Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемtemplaw.narod.ru
1 1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ЛекцияХрамов С.М. Филиал Государственного учреждения образования «Специальный факультет бизнеса и информационных технологий» Белорусского государственного университета в г.Бресте Май 2008
2 2 Лекция 3. Механизм административно- правового регулирования. От чего зависит эффективность правового воздействия на общественные отношения? - от их природы, - от их особенностей, - от правильно выбранного метода, - от успешного использования всех элементов (рычагов, частей и т.д.).
3 3 Механизм административно- правового регулирования (МАПР) это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.
4 4 Категория МАПР выработана наукой для показа права в развитии, выявления закономерностей его функционирования, повышения эффективности правового регулирования.
5 5 Структура МАПР МАПР нормы и принципыакты толкования административно- правовые отношения правосознание, юридические факты, законность акты применения
6 6 Административно-правовое регулирование процесс последовательного использования административно- правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений.
7 7 Юридические норма Из них состоит любая отрасль права. В АП – административно- правовые нормы (АПН).
8 8 АПН установленные или санкционированные государством правила, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления, реализация которых, как и норм других отраслей права, при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. В АПН выражается регулятивная роль права.
9 9 Регулятивная роль АП (часть 1) а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия; б)административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления, и выполняют тот или иной объем функций (например, исполнительный комитет области, города), тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения граждан);
10 10 Регулятивная роль АП (часть 2) в)административно- правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, предназначены для обеспечения исполнительной власти; г) административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения, обеспечивают законность в государственно- управленческой деятельности.
11 11 Где содержатся АПН? В Конституции, В НПА.
12 12 Особенности АПН - являются актом правотворчества, - если установлены субъектами исполнительной власти, то являются подзаконными, - как правило, носят императивный характер, - при необходимости исполнение обеспечивается с помощью юридического принуждения.
13 13 Структура нормы АП 1) гипотеза: жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализацию ее диспозиции; 2) диспозиция: определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные варианты их поведения; 3) санкция определяет последствия нарушения правовой нормы, вид и меру ответственности.
14 14 Виды административно- правовых норм Виды АПН По функциям права По методам воздействия По пределу действия По форме предписания По предмету регулирования По субъектам
15 15 Виды АПН по функциям права 1) Регулятивные нормы - предназначены для регулирования общественных отношений (обязанности граждан по соблюдению общественного порядка; право на защиту их законных интересов; полномочия органов государственного управления, их сотрудников по охране общественного порядка и ее организации и т.д.); 2) Охранительные нормы - применяются в случае нарушения обязанной стороной отношений, складывающихся в соответствии с регулятивными нормами.
16 16 Виды АПН по методу воздействия на поведение субъектов а)обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных положительных действий, о которых идет речь в данной норме (например, установлено, что администрация, принимая на работу, обязана издать соответствующий приказ); б)запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме; в)уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность субъекта административного права действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению (например, освобождение от ответственности при малозначительности). г) стимулирующие.
17 17 Виды АПН По форме предписания категорическиепоручительныерекомендательныедиспозитивные
18 18 Виды АПН по форме предписания (часть 1) 1) Категорические (императивные) нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения - нормы актов, определяющих обязанности органов государственного управления - нормы актов вышестоящих органов управления, адресованные нижестоящим органам - нормы актов об административной ответственности).
19 19 Виды АПН по форме предписания (часть 2) 2) Поручительные нормы содержат диспозицию, обязывающую к разрешению того или иного вопроса или к совершению конкретных действий. Например, посредством этих норм вышестоящие органы поручают нижестоящим выполнение тех функций, которые не входят в их компетенцию.
20 20 Виды АПН по форме предписания (часть 3) 3) Рекомендательные нормы содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.
21 21 Виды АПН по форме предписания (часть 4) 4) Диспозитивные нормы содержат правило, которое предоставляет возможность участникам административного правоотношения в рамках нормы самим определять права и обязанности.
22 22 Виды АПН по предмету правового регулирования 1) материальные (если регулируют саму сущность управленческих отношений) 2) административно-процессуальные (если регулируют порядок применения права).
23 23 Виды АПН по субъектам (часть 1) административно-правовые нормы разделяют на регулирующие: а)поведение граждан в сфере государственного управления; б)организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления; в)ключевые вопросы организации и деятельности государственных организаций;
24 24 Виды АПН по субъектам (часть 2) г)административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата и служащих общественных объединений; д)административно-правовой статус общественных объединений; е)отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур, включая частные.
25 25 Виды АПН по пределу действия (по территории) 1) действующие в пределах Республики Беларусь; 2) действующие за пределами Республики Беларусь (нормы, регулирующие деятельность органов, организаций и должностных лиц, а также граждан Беларуси за границей)
26 26 Виды АПН по пределу действия (по времени) 1) Срочные (с заранее определенным сроком действия). 2) Бессрочные (действующие до тех пор, пока не будут отменены).
27 27 Разновидности срочных и бессрочных норм Как срочные, так и бессрочные нормы могут быть длительными и кратковременными. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т.е. нормы, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями, эпидемиями и другими факторами.
28 28 Кроме того Административно-правовые нормы могут быть: - общими, - отраслевыми, - местными.
29 29 Реализация административно- правовых норм Это логический процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами.
30 30 Варианты реализации административно-правовых норм Реализация ИсполнениеПрименениеСоблюдениеИспользование
31 31 Исполнение административно- правовых норм точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.
32 32 Применение административно- правовых норм Это прерогатива соответствующих субъектов исполнительной власти. Применение выражается в издании полномочным органом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и др.).
33 33 Соблюдение АПН Характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно- правовых норм. Сущность состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.
34 34 Использование АПН Субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом (например, на обжалование).
35 35 Типы действия административно- правовых норм: Типы действия АПН ПерспективноеНемедленное С обратной силой
36 36 Обратная сила НПА Ст. 67 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: нормативный правовой акт не имеет обратной силы за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном акте или акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу.
37 37 Виды отмены АПН 1. Прямо (определяется дата). 2. Косвенно (принимается новая норма). 3. ПНА прекращает свое действие в случае признания его неконституционным (ст. 69 Закона «О нормативных правовых актах Респуб лики Беларусь»).
38 38 Варианты установления пределов прекращения действия старой нормы (по Бахраху Д.Н.) 1)норма «переживает себя, если продолжает регулировать отношения, которые возникли на ее основе, и после даты вступления в силу новой»; 2)немедленно с даты утраты ею силы прекращает действие на все отношения, которые ранее регулировала; 3)досрочно прекращает действие на правоотношения, которые раньше регулировались ею, а впоследствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой.
39 39 Административно-правовые отношения это урегулированные нормами административного права общественные отношения управленческого характера, в которых стороны выступают носителями взаимных юридических прав и обязанностей, установленных и обеспеченных указанной нормой.
40 40 Как возникают правоотношения? непосредственно в конкретном случае между конкретными субъектами; как правило, как вследствие издания полномочными органами государственного управления (должностным лицом) индивидуального акта.
41 41 Что представляют собой административно- правовые отношения? а) разновидность правовых отношений; б) отношения, разнообразные по своему юридическому содержанию; в) отношения, отличающиеся разнообразием их участников, субъектов.
42 42 Особенности административно- правовых отношений (часть 1) 1) Складываются непосредственно в связи с осуществлением органами государственного управления задач исполнительно-распорядительной деятельности. 2) Их участниками могут быть разнообразные субъекты. 3) Для административно-правовых отношений необходим обязательный субъект (орган государственного управления).
43 43 Особенности административно- правовых отношений (часть 2) 4) В административно-правовых отношениях сторона, которая является обязательной, всегда действует властно. 5) Возникают по инициативе любого субъекта административного права, а также по инициативе любой из сторон, однако согласие второй стороны не является обязательным условием их возникновения. 6) Споры между сторонами административно- правовых отношении разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке.
44 44 По составу участников Административно- правовые отношения внутриаппаратныевнеаппаратные
45 45 Субъекты административно- правовых отношений Субъекты ИндивидуальныеКоллективные
46 46 Индивидуальные субъекты граждане Республики Беларусь иностранные граждане лица без гражданства должностные лица (специальные индивидуальные субъекты)
47 47 Коллективные субъекты 1. Государственные: органы исполнительной власти; предприятия, учреждения и объединения 2. Негосударственные: общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.) трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения.
48 48 Предмет административно- правовых отношений а)вещи и материальные ценности; б)действие (бездействие), т.е. поведение человека; в)продукты духовного творчества; г)личные нематериальные блага (например, здоровье, достоинство человека).
49 49 Основание возникновения, изменения или прекращения административно- правовых отношений ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
50 50 Юридические факты (часть 1) Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права превращается в субъект административных правоотношений.
51 51 Юридические факты ) часть 2 Юридические факты действия правомерные неправомерны е события
52 52 События это явления, не зависимые от воли людей (например, достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия (смерть, стихийное бедствие).
53 53 Защита административно- правовых отношений обеспечение государством такого поведения субъектов административно- правовых отношений, которое отвечает требованиям административно- правовых норм.
54 54 Административно-правовые отношения (в зависимости от характера связей) Вертикальные - складываются в рамках подчиненности одного субъекта другому (например между вышестоящими и нижестоящими органами, между соподчиненными должностными лицами). Горизонтальные гражданами.возникают между несоподчиненными органами государственного управления, предприятиями, организациями, служащими, а также между гражданами.
55 55 КОНЕЦ ЛЕКЦИИ Храмов С.М.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.