Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемcmo.khabkrai.ru
1 1 ТЕМА 7 МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СПК ПС ОМС
2 2 Понятие муниципального правового акта Муниципальный правовой акт – это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер (ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. 131-ФЗ) СПК ПС ОМС
3 3 Виды муниципальных правовых актов Муниципальный нормативный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления в определенном порядке и в пределах их правотворческих полномочий, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее, изменяющее либо отменяющее нормы права - общеобязательные правила, рассчитанные на многократное применение и адресованные неопределенному кругу лиц. Локальный муниципальный правовой акт - это принятый (изданный) в определенном порядке официальный письменный документ органа местного самоуправления или его руководителя, содержащий нормативное предписание длительного действия, регулирующее внутреннюю деятельность соответствующего органа муниципального образования и распространяющий свое действие на всех работников данного органа. Индивидуальный муниципальный правовой акт - это официальный, письменный, обязательный для исполнения документ органа или должностного лица местного самоуправления, принятый в рамках его компетенции и содержащий индивидуальное предписание, рассчитанное на однократное применение, устанавливающее, изменяющее или отменяющее права и обязанности конкретного лица (лиц) либо относящийся к конкретной жизненной ситуации. СПК ПС ОМС
4 4 Формы муниципальных правовых актов Обычно нормативные правовые акты представительного органа и акты, принятые на референдуме (сходе граждан), имеют форму решения, а нормативные правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации - форму постановления. Локальные правовые акты всех без исключения органов и должностных лиц местного самоуправления, как правило, издаются в форме распоряжений. Индивидуальные правовые акты, в своем большинстве относящиеся к сфере трудового права, имеют форму приказов. Такая регламентация позволяет непосредственно по форме муниципального правового акта определять его принадлежность к тому или иному виду, что значительно упрощает и облегчает кодификацию и правоприменение не только в каждом муниципальном образовании, но и в целом по стране. СПК ПС ОМС
5 5 Общие требования к муниципальным правовым актам (ст. 7 Федерального закона 131-ФЗ) Муниципальные правовые акты могут приниматься либо населением непосредственно, либо муниципальными органами власти. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления федеральными законами и(или) законами субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты могут приниматься на основе и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципальных образований. Муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральному и региональному законодательству Российской Федерации. Если орган местного самоуправления полагает, что федеральное законодательство или законодательство субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ или иным нормативным актам Российской Федерации и ее субъектов, то он в праве обратиться в суд с требованием о признании указанных законов не действующими полностью или в части. СПК ПС ОМС
6 6 Субъекты правотворческой инициативы (ст. 46 Федерального закона 131-ФЗ ) Субъекты правотворческой инициативы обладающие правом на внесение в представительный орган муниципального образования проектов муниципальных правовых актов: депутаты; глава муниципального образования; иные выборные органы местного самоуправления; глава местной администрации; инициативные группы граждан. В уставе муниципального образования могут быть определены и иные субъекты правотворческой инициативы. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. СПК ПС ОМС
7 7 Обязательные требования для вступления в силу муниципальных правовых актов (ст. 47 Федерального закона 131-ФЗ) Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. СПК ПС ОМС
8 8 Порядок отмены муниципальных правовых актов (ст. 48 Федерального закона 131-ФЗ ) Муниципальные правовые акты могут быть отменены, или их действие может быть приостановлено: органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт или к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта; судом; уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта федерации) в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Признание по решению суда закона субъекта РФ об установлении статуса муниципального образования недействующим до вступления в силу нового закона субъекта федерации об установлении статуса муниципального образования не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими муниципальных правовых актов указанного муниципального образования, принятых до вступления решения суда в законную силу, или для отмены данных муниципальных правовых актов. СПК ПС ОМС
9 9 Понятие регистра муниципальных нормативных правовых актов В соответствии со ст Федерального закона 131-ФЗ, муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. В Регистр не включаются муниципальные нормативные правовые акты либо их отдельные положения и (или) приложения к ним, а также иные документы и сведения, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну. Из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации состоит федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации. Регистр муниципальных нормативных правовых актов – это поддерживаемая в актуальном состоянии электронная база данных муниципальных нормативных правовых актов и сведений о них. СПК ПС ОМС
10 10 Цели ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов 1. Систематизация и учет муниципальных нормативных правовых актов. 2. Реализация конституционного права граждан на ознакомление с документами, непосредственно затрагивающими их права и свободы. 3. Создание условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами. 4. Обеспечения соответствия муниципальных нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. СПК ПС ОМС
11 11 Обязательному включению в регистр подлежат тексты муниципальных нормативных правовых актов и следующие сведения о них: 1. Номер и дата регистрации МНПА в регистре. 2. Реквизиты муниципального нормативного правового акта (вид акта; наименование принявшего органа; дата принятия; номер; наименование должности, фамилия и инициалы должностного лица, подписавшего акт; дата подписания; наименование акта). 3. Приложения к МНПА (при наличии). 4. Сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) муниципального нормативного правового акта. 5. Сведения о государственной регистрации (наименование зарегистрировавшего органа, дата регистрации, регистрационный номер) в том случае, если акт подлежит государственной регистрации. 6. Сведения о действии муниципального нормативного правового акта во времени (о дате вступления в силу, о приостановлении, отмене и т.п.). СПК ПС ОМС
12 12 По решению уполномоченного органа субъекта РФ в регистр могут быть дополнительно включены: 1. Решения, постановления и определения судов по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов. 2. Акты прокурорского реагирования в отношении муниципальных нормативных правовых актов. 3. Акты органов государственной власти Российской Федерации или субъекта РФ об отмене или приостановлении действия муниципальных нормативных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления соответствующими законами. 4. Экспертные заключения уполномоченного органа в отношении муниципальных нормативных правовых актов. 5. Иные документы и сведения, поступившие из федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и касающиеся соответствующих муниципальных нормативных правовых актов. СПК ПС ОМС
13 13 Понятие устава муниципального образования Устав муниципального образования – это подзаконный, основополагающий акт муниципального образования, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем другим правовым актам органов местного самоуправления, структурно оформленный в соответствии с требованиями законодательства, принимаемый в особом порядке представительным органом местного самоуправления, закрепляющий правовой статус муниципального образования и обеспечивающий обобщенное и системное регулирование правоотношений в области местного самоуправления на территории муниципального образования. СПК ПС ОМС
14 14 В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 06 октября 2003 г. 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проект устава муниципального образования (проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав) подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, а затем подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Особенности принятия устава муниципального образования СПК ПС ОМС
15 15 Государственная регистрация устава муниципального образования Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в федеральный регистрирующий орган юстиции в течение 15 дней со дня его принятия. Вместе с текстом устава муниципального образования, необходимо представить: 1) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования; 2) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в 30-дневный срок со дня его представления для государственной регистрации. Датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. СПК ПС ОМС
16 16 Акты, принятые путем прямого волеизъявления населения Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан). Оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), наряду с уставом муниципального образования, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. В случае возникновения коллизии положений устава муниципального образования и решения, принятого на местном референдуме (сходе граждан), в силу принципа народовластия действовать должен акт, принятый на референдуме, а положения устава должны быть приведены в соответствие с ним. СПК ПС ОМС
17 17 Дополнительные правовые гарантии реализации решений, принятых путем прямого волеизъявления населения Если для реализации решения, принятого на местном референдуме (сходе граждан) требуется издание муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит издание указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать 3 месяца. Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого на референдуме, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления. СПК ПС ОМС
18 18 Понятие системы муниципальных правовых актов Целостная, внутренне согласованная совокупность нормативных и ненормативных правовых актов муниципального образования образует систему муниципальных правовых актов. В нее входят: 1. Устав муниципального образования. 2. Правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан). 3. Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. 4. Правовые акты главы муниципального образования. 5. Постановления, распоряжения и приказы главы местной администрации. 6. Нормативные и ненормативные договоры муниципального образования. 7. Правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования. СПК ПС ОМС
19 19 Понятие правотворческого процесса Правотворческий процесс – это урегулированный нормативными правовыми актами порядок осуществления правотворческой деятельности, включающий внесение в правотворческий орган (вынесение на референдум), рассмотрение, принятие, подписание, опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов. Любая правотворческая деятельность осуществляется в особой процессуальной форме, которая представляет собой упорядоченную систему стадий деятельности. СПК ПС ОМС
20 20 Стадии правотворческой деятельности в муниципальном образовании Стадии правотворческой деятельности органов местного само- управления и их должностных лиц – это ряд последовательных этапов принятия нормативного правового акта местного самоуправления, на каждом из которых решаются самостоятельные задачи правотворческой деятельности. Стадия 1. Разработка проектов муниципальных правовых актов и внесение их в соответствующий орган местного самоуправления или должностному лицу на рассмотрение. Стадия 2. Обсуждение и принятие муниципальных правовых актов. Стадия 3. Опубликование (обнародование) и вступление в силу муниципальных правовых актов. Стадия 4. Контроль за исполнением и отмена муниципальных правовых актов или приостановление их действия. СПК ПС ОМС
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.