Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемourgrade.ru
1 УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – «центр тяжести стандарта»
2 Теоретико-методологическая основа Программы развития УУД Системно - деятельностный культурно- исторический подход Л.С.Выготский А.Н.Леонтьев Д.Б.Эльконин П.Я.Гальперин В.В.Давыдов
3 Универсальные учебные действия (из ФГОС) способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
4 Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; создание условий для развития личности и ее самореализации; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков.
5 Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности
6 Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно- смысловых и операциональных характеристик.
7 Компоненты учебной деятельности 1) учебные мотивы 2) учебная цель 3) учебная задача 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)
8 Метапредметные (надпредметные, метапознавательные) действия - умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
9 Что дают УУД? -обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
10 - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками; - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
11 Компетентность новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетентность – результат «научения»
12 Компетенция способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации. Компетенция – это «знание в действии».
13 ВИДЫ УУД Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные и логические –Знаково-символические Коммуникативные
14 Личностные УУД личностное, профессиональное, жизненное самоопределение действие смыслообразования действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания
15 Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция
16 Познавательные УУД Общеучебные Логические действия постановки и решения проблем
17 Общеучебные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символическое - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково- символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
18 структурирование знаний; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
19 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
20 Знаково-символические УУД моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
21 Логические УУД анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
22 Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
23 Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
24 Критерии оценки сформированности УУД соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям
25 Регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста.
26 –Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке):оценке): способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность преодоление импульсивности, непроизвольности умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
27 - Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма: целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегии совладания); формирование основ оптимистического восприятия мира;
28 Необходимые условия развития действия оценки учебной деятельности постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности; организация объективации для ребенка его изменений в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений ученика; формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности;
29 формирование у учащегося умения в сотрудничестве с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи; организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка.
30 На ступени начального образования должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия: развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве); умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров; ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;
31 умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста; умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
32 На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия: сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации); анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты); сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию; классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез; установление аналогий
33 Этапы решения задачи Анализ текста задачи. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. Установление отношений между данными и вопросом. Составление плана решения задачи. Осуществление плана решения. Проверка и оценка решения задачи.
34 Моделирование как универсальное учебное действие кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов); декодирование/считывание информации; умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач; умение строить схемы, модели и т. п.
35 Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я.Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; формирования основ гражданской идентичности путем знакомства и героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан; формирования эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; формирование действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
36 эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; развитие умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; развитие умения устанавливать логическую причинно- следственную последовательность событий и действий героев произведения; развитие умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации
37 Математика
38 Значение УУД для обеспечения готовности ребенка к переходу от предшкольной ступени образования к начальному образованию УУДРезультаты развития УУД Значение для обучения в первом классе Личностные действия– самоопределение, смыслообразование ВПШ (внутренняя позиция школьника) Адекватная мотивация учебной деятельности Познавательные действия (классификация, сериация); коммуникативные действия (умение вступать в кооперацию, соотносить позиции партнеров и собственную) Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии. Понятие сохранения (на примере дискретного множества). Предпосылки формирования числа как условие освоения математики.
39 УУДРезультаты развития УУД Значение для обучения в первом классе Познавательные и знаково- символические действия Дифференциация планов символ/знак и означаемого. Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности. Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом. Условие усвоения математики, родного языка, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметов. Коммуникативные действия Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи. Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. Регулятивные действия - выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия, - ориентация на образец и правило выполнения действия, - контроль и коррекция, -оценка Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом. Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, математика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО)
40 Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования УУДРезультаты развития УУДЗначение для обучения Личностные действия смыслообразование -самоопределение Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия Функционально-структур-ная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.
41 УУДРезультаты развития УУДЗначение для обучения Коммуникативные (речевые), регулятивные действия Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. Коммуникативные, регулятивные действия Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Осознанность и критичность учебных действий.
42 Виды УУД Для ступени предшкольного образования: личностные действия самоопределения и смыслообразования, находящие отражение во внутренней позиции школьника; действие нравственно-этического оценивания; регулятивные действия – действия принятия и сохранения цели, ориентации на образец (планирования), контроля и коррекции. познавательные действия – логическое действие сохранения дискретного множества; знаково- символическое действие кодирования (замещения). коммуникативные действия – действия общения и кооперации.
43 Виды УУД Для ступени начального образования: личностные действия самоопределения, имеющие в качестве продукта рефлексивную самооценку; действие смыслообразования, определяющее мотивацию учебной деятельности, действие нравственно-этического оценивания; регулятивные действия – действие контроля и оценки во внутреннем плане; познавательные действия – действие моделирования, общий прием решения задач; коммуникативные действия – действия общения, кооперации, отображения в речи предметного содержания и условий деятельности.
44 От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий действий
45 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.