Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемiro.yar.ru
1 Учебно-методический семинар для учителей русского языка и литературы образовательных учреждений Ярославской области «ФГОС: Анализ художественного произведения на уроках литературы в основной школе» 22 января 2013г. Соловьёва Марина Анатольевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования»
2 Цель семинара: формирование умения учителя анализировать урок литературы с позиций требований ГОС-2004 и ФГОС Урок в 9 классе по УМК Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. «Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Выхожу один я на дорогу» (учитель русского языка и литературы, заместитель директора по ВР сош 71 г. Ярославль Чекаурова С.С.) Анализ урока с позиций требований ГОС-2004; комментарий к анализу; работа в группах (Чекаурова С.С., Соловьёва М.А.). ФГОС: требования к результатам обучения. Понятие и сущность универсальных учебных действий (Синотина Е.В., Соловьёва М.А.). ФГОС: Образовательный потенциал предмета «Литература» и учебных заданий по литературе (Синотина Е.В., Соловьёва М.А.). ФГОС: Анализ учебных заданий, используемых на уроке литературы в 9 классе (Синотина Е.В., Чекаурова С.С., Соловьёва М.А.). Подготовка к научно-практической межрегиональной конференции «Новые УМК по русскому языку и литературе в рамках введения ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий средствами предмета» (Соловьёва М.А.).
3 Анализ произведения художественной литературы – это: основное профессиональное умение учителя- словесника; вид умственной деятельности, составляющий содержание большей части урока литературы в школе; нацеленное стремление отыскать, обнаружить, сформулировать исходную авторскую идею в сложной системе компонентов, призванных обеспечить воздействие произведения словесности на разные стороны человеческой психики.
4 Типы и виды анализа Типы и виды анализа художественного произведения зависят от целей, которые ставит перед собой учитель. Следует отличать педагогический и филологический анализ. Цель филологического анализа – выявить законы создания и бытования литературно-художественного произведения. Цель педагогического анализа – выявить в произведении возможности педагогического воздействия на формирование личности школьника. Школьный учитель литературы соединяет в себе и филолога и педагога, поэтому он должен владеть и тем, и другим типом анализа, но не путать их.
5 Методические приёмы филологического и педагогического анализа отличаются Схема анализа – хребет, стержень, который удерживает всю систему приёмов анализа: Контекст (анализ произведения в контексте общественной жизни). Текст (анализ самого произведения). Подтекст (выявление авторской мысли и позиции).
6 Необходимое условие для анализа произведения: С незапамятных времён, с учения древнего философа Аристотеля, весь литературный процесс мыслится как слагаемое трёх родовых потоков: эпической, лирической и драматической литературы. Поэтому схема анализа трижды будет изменяться в зависимости от того, к произведению какого из трёх литературных родов она применима. Отсюда наша задача – трижды конкретизировать эту схему – применительно к эпическому, лирическому и драматическому произведению.
7 Анализ лирического произведения Лирическое произведение (от слова lyricos, т.е. произведение, поющееся под аккомпанемент лиры), подобно музыкальному, сразу говорит читателю что-то, события и факты здесь служат лишь фоном и обоснованием подлинного содержания. Содержание лирического произведения – движение человеческого чувства (реже – взволнованной мысли). Трудность анализа лирического произведения состоит в том, что движение чувства осуществляется по законам, часто не совпадающим с логикой здравого смысла, которою человек руководствуется в обычной повседневной жизни.
8 Анализ лирического произведения В сфере взволнованного чувства – своя логика. Нужны особая проницательность, жизненный опыт, культура чувства, чтобы эту логику постичь. Лирический род чаще реализуется в стихотворной форме. Бывают лирические произведения в прозе (например, жанр «стихотворения в прозе»). Строгая жанровая система лирического рода сегодня почти утрачена: лишь специалисты-филологи способны выделять в общем потоке лирических стихов оды, мадригалы или стансы. Массовый читатель именует их просто стихотворениями.
9 Анализ лирического произведения Для удобства анализа лирического произведения современная теоретическая мысль предлагает условную систему понятий, выделяя четыре разновидности лирического рода по предмету, вызвавшему движение чувства: гражданскую лирику; пейзажную лирику; интимную лирику; философскую лирику. Композицию лирического произведения иногда называют «бессюжетной» или говорят об особом «лирическом сюжете». Содержание лирического произведения складывается из двух потоков информации – внешней и внутренней, объективной и субъективной. Они могут быть в разных пропорциях.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.