтому, естественным требованием к организации процесса обучения является его жизненная, а не "книжная" направленность. В соответствие с этим не только подача материала того или иного модуля (формы и способы), но и сам отбор содержания материала модулей ориентированы на вовлечение ребенка в жизненные реалии соответствующей культуры (православной, исламской, буддисткой, иудейской и т.д.). В основе лежит феномен идентичности, достижение которой во время традиционного урока с его в основном"знаниевской" ориентацией представляется весьма сомнительным.
37 Организация занятий Организация занятий Кроме того, по мнению психологов, данный возраст характеризуется некоторой «недоигранностью» в детстве. Поэтому, как в содержании, так и в методическом обеспечении учебников, важно обращение к игровым формам, («сквозные герои», элемент путешествия, «не совсем обычные уроки», «уроки-погружения в эпохи» и т.д.); к работе с текстами и с иллюстративным материалом, в том числе мультимедийным (аудио, видео-записи); к заданиям, требующим от школьников овладеть элементами культуры (проектные задания, задания, в которых дети должны что-то сделать своими руками, задания с творческими элементами и т.д.),к рассмотрению и созданию ситуаций, жизненно близких детям; к эмоциональной сфере ребенка, к его жизненному опыты, к освоению практических навыков («то, чему я научился»).
38 Организация занятий Организация занятий Отбор содержательного материала и сама логика его подачи, изложения учитывала вышеназванные моменты. Во всех учебниках изложение материала как бы «окольцовано» общими уроками, их тематикой: первым - «Моя Родина – Россия», вторым, посвященным культуре, традициям, духовным ценностям; и последним уроком во всех модулях, на котором не только подводится некий тематический итог – напутствие детям - «Идти дорогами добра», но и дается определенный импульс к дальнейшему изучению курса: «Что бы вы еще хотели узнать о данной культурной традиции». Последние общие заключительные уроки (4 часа) представляют собой проекты на условную темы: «Что бы я хотел рассказать своим одноклассникам о моей культуре….». Эта тема задается уже на первых уроках и к ней учитель должен обращать детей в ходе изучения всего курса, используя для этого в системе заданий задания повышенной сложности ( *, **), участие их в проектной деятельности.
39 Организация занятий Организация занятий Цементирующими, объединяющими все учебники являются тематические «блоки» и стратегические линии в изложении материала, представляющие собой общие разделы, такие, как например: «Как сегодня жить по нравственным законам», «Семья и семейные ценности в…», «Календарный год в …культуре», «Золотое правило нравственности», самосовершенствование и т.д. Раздел о календарном годе в различных культурных традициях и праздниках открывает продолжение изучения предмета в 5 классе и выбран не случайно, по аналогии с новым учебным годом, календарным годом и годом в религиозных культурах. В разделах рассматриваются общие для разных культурных традициях темы: отношение к труду, к знаниям, к дружбе, к людям, к природе, к самим себе и т.д. Важное место уделяется воспитанию патриотизма и свидетельствам примеров единения представителей всех конфессий и светского государства; роли всех религиозных культур, их значения для общей культуры народов России в ее истории и современности.
40 Организация занятий Организация занятий При обязательном наличии общих тем для всех учебников, представляющих разные модули, в них делается акцент на то индивидуальное, что особенно важно для данной культурной религиозной или светской традиции, что представляется сегодня наиболее актуальным. Так, например, в «Основах мировых религиозных культур» акцент сделан на мирном диалоге всех религий, важности его для сегодняшней жизни всех народов и всех верующих. Последняя часть второго общего урока для всех модулей посвящена этой теме, а первый урок модуля «Основы мировых религиозных культур» начинается с урока, рассказывающего о съезде представителей всех религий в Астане. В материалах этого модуля школьники знакомятся с религиями мира через историю, мифы и сказания с учетом сложности материала и возрастными особенностями – в 4 классе, и более подробно – с традиционными религиями в 5 классе ( на основе уже полученных в 4 классе знаний).
41 Концептуальные Организация занятий Концептуальные Организация занятий О модуле «Основы мировых религиозных культур» часто можно слышать суждение о том, что этот модуль меньше всего ориентирован на решение воспитательных задач, и в большей степени в нем присутствует «знаниевый» компонент. Это не так: в «Основах мировых религиозных культур» много возможностей и в самом содержании, и в методическом сопровождении для решения именно воспитательных задач. воспитательных
42 Организация занятий Организация занятий В «Основах светской этики» идею для отбора материала и логику его изложения подсказали учебник по этике для вузов авторов А.А.Гусейнова и Р.Г.Апресяна, а также книга А.А.Гусейнова «Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея и до наших дней». Их книги позволили сформулировать то общее, что связывает религиозную и светскую культуры, и «выстроить» материал учебника по светской этике: рассказать о ней, проследив развитие этических категорий в истории цивилизаций и в учениях великих учителей человечества, которыми, несомненно, наряду с известнейшими мыслителями разных эпох, были и Иисус Христос, и Будда, и Моисей, и Муххамед. Ответы на «вечные вопросы человечества»: в чем смысл жизни, зачем человек приходит в этот мир, как он относится к самому себе, окружающим его людям, природе; как прожить земную жизнь – вот те общие вопросы, ответы на которые во все времена искали люди и давала им религиозная культура.
43 Формирование общекультурной эрудиции
44 Р В японской традиции божества часто изображают в виде кукол. Например, пузатая хмурая кукла с насупленными бровями и пустыми глазницами называется дарума. Японцы верят, что она приносит удачу и счастье, поэтому накануне Нового года каждый старается приобрести такую куклу, загадывает желание и раскрашивает кукле один глаз. Если желание исполняется, в знак благодарности кукле раскрашивают второй глаз. И в иудейской, и в христианской, и в исламской традиции царь Соломон считается олицетворением мудрости и знания. Священная история рассказывает, как во сне Соломону явился Бог и пообещал даровать ему все, что он попросит. Соломон не стал просить себе долгих лет жизни, богатства или славы. Он попросил только мудрости и умения различать добро и зло. И Бог сделал его мудрейшим из людей. А благодаря мудрости Соломон получил и богатство, и славу. В России изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было традицией и старинным ремеслом. Широкую известность во всем мире получили работы мастера-ювелира Карла Фаберже. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы – живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, яхт, поездов, фигурки птиц и букеты цветов – настоящие шедевры ювелирного искусства.
45 Символам ислама не раз пытались найти объяснение. Считается, например, что полумесяц связан с хиджрой – переселением пророка Мухаммеда их Мекки в Медину. В эту ночь на небе был полумесяц. Некоторые утверждают, что полумесяц символизирует приверженность мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда обозначает пять столпов ислама или пять ежедневных молитв – намаз. На уроках этики вы уже не раз читали рассказы, написанные для детей выдающимся педагогом Василием Александровичем Сухомлинским. Он написал много книг и статей, а книга, которую он считал своей самой главной, называется «Сердце отдаю детям». Сухомлинский был убежден, что учение – это радость, а главная задача школы – научить детей видеть и ценить красоту окружающего мира, других людей, человеческой мысли и труда. При приготовлении тибетского чая используют кипяток, листья чая, соль и масло, сбитое из молока яка. Все компоненты помещают в сосуд особой формы – донмо. Чай получается белого цвета. Добавление перца и имбиря придает ему особый острый вкус.
46 Коммуникативная деятельность взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности) сотрудничество (коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности) условие интериоризации - процесса преобразования внешней социальной и предметной деятельности во внутренние умственные действия и операции (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации и рефлексии). создание коммуникативно насыщенной образовательной среды, преодоление монологизма образовательного процесса, снижение рисков создания на уроке имитационных коммуникативных ситуаций
47 наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на совершенствование умений учащихся в разных видах речевой деятельности (чтении, письме, слушании, говорении); диалоговая форма подачи материала в отдельных уроках за счет введения в каждом модуле «сквозных» героев;
48 включение так называемых «не совсем обычных уроков» (заочные экскурсии, уроки-диалоги, уроки-путешествия);
49 включение вопросов и заданий непосредственно в текст урока (задания на осмысление материала, выражение собственного мнения, повторение, работу с иллюстративным материалом);
50 наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на обогащение лексического запаса учащихся и развитие коммуникативных умений; на совершенствование нормативного и этического аспектов культуры речи учащихся С Прочитайте в словаре, что называют словом «цивилизация». Докажите, что культуры индейцев майя, атцеков и инков можно по праву считать цивилизациями. Как вы понимаете значение слов «патриот» и «патриотизм»? Обратитесь за помощью к словарю. Можно ли тех, о ком рассказано в этом уроке, назвать патриотами? Почему вы так считаете? Объясните, как вы понимаете выражение «дать совет от души»? Разыграйте несколько житейских ситуаций со значением «дать совет», «попросить совета». Узнайте в словаре, что такое паломничество и кого называют паломниками. Как вы думаете, чем паломничество отличается от путешествия? Как вы понимаете смысл прилагательного «сверхличный»? Что означает приставка «сверх-»? Как вы думаете, какие цели в жизни человека можно считать сверхличными? Можете ли вы сказать, что такие цели есть у вас?
51 включение в материал уроков цитат, содержащих высказывания и оценочные суждения религиозных и общественных деятелей, писателей, философов, и задания на их осмысление и интерпретацию; Любовь доготерпит, милосердствует любовь, не ревнует любовь, не кичится, не надмевается, не поступает бесчинно, не ищет своего, не раздражается, не ведет счет злу, не радуется неправде, но сорадуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит», - сказано о любви апостолом Павлом. Перескажите своими словами высказывание апостола Павла о любви. Объясните, как вы его понимаете. Благородные люди, друг друга любя, Видя горе других, забывают себя. Если чести и блеска зеркал ты желаешь, -- Не завидуй другим, - и возлюбят тебя. Объясните, кого Омар Хайям называет благородным человеком. Кого вы могли бы назвать благородным человеком ? Прочитайте два изречения Конфуция. Объясните, как вы понимаете их смысл. «Когда руководишь, забудь об отдыхе. А выполняя поручение, будь честен». «Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?»
52 «Если найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, превозмогающего все невзгоды, иди с ним, радостный и вдумчивый», - написано в Дхаммападе. Объясните, как вы понимаете это высказывание. Раввин Исраэль Салантер учил, что, если человек лишь слушает проповеди или читает книги о морали, лучше он от этого не становится. Один из учеников этого раввина говорил: «Я никогда не спрашиваю – можно ли сделать, я спрашиваю – нужно ли. И там, где нет пути, я его проложу». Согласны ли вы с утверждением раввина Исраэля Салантера? Каким образом человек может стать лучше? Как вы понимаете слова «И там, где нет пути, я его проложу»? Какими качествами должен обладать человек, который может сказать про себя? «Миропорядок может быть построен только на братском сосуществовании всех народов. Это невозможно без учета веками сложившихся религиозных традиций», -- говорит православный священнослужитель. Его поддерживает представитель ислама: «Мир должен жить в мире, и представители мировых и традиционных религий должны этому способствовать». Объясните, зачем религиозные лидеры собираются на съезды в Астане. Почему они стремятся к диалогу?
53 наличие в методическом аппарате учебников заданий, предусматривающих обращение к литературным источникам (включение фрагментов религиозных и литературных текстов в уроки и в Приложение) и диалог с художественным или дидактическим проблемным текстом. Приложение Мифы народов мира Фрагменты священных текстов (хадисы и суры Корана, джатаки, тексты молитв и др.) Иудейские, исламские и буддистские притчи Литературные произведения и фрагменты (Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», В.А. Солоухин «Мститель», басни и рассказы Л.Н. Толстого, И.С. Шмелева «Лето Господне», Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…», М.Ю. Лермонтов «Молитва», В.А. Солоухин «Слово о словах», О. Дриз «Энык-Бенык» и др.) Рецепты традиционных праздничных блюд Инструкции поделок (вертушка «Как люди выражают свою любовь», выкройка кипы, оригами и др.)
54 Деятельностный подход развитие самостоятельности мышления школьников, обучение поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, формирование уверенности в своих силах самооценка и самоконтроль в процессе учебной деятельности Учебник основной источник информации, средство организации деятельности учащихся по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования,
55 Задача мотивации учащихся в начале урока и рефлексии в его конце решается через постановку проблемных вопросов перед текстом каждого урока и в конце урока. Урок 14. Семья и дружба в буддизме Как вы думаете, зачем нужны традиции и почему нужно их соблюдать?ите, о каких традициях буддистов вы узнали. Расскажите о традициях, принятых в вашей семье. Урок 19. Главные исламские праздники Подумайте, какую роль в жизни человека играют праздники. Какие бывают праздники? Как вы думаете, какой смысл люди вкладывают в религиозные праздники? Подготовьте рассказ о том, как традиционные праздники отмечают в вашей семье. Урок 6. Учение Аристотеля о добродетелях Подберите синонимы и антонимы к слову «добродетель». Подумайте, часто ли мы в повседневной жизни употребляем слово «добродетель»? Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с утверждением Цицерона: «Все, обладающие добродетелью, счастливы»? Объясните, почему.
56 Урок 24. Прощение Как вы думаете, нужно ли прощать людей, которые вас обидели? Почему? В какой известной вам притче говорится о прощении? Бывали ли вы сами в ситуациях, похожих на ту, что произошла с Ваней? Какие чувства вы испытывали по отношению к обидчикам? Получалось ли у вас прощать обичиков? Что вы при этом чувствовали? Урок 29. Золотое правило нравственности Вспомните, о чем рассказывает этика. Сформулируйте золотое правило нравственности. Как поступать всегда в соответствии с ним? Приведите примеры. Урок 27. Евреи в истории и культуре России Как вы думаете, зачем нужно изучать историю своего народа и своей страны? А историю других народов? Как вы думаете, почему люди, о которых вы узнали, преданно и честно служа России, не отказывались от своей веры? Можно ли тех, о ком рассказано в этом уроке, назвать патриотами? Почему вы так считаете?
57 Методический аппарат учебников дифференцирован задания для обязательного выполнения, задания, требующие от учащихся более глубокого осмысления материала, перспективные задания: мини-проекты, задания творческого и рефлексивного характера.
58 Структура модулей
59 Методические рекомендации и поурочное планирование Цель урока – общие с ориентацией на стандарты второго поколения. Задачи урока - очень конкретные, завязанные на урок. Оформление доски и оборудование для урока. Этап урокаДеятельность учителя Деятельность учеников Источники и т.д. Актуализация знаний Постановка и формулировка проблемы Планирование деятельности. Решение проблемы Применение знаний и умений Рефлексия Подведение итогов Оценивание Домашнее задание Описание хода урока с дополнительными материалами для учителя
60 Стастистика отношения к предмету в обществе августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» распределились следующим образом: аналитическим центром Юрия Левадыопрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно6% затрудняюсь ответить11%
61 Ход эксперимента в годы федеральный этап Ход эксперимента в годы федеральный этап Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.