Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемinfoforum.ru
1 Первоочередные задачи развития правовой базы применения биометрических технологий в сфере обеспечения транспортной безопасности Алексеев Сергей Викторович, член Экспертного совета Комитета ГД по безопасности, вед. научный сотрудник НИИЦ БТ МГТУ им. Н.Э.Баумана, доктор юр.наук, канд. техн. наук
2 Основная область применения биометрических технологий в транспортной сфере – недопущение несанкционированого доступа нежелательных лиц с криминальными наклонностями и намерениями на различные подвижные и стационарные объекты всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры, включая воздушные, железнодорожные, морские, речные и автомобильные пункты пропуска через Государственную границу РФ
3 Биометрические средства и системы обеспечения безопасности на транспорте (1) 1.Удостоверяющие документы нового поколения с электронными носителями информации 1.1. Биометрические паспортно-визовые документы (паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами территории РФ (загранпаспорт), дипломатический паспорт, удостоверение личности моряка, проездной документ беженца и др.) 1.2. Пассажирские проездные документы (биометрические проездные билеты, в том числе многоразовые проездные билеты) 1.3. Пропускные документы (биометрические пропуска)
4 Биометрические средства и системы обеспечения безопасности на транспорте (2) 2. Биометрические АСКУД для прохода на охраняемые объекты транспорта и транспортной инфраструктуры, состоящие из биометрических сканеров, биометрических баз данных, различного рода пропускных устройств Биометрические АСКУД для пропуска на охраняемые объекты по биометрическим пропускам определенного количества заранее известных лиц (как правило сотрудников одной организации) Биометрические АСКУД для пропуска на охраняемые объекты по биометрическим удостоверяющим документам неопределенного количества не известных заранее лиц. К ним относятся, в частности, автоматизированные и автоматические системы паспортного контроля (АСПК), в которых в качестве охраняемого объекта выступает государственная граница, а в качестве удостоверяющих документов – паспортно-визовые документы пассажиров.
5 Биометрические средства и системы обеспечения безопасности на транспорте (3) 3. Интеллектуальные (аналитические) системы видеонаблюдения, позволяющие автоматически отслеживать подозрительных по своему поведению лиц, автоматически в реальном времени идентифицировать по цифровому изображению лица их с теми, которые занесены в базы данных и учеты правоохранительных органов. 4. Интеллектуальные (аналитические) системы аудионаблюдения, позволяющие просушивать и регистрировать переговоры по стационарной и мобильной телефонной связи, осуществлять по голосу автоматическую идентификацию разговаривающих лиц с теми, которые занесены в базы данных и учеты правоохранительных органов.
6 Условия ограничения права человека на неприкосновенность частной жизни, а следовательно - возможности получения и использования биометрических персональных данных без согласия человека согласно международным актам по правам человека и статье 55 Конституции РФ 1. Ограничение прав человека возможно в целях: - защиты основ конституционного строя - защиты нравственности - защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц - обеспечения обороны страны - обеспечения безопасности государства, а следовательно – и обеспечения транспортной безопасности 2. Ограничение прав человека в указанных целях возможно только ЗАКОНОМ (в Российской Федерации – федеральным законом)
7 Федеральные законы первой группы (более 10 законов по вопросам обеспечения безопасности и охраны разного рода объектов в РФ) Федеральные законы второй группы (по вопросам получения и использования биометрических персональных данных): - ФЗ «О персональных данных» - ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»
8 Недостатки законов первой группы Отсутствие правовых норм, предусматривающих возможность получения и использования биометрических персональных данных для решения задач в различных областях обеспечения безопасности (в том числе в сфере транспортной безопасности) без согласия субъектов персональных данных Несоответствие требованиям Федерального закона О персональных данных, согласно которому получение и использование биометрических персональных данных без согласия субъекта персональных данных может осуществляться лишь в соответствии с действующим в РФ законодательством, в том числе законодательством о безопасности
9 Недостатки Федерального закона «О персональных данных» Закон в основном регулирует вопросы обработки персональных данных, в том числе биометрических персональных данных в различных информационных системах и не затрагивает вопросы получения и фиксации самих биометрических персональных. Закон не регулирует особенности использования всех тех биометрических персональных данных, которые рекомендованы ИКАО и применяются в паспортно-визовых и удостоверяющих документах нового поколения. В результате создание систем обеспечения безопасности с использованием удостоверяющих документов нового поколения ведется на основе подзаконных нормативных правовых актов, что не соответствует положениям международных актов о правах человека и Конституции РФ.
10 Федеральный закон «О персональных данных» должен быть дополнен: - Перечнем видов биометрических персональных данных с включением в него данных, рекомендуемых ИКАО и с указанием на возможность и порядок расширения этого перечня - Общими принципами получения с помощью технических средств биометрических персональных данных от их субъектов в виде биометрических образцов, поступающих на последующую обработку в информационные системы персональных данных - Указанием на необходимость использования при обработке биометрических персональных данных для целей идентификации личности биометрических шаблонов, исключающих возможность восстановления по ним первичных биометрических характеристик человека и повышающих уровень защищенности биометрических персональных данных
11 Недостатки Федерального закона «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» Закон ориентирован лишь на государственную дактилоскопическую регистрацию сотрудников силовых структур и правоохранительных органов, работников профессий повышенного риска и отдельных категорий иностранных граждан (кроме того, согласно недавним изменениям, начиная с января 2013 г. – всех трудовых мигрантов, получающих разрешение или патент на работу) преимущественно в целях профилактики и раскрытия преступлений и идентификации неопознанных трупов. Закон не урегулировал вопросы использования дактилоскопической информации в различных государственных и негосударственных системах обеспечения безопасности, включая системы контроля и управления доступом различного вида и назначения. Закон не охватывает всех категорий российских и иностранных граждан, получающих удостоверяющие документы нового поколения
12 Необходимые изменения и дополнения к Федеральному закону «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» Необходимо расширение круга организаций, которые могут осуществлять дактилоскопию, включив в их число не только государственные, но и негосударственные организации, исключив из названия закона слово «государственной» Обязательная дактилоскопия должна быть установлена не только для перечисленных сейчас в законе лиц, но и для всех тех, кто получает удостоверяющие документы нового поколения всех видов. Обязательная дактилоскопия должна быть установлена также для всех тех граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают на охраняемых объектах с использованием дактилоскопических систем контроля и управления доступом.
13 Необходимо принятие нового базового федерального закона О биометрической регистрации в Российской Федерации, который должен содержать: - Перечень видов биометрических характеристик человека, которые могут использоваться при биометрической регистрации, в том числе те, которые рекомендованные ИКАО. - Перечень категорий российских граждан и иностранных граждан, которые обязаны проходить процедуры биометрической регистрации различного вида в обязательном или в добровольном порядке. - Перечень документов, государственных реестров, регистров, информационных систем и баз данных, в которые должны заноситься биометрические характеристики при биометрической регистрации того или иного вида. - Указание на то, что с учетом особенностей получения и использования различных видов биометрических характеристик, должны приниматься отдельные федеральные законы по каждому из видов биометрической регистрации.
14 В соответствии с предлагаемым Федеральным закономО биометрической регистрации в Российской Федерации, необходимо, помимо него, разработать еще четыре новых федеральных закона, аналогичных федеральному закону «О государственной дактилоскопической регистрации»: - О регистрации в Российской Федерации по цифровому изображению лица человека - О регистрации в Российской Федерации по радужной оболочке и сетчатке глаза человека - О регистрации в Российской Федерации по форме и сосудистому руслу кисти руки человека - О регистрации в Российской Федерации по индивидуальным особенностям голоса человека
15 Изменения и дополнения к ФЗ О Федеральной службе безопасности, О Государственной границе Российской Федерации, О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (1) - Введение норм, предусматривающих возможность с помощью АСПК ускоренного пропуска пассажиров через государственную границу по документам, содержащим электронные носители информации с биометрическими персональными данными. - Предоставление пограничным органам права получать у всех лиц, пересекающих государственную границу, их биометрические персональные данные в электронном виде с целью использования этих данных для идентификации этих лиц.
16 Изменения и дополнения к ФЗ О Федеральной службе безопасности, О Государственной границе Российской Федерации, О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (2) - Возможность отказа выезду из РФ и въезду в РФ российским и иностранным гражданам, если они при прохождении паспортного контроля при пересечении границы, в том числе с использованием АСПК, откажутся от прохождения процедур получения пограничными органами от этих лиц с помощью соответствующих технических средств их биометрических персональных данных в электронном виде.
17 Изменения и дополнения к Федеральному закону «О транспортной безопасности» - В закон должна быть введена статья «Использование биометрических технологий в сфере обеспечения транспортной безопасности», которая должна содержать открытый перечень и предназначение всех уже применяемых в транспортной отрасли биометрических устройств и систем обеспечения безопасности, которые перечислены ранее. - Необходимо скорректировать текст статьи 11 «Информационное обеспечение в области транспортной безопасности» с включением в перечень персональных данных пассажиров в составе автоматизированных центральных баз персональных данных, входящих в состав Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, - биометрических персональных данных пассажиров, получающих паспортно- визовые документы нового поколения.
18 Контактная информация: Алексеев Сергей Викторович, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности, ведущий научный сотрудник НИИЦ БТ МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор юридических наук, кандидат технических наук, академик РАЕН Тел. 8 (495) ,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.