Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnsportal.ru
1 Использование различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся. ( Из опыта работы Житеневой О.А, учителя истории и обществознания ОУ СОШ 12 г. Сызрани) Чтение делает человека ___________, беседа _____________, а привычка записывать ___________ (Ф. Бэкон)
2 Цель Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом.
3 Задачи Выделять в тексте главные положения и мысли. Составлять различные виды планов. Развертывать текст, строя по плану собственное высказывание. Конспектировать и реферировать текст На основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст. Составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.
4 Основные формы и методы работы с текстом 1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.. 2. Комментированное чтение текста. 3. Аналитическое чтение текста. 4. Деление текста на смысловые части. 5. Составление тезисного плана. 6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц. 7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста. 8. Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний.Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний 9. Составление логической схемы.Составление логической схемы. 10. Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст.
5 Анализ результатов ГИА Часть А Часть В % справилисьЧастично справились Не справились В В В В492-8 В538-62
6 Анализ результатов ГИА Часть С С1. Задание на составление плана Воспроизводящие задания к тексту С2. С3. С4. Конкретизация собственными примерами С5. Задание-задача С6. Формулирование и обоснование своего отношения
7 С 1- С 4 …Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем, и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева. Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние. Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет. (По материалам энциклопедии для школьников)
8 С1 - Задание на составление плана План - четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента. План НазывнойВопросныйТезисный 1) социальная сущность человека; 2) внутреннее органическое единство людей; 3) уровни восприятия общества. 1) Что определяет социальную сущность человека? 2) В какой форме проявляется внутреннее органическое единство людей? 3) Какие уровни восприятия общества выделены в тексте? 1) Социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях; 2) внутреннее органическое единство образует жизненное содержание самой личности; 3) за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим.
9 С 2 – С3 - Воспроизводящие задания к тексту памятка для учащихся по анализу текста: а) прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст; б) помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте; в) соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право); г) дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» - и определите его основную идею; д) отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания; ж) вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос; з) обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе; и) старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание; к) сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы;
10 С4 - Конкретизация собственными примерами «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, очень большое и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации.
11 С5 - Задание-задача Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания) Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием: - определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии; - подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения). Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам, нормативно-правовым актам следует обратиться. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение. Убедитесь в правильности вашего ответ - соответствует ли ваш ответ существу вопроса; - если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них; - нет ли противоречий между вашими аргументами; - нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению; - можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным; - не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами. алгоритм решения обществоведческих задач: (алгоритм составлен Котовой О.А. и Лисковой Т.Е. на основе памятки, разработанной авторским коллективом под руководством Л. Н. Боголюбова)
12 С6 - аргументация собственной позиции с опорой на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт. объектами оценки экспертов при выполнении этих заданий является не заявленное школьником отношение, а сила аргументации своего выбора, а также умение извлечь нужную в данном случае информацию из текста и правильно интерпретировать ее в заданном ракурсе.
14 Приложение ( п.21учебник Обществознание. 10 класс) Тема «Политическая власть и политическая система» Прочитайте текст. Назовите структурные компоненты (подсистемы) политической cистемы, проявившиеся в решении вопросов модернизации образования. Политическая система получила мощный импульс, который положил начало процессу выработки политического решения по вопросам модернизации образования. Данный вопрос стал предметом рассмотрения в Федеральном Собрании, правительстве и других властных структурах (____________________________). Его решение потребовало изменения Закона «Об образовании» и других нормативных актов, а также принятия Закона «О государственных образовательных стандартах» (_______________________________). Подготовка решений по модернизации образования проявилась в различных формах деятельности: дискуссиях, опросах, собраниях учителей, экспертизах (__________________________________). Потребовалось взаимодействие политических партий, министерств образования, финансов Государственной Думы, Президента РФ (_____________________________________). Формы политической деятельности всех учстников и предполагаемые проекты модернизации отражали ценности, идеалы, политическую культуру (________________________). В результате сложного подготовительного процесса, анализа проблемы, обсуждения и т.д. в политической системе созрело решение, которое приняло форму постановлений Правительства РФ …(__________________________).
15 Приложение Как составлять простой план 1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал). 2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5. Запишите план. План должен полностью охватывать все содержание текста В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки Как составлять сложный план 1. Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана). 4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.