Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемdspace.univer.kharkov.ua
1 Цифровые репозитарии ВУЗов и электронные читальные залы Владимир Кург Инком Харьков, 17 марта 2011
2 Почему электронные библиотеки? ВУЗов без библиотек не бывает Проблема книгообеспеченности: новые учебники, новые книги – закупки замещение старых изношенных, потерянных – закупки покупать нужное количество экземпляров – дорого покупается один экземпляр и создётся электроннй образ формируется электронная библиотека / репозитарий доступ извне закрывается (от озабоченных АП ) возможность не выдавать (редкие) издания, книги, … Пример из внедренного – университет Гринченко
3 Электронные библиотеки = электронные издательства ВУЗов без изданий не бывает ВУЗовские сборники и издания – оплата полиграфии Чем выше тираж, тем выше оплата; Микротираж – никому не известно, никто не ссылается Положення про електронні наукові фахові видання (Наказ МОН, НАУ, ВАК від 30 вересня 2004 р. N 768/431/547) Печать методичек, … – оплата полиграфии Электронное издание – способ переложить полиграфские расходы на читателя или студента – способ добиться известности и цитируемости (международная индексация) ––
4 Интернет-библиотека vs. e-Lib Интернет-библиотека: «Электронная книжная полка» Тематические или жанровые категории Отсутствие (как правило) аннотаций Библиографические стандарты: Какие стандарты?! Нет метаинформации => нет консолидации Библиотека – не Web-сайт
6 Интернет-библиотека vs. e-Lib Электронная библиотека: Библиографические записи и описания - ГОСТ 7.1:2006, MARC/UNIMARC/… Библиографические указатели - УДК, ББК, LoC, … Метаинформация для межбиблиотечных систем - Dublin Core, OAI-PMH, … Электронная библиотека - семантический сайт
7 Интернет-библиотека vs. e-Lib Электронная библиотека: Фонд + информация + услуги Фонд = бумажные издания + электронные образы + электронные документы Информация = указатели и коллекции + библиографическая метаинформация Услуги = поиск + просмотр + загрузка + заказ и доставка
8 Цифровые репозитарии Содержание Управление Использование Оцифровка и публикация существующего бумажного фонда. Публикация новых/своих/партнёрских электронных документов Репозиторий: электронная библиотека + электронное издание Управление публикациями: автор/редактор/публикатор Регистрация репозитория в «харвестерах» Компонент современных библиотек
9 Что такое электронная библиотека? АБИС Бумажные фонды Скан-центрE-Library Электронные фонды Электронные читальные залы
10 Цифровые репозитарии Репозитарий ePrints : Массовый Web-доступ Персональные профили Механизм публикации Депозитор – редактор – публикатор Возврат на доработку Обновление версий документов Множественные форматы ПО из списка UNESCO и IFLA
11 Цифровые репозитарии Репозитарий ePrints : Настраиваемые рубрикаторы Настраиваемые шаблоны описаний документов «Мастера публикации» Рабочие пространства авторов и редакторов Автопубликация метаинформации на странице описания
12 Ассоциация Европейских Университетов ( Рекомендации (март 2008): Университеты должны развивать институциональные политики и стратегии контроля качества результатов исследований (в т.ч. через статьи) для более широкого их распространения, максимизации их присутствия, доступности и научного влияния. Создание институционного репозитария или участие в совместном (межуниверситетском) репозитарии. ИР должны быть совместимы с OAI/PMH протоколами, быть интероперабельными … требовать от сотрудников самоархивации публикаций
13 Требования грантодателей Публикации в репозитариях открытого доступа: European Research Advisory Board (EURAB), European University Association (EUA), National Knowledge Commission, India; Federal Research Public Access Act (FRPAA), USA; Australian Research Council; National Health and Medical Research Council; Australia Fonds voor Wetenschappelijk Onderzoek (Research Foundation Flanders); Canadian Institutes of Health Research (CIHR); European Research Council (ERC); Agence Nationale de la recherche (France); Health Research Board (HRB) of Ireland; Irish Research Council for Science, Engineering & Technology; Swiss National Science Foundation, Arthritis Research Foundation, UK; Biotechnology and Biological Sciences Research Council (BBSRC), UK; British Heart Foundation; Cancer Research UK; Chief Scientist Office (Scottish Executive Health Department); Department of Health (UK); Economic and Social Research Council (ESRC), UK; JISC (Joint Information Systems Committee), UK; Medical Research Council (MRC), UK;
14 Украина Публикации в репозитариях открытого доступа: Ольвійська Хартія Академічні свободи, університетська автономія та освіта, 2009 Академічна свобода включає відкритий доступ до інформації, за виключеннями, передбаченими законодавством, у тому числі до наукової інформації через розвиток відкритих електронних архівів (університетських інституційних репозитаріїв), відкритих електронних журналів українських університетів та можливість вільно підтримувати стосунки зі своїми колегами в будь-якій частині світу. Проект «Електронна бібліотека України: створення Центрів знань в університетах України», 2009 Створення та розповсюдження власних ресурсів університетських громад України через обєднану систему університетських репозитаріїв та відкритих електронних журналів з метою інтеграції у світову академічну спільноту
15 Open Access Journals Научные журналы открытого доступа: DOAJ: May 2003 starting with 300 journals 3689 journals in the directory. ( ) 1265 journals are searchable at article level articles are included in the DOAJ service. Репозитарий и электронные журналы дополняют друг друга Положение ВАК, МОНУ и НАНУ 2005 г. об электронных изданиях
16 Рекомендации Ассоциации Европейских Университетов Университеты должны развивать институциональные политики и стратегии контроля качества результатов исследований (в т.ч. Через статьи) для более широкого их распространения, максимизации их присутствия, доступности и научного влияния. Создание институционного репозитария или участие в совместном (межуниверситетском) репозитарии. ИР должны быть совместимы с OAIPMH протоколами, быть интероперабельными … требовать от исследователей САМОАРХИВИРОВАТЬ публикации. (март 2008,
17 Цифровые репозитории Мультирубрикация
18 Цифровые репозитории
19 Библиотека и читатель Что является результатом работы в библиотеке? Где это используется? Где хранится и обрабатывается?
20 Доступ к наработанному всегда и с различных ПК Библиотека и читатель
21 Персональная библиография
22 Библиотека и читатель Электронный читальный зал: Виртуальное рабочее место Дополнительно: 1. Доступ в аудиторию 2. Библиотечний формуляр 3. Индивидуальный набор приложений 4. Доступ к сетевым ресурсам
23 Использование электронной библиотеки Електронні образи друкованих матеріалів Електронні матеріали: підручники, посібники, метод. рекомендації Магістерські роботи (з обмеженим доступом) Внутрішні Анотації до друкованих наукових журналів ВАК (зареєстрованих в НУБіП України) Анотації підручників та посібників авторів НУБіП України Журнал із статями магістрів (електронний) Міжнародний науковий журнал Зовнішні
24 План создания электронной библиотеки 1 етап Визначити відповідального та модератора в Університеті Визначити відповідальних від ННІ за магістерські роботи, науковий журнал магістрів Визначити відповідальних за анотацію від ВАК журналів, Міжнародного журналу Визначити відповідальних в бібліотеці (за сканування та підготовку електронних образів) 2 етап Провести встановлення програмного забезпечення та його адаптування, розробка власного дізайну Організувати навчання модератора, відповідальних від ННІ, бібліотекарів, редакторів журналів ВАК та Міжнародного журналу Встановити програму анти плагіат 3 етап Розробити положення про електронну бібліотеку та інституційний репозиторій Створення плану заповнення репозиторію електронними матеріалами Заповнення інституційного репозиторію
25 Выводы актуальное содержание: в электронной библиотеке гораздо проще обновлять материал; содержание получено из первичных источников: например, Американское аэрокосмическое агентство NASA распространяет актуальные научные данные о Земле и космосе, которые могут использовать для своих нужд студенты и ученые; полнота представления содержания: информация легко достижима как вглубь, так и вширь; содержание может быть представлено в различных форматах (изображения, карты, аудио, видео, потоки цифровых данных и т.д.); доступ к содержанию упрощен: новые данные можно распространять с помощью компьютерных сетей, что гораздо проще, чем обновление бумажных копий, содержание можно напечатать: студенты могут без труда создать свои собственные материалы и опубликовать их в электронной библиотеке. возможность повторного использования ресурсов: учителя могут совместно использовать ресурсы, что гораздо эффективнее, чем использование традиционных печатных изданий; простота интеграции: чем больше работы студентам приходится выполнять на компьютере, тем проще им становится включать в создаваемые ими работы материалы, полученные из внешних источников. Электронные библиотеки в образовании. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2007 г.
26 Электронные библиотеки: решение Инком О нас: Системы для образования:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.