Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkargoo.gov.kz
1 Влияние функциональной асимметрии на обучаемость
2 « Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный » Мишель де Монтень
3 Главная часть тела, которая отвечает за обучение – это головной мозг. Но мозг не изучает все сам. Его снабжают информацией различные части нашего тела и органы чувств. Эту необработанную информацию головной мозг получает и использует для получения знаний о мире. Глаза, уши, руки и ноги являются также обучающими органами, которые несут ощущения внешнего мира в мозг. Поэтому фактически все органы чувств важны для обучения. Каждый орган, каждая мышца, железа и т. д. имеют представительство в мозге.
4 Принято считать, что человек имеет 5 основных видов чувств - обоняние, вкус, слух, зрение и тактильную чувствительность. Мы используем информацию от органов чувств, но у каждого человека есть свои предпочтения. Одни люди учатся лучше, когда видят вещи, другие предпочитают слышать о вещах, некоторым для понимания необходимо мастерить модели. Это врожденные тенденции и они вносят вклад в наши уникальные стили обучения. Они не хороши и не плохи. Они просто направлены на определенные типы восприятия.
5 Обратим внимание на те органы чувств, которые в нашем теле представлены парно. Это уши, глаза, руки и ноги. С помощью них мозг также получает информацию, ко т орую использует при обучении. Кроме того, мы не одинаково используем наши обучающие органы тела. Например, мы предпочитаем одной руке другую, одному глазу – другой, одному уху – другое. И головной мозг, самый главное обучающее звено нашего организма, также состоит из двух полушарий – левого и правого. И мы также используем чаще доминантное (ведущее) полушарие. Такое стремление к предпочтению одной стороны другой называется латеральной доминантой (боковым предпочтением).
6 Наш мозг состоит из двух полушарий, связанных в центре узлом нервных окончаний, который называется мозолистым телом. Каждое полушарие обрабатывает и развивает информацию специфическим образом. Мозолистое тело действует как сверхбыстрый путь, позволяющий быстро взаимодействовать обоим полушариям. Когда существует такая хорошая связь, то в результате появляется единое мышление. Чем больше активизируются оба полушария для использования, тем больше формируется связей через мозолистое тело. Следовательно тем быстрее обработка между полушариями, и тем более разумно мы способны действовать. В действительности, необходимо использовать оба полушария мозга, чтобы быть действительно мастером в чем - либо. Но в ситуациях стресса или получения новых знаний люди всегда будут предпочитать использовать доминантное полушарие.
7 Левое и правое полушарие отличаются по своим функциям Левое полушарие ( логическое ) В нем расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие ( образное ) Здесь нет центров речи, оно схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его проявлений. Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.
8 Существует различие между двумя сторонами мозга. Каждое полушарие контролирует различную сторону тела. Контроль между полушариями мозга и частями тела перекрестный. Т. е. правое полушарие контролирует левую часть тела – ухо, глаз, руку и ногу, а левое полушарие контролирует правую часть тела - ухо, глаз, руку и ногу. Также и органы чувств посылают информацию в свое ( перекрестное ) полушарие и связаны именно с ним.
9 Итак, мы используем в жизни оба полушария и с успехом все наши органы чувств как левые так и правые, Но во время получения новых знаний или стресса недоминирующее полушарие стремится радикально уменьшить свои функции, предоставив доминирующему полушарию заботиться о базовых потребностях. Оно как бы блокируется, следовательно блокируются и те органы, которыми оно управляет (т.е. На противоположной стороне). Органы чувств, которые управляются ведущим полушарием связаны наиболее эффективно с мозгом даже во время стресса. Например, если ваша доминанта полушария на левой стороне, а ваша доминанта глаза – на правой стороне, то вы способны принимать зрительную информацию в любое время, даже во время стресса.
10 Диагностика ИЛП. Введение в ДомиЗнаю. Данный рисунок является схемой, удобной для сохранения результатов определения ведущих органов латерального профиля. Закрашенные области ДомиЗнаю показывает доминанты в полушарии мозга, рук, глаз, ушей и ног. Когда вы закончите определение, сохраните результаты, закрашивая темным области на бланке ДомиЗнаю.
11 Определение ведущего полушария Разложите 9 карточек по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что - то общее.
12 Определение ведущего полушария Доминирование левого полушария. 1 группа карточек – карась, орёл, овца ; 2 группа карточек – бегать, плавать, летать ; 3 группа карточек – шерсть, перья, чешуя. Этот вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Доминирование правого полушария. 1 группа карточек – карась, плавать, чешуя ; 2 группа карточек – орел, летать, перья ; 3 группа карточек – овца, бегать, шерсть. Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам.
13 Определение ведущей руки Можно предложить испытуемому ручку или карандаш на уровне их средней части тела ( на уровне талии ). Какой рукой он коснется, чтобы взять ручку или карандаш, та и будет их действующей доминирующей рукой.
14 Определение ведущего уха ТЕСТ « Тиканье часов ». Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем или другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами. ТЕСТ « Шепот ». Испытуемому что - то говорится шепотом. Испытуемый подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное. Прикладывание телефонной трубки к уху. Обычно прикладывают к ведущему уху. Можно измерить уши – ведущее ухо больше по размерам.
15 Определение ведущего глаза ТЕСТ « Моргание одним глазом ». Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз. ТЕСТ « Рассматривание в подзорную трубу ». Рассматривание предмета осуществляется ведущим глазом.
16 Определение ведущей ноги Подпрыгивание на одной ноге, вставание на стуле на колени, шаг назад и шаг вперед : нога, совершившая движение первой во всех этих действиях, считается ведущей. При закидывании ноги на ногу, сверху оказывается ведущая нога.
17 Таким образом у нас получится индивидуальный латеральный профиль. Это - карта - схема вашего особенного основного стиля обучения. Когда вы попадаете в новую обучающую ситуацию, наиболее легко вы будете получать информацию от ваших доминирующих органов чувств ( ушей или глаз ) и выражать ( скорее устно, жестами или письменно ) вашей доминирующей рукой.
18 Пример 1. Перекрестный профиль. Стрессоустойчивость – 100% (25% глаз + 25% ухо + 25% рука + 25% нога) Есть доступ ко всем органам чувств даже в стрессовой ситуации, т. е. способен « видеть », « слышать », двигаться даже в условиях стресса. Поскольку преобладающим является левое полушарие, то ориентирован на детальном мышлении. Он сфокусирован на деталях и обработка информации происходит посредством анализа, устного воспроизведения и написания. Предпочитает структурированную форму обучения, ценит порядок. Очень важным для обучения является язык. Склонен планировать движение. Может испытывать трудности, чтобы связать поступающую информацию с эмоциями и чувствами. Во время стресса, может испытывать трудности с видением целостной, большой картины и поэтому затрудняется делать адекватные обобщения ( за которое отвечает правое полушарие ( может не видеть леса за деревьями ). Рекомендации : Этого ученика следует особенно поощрять, чтобы он понимал и синтезировал информацию как целостную картину, используя метафоры, эмоции и движение. Особенно обогатит деятельность, в которой имеется баланс между изобразительным искусством, музыкой, свободными движениями и личностными / межличностными навыками, объединенными с познавательными усилиями.
19 Пример 2. Смешанный профиль Стрессоустойчивость – 50% В стрессовой ситуации возможно блокирование работы ведущего глаза и ведущего уха, следовательно будет ограничен доступ к зрительной и слуховой информации. Левый глаз сканирует пространство справа налево. Возможны трудности с чтением и письмом. Может зеркально обращать или переставлять местами буквы и / или числа. Даже в стрессовой ситуации активны ведущие рука и нога. Во время стресса может испытывать трудности с видением целостной, большой картины и поэтому затрудняется делать адекватные обобщения, за которое отвечает правое полушарие ( может не видеть леса за деревьями ). Рекомендации : Поощряйте этих учеников исследовать метафоры, эмоции, движение. Когда трудно следовать зрительным / слуховым инструкциям, ему нужно их проговаривать самому. Этого ученика нужно посадить как можно дальше, где он может писать и говорить сам с собой, не причиняя беспокойства другим, или он может быть частью совместно обучающейся группы, которая может свободно говорить во время обучения.
20 Пример 3. Односторонний профиль Стрессоустойчивость – 0% (все органы чувств находятся на противоположной стороне) Ведущее полушарие – правое, что характеризует целостность восприятия, образность мышления, творчество, невербальный ( неречевой ) интеллект. В процессе обучения необходим двигательный или музыкальный ритм. Затруднения в анализе и структурировании. Самый невыгодный профиль для современной системы образования ( особенно для мальчиков ). В стрессовой ситуации происходит блокирование ведущего уха и глаза, что приводит к невосприятию зрительной и слуховой информации, а также блокирование ведущей руки и ноги. Рекомендации : Этого ученика лучше посадить одного за парту там, где он может спокойно внутренне обрабатывать информацию и двигаться, не беспокоя других учеников. Развивающим потенциалом будут служить специальные перекрестные упражнения, позволяющие гармонизировать и упрочить связь между правым и левым полушарием. А также говорение в мегафон ; вязание, письмо или рисование не доминирующей рукой ; массирование височных челюстных точек, помогающее общению ; ходьба во время обдумывания, танцы, футбол, боевые искусства, типа Тай Чи. Особенно полезным будут занятия, где есть баланс между рисованием, музыкой, движением, межличностным общением в сочетании с познавательной активностью в лингвистике и математике.
21 Эти профили никогда не должны быть использованы для клеймения учеников и разделения их на типы. Они всего лишь указывают направления реагирования, к которым личности наиболее склонны, но не обязательно, что они будут вести себя так всегда. Опасно клеймить людей, так как это блокирует способность видеть потенциал уникальной личности. Каждый способен учиться, но каждый стремится обучаться своим уникальным способом. В спокойной, знакомой не стрессовой ситуации, мы позволяем себе развивать стратегии обучения, которые работают для нас и становятся адаптивными стилями обработки информации. Например, многие настоящие левши учатся писать правой рукой. Это свидетельствует о нашей безграничной способности к адаптации. Люди могут научиться быть хорошими слушателями, лучше наблюдать и понимать визуальную информацию, лучше говорить, лучше координировать движения и т.д. Другим способом адаптации является одновременное использование обоих полушарий мозга, когда мы работаем или думаем. По мере нашего роста и обучения мы значительно лучше используем одновременно оба полушария мозга. Такой тип латерального профиля называется гармоничным (когда одинаково хорошо развиты оба полушария и налажено их взаимодействие) и обеспечивает как успешную обучаемость, так и высокую стрессоустойчивость. Однако можно и самим развивать межполушарное взаимодействие с помощью различных специальных упражнений и методов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.