Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемprivples.iv-edu.ru
1 Муниципальное образовательное учреждение Плесская средняя общеобразовательная школа Методическое объединение учителей русского языка и литературы Тема: «Подготовка к ЕГЭ. Написание сочинения». Кучина Т. Н., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, руководитель МО.
2 Этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения: 1)ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия: а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы; б) комментарий, виды комментария, способ оформления; в) выявление позиции автора и способы ее оформления; г) аргументация собственной позиции, виды аргументов; 3) работа над композицией сочинения; 4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.
3 ПРОБЛЕМА ТЕКСТА Ключевые вопросы: Что такое проблема? Как выявить проблему текста? Как сформулировать проблему текста? Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования (проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.)
4 Категории (виды) проблем: - Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. - Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. - Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. - Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. -Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.
5 Два наиболее простых способа формулировки проблемы: 1.Проблема какая: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии. 2. Формулировка в виде вопроса дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвящен текст …. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.
6 КОММЕНТИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ВЫЯВЛЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ. Ключевые вопросы: Что такое комментарий? Каковы типы комментирования текста? Как выявить и сформулировать авторскую позицию? Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
7 Два типа комментария: 1.Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. 2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.
8 Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
9 Необходимо отличать комментарий от пересказа. пересказ комментарий что делают герои что делает автор
10 Способы формулирования авторской позиции: Позиция автора такова:... Автор считает, что... Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...… Автор убеждает нас в том, что...… В тексте доказывается мысль о том, что... Основная мысль текста заключается в том, что...…
11 АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ. ВИДЫ АРГУМЕНТОВ Ключевые вопросы: Что такое аргументация? Каковы основные виды аргументов? Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
12 ТИПЫ АРГУМЕНТОВ 1. Естественные доказательства. Естественные доказательства – это показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является довод «к очевидному». Использование этого довода предполагает ситуацию, в которой есть очевидец (очевидцы) какого-либо события, факта. Например: – Делали в этом доме капитальный ремонт? – Нет. Я живу в нем с момента постройки и знаю, что его не ремонтировали. – Всем ли понравился новый фильм? – Нет, не всем. Я сам его еще не видел, но слышал от многих, кто его смотрел, что он им не понравился.
13 Естественные доказательства: 1.Ссылка на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек, 2. Свидетельства самого автора сочинения, 3. Ссылки на авторитет, 4. Пословицы, поговорки, 5. Примеры из художественной литературы,
14 Логические доказательства. это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. 1.Рассуждение с дефиницией (Дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова) Например: Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия.
15 2. Силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение). Хрестоматийный пример силлогизма: Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен. Например: Каждый патриот испытывает чувство любви к своей стране. Любая страна – это множество больших и малых городов, сел, деревень, хуторов, населенных людьми. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу – это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм – любовь к своему Отечеству.
16 3. Аналогия – умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса. Например: Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться или даже погибнуть в лесной чаще, не найдя правильного пути. Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе профессии: можно бесцельно потратить всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом, не найдя достойного применения своим способностям.
17 Чувственные аргументы. 1)аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство; 2) аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.