Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемteacherjournal.ru
1 Деятельность педагога-психолога по разрешению и профилактике конфликтов как средство сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся образовательного процесса Педагог-психолог МОУ «Бутырская ООШ» Голочалова С.Ф.
2 Конфликт – это.. (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. реакция человека на препятствия по достижению целей, на поведение другого, не соответствующее ожиданиям, на несовместимость характеров, культурных основ поведения и потребностей
3 Типы конфликтов Внутриличностный. В этом случае сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности, например, отдельные черты, типы или инстанции. Межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.
4 Типы конфликтов Личностно-групповой конфликт возникает чаще всего из-за несоответствия поведения личности с требованиями группы. Межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей или ценностей различных групп.
5 Позитивные функции конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы; разрядка напряженной обстановки; конфликты поддерживают социальную активность людей, служат источником нововведений и инноваций; диагностика возможностей оппонентов
6 Негативные функции конфликта ведет к беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений. эмоциональное возбуждение, сопровождающее рост напряжения, значительно усложняет когнитивные процессы, отключает саморегуляцию и контроль над ситуацией.
7 Структура конфликтов объект конфликтной ситуации, цели и субъективные мотивы, условие, среда возникновения, наличие оппонентов, повод или причина.
8 Стадии конфликта возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание, переход к конфликтным отношениям, разрешение конфликта.
9 Методы урегулирования конфликтов внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность; структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов; межличностные методы или стили поведения в конфликтной ситуации; переговоры.
10 Деятельность педагога-психолога с участниками образовательного процесса по профилактике и урегулированию конфликтов: диагностика, консультации, лекции, беседы, коррекционные, развивающие занятия, тренинги.
11 Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Многие авторы предлагают использовать способ я - высказывание, т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение. Этот способ помогает человеку удержать позицию, не превращая другого в своего врага. Я - высказывание может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен.
12 Правила общения -Быть сдержанным. -Не позволять себе проявление эмоциональных всплесков и бурных проявлений. -Уметь выслушать собеседника. -Никогда не оценивать поступок, а только высказывать свое отношение к данной ситуации, поступку. -Избегать обобщающих слов: всегда, никогда, никто, ничего. -Не использовать намеков на прошлые события, дела, воспоминания, они вызывают только негативные эмоции и не приводят к конструктивному выводу.
13 «Ты-» Ты никогда меня не слушаешь! «Я-» Когда я вижу, что те не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю. «Ты-» Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? «Я-» Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос, задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов. «Ты-» Вечно ты хамишь! «Я-» Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой. «Ты-» Ты всегда ужасно себя ведешь! «Я-» В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
14 Ситуация+ Я чувство+ Объяснение a) Попробуйте объективно описать события, ситуацию: Когда я вижу, что…. Когда это происходит.. б) Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации: Я чувствую.. Я огорчаюсь.. в) Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания: Потому что, я не люблю….. Мне бы хотелось… Мне неприятно видеть, как ты списываешь… г) Представить как можно больше альтернативных вариантов: Возможно, тебе стоит поступить так.. В следующий раз сделай..
15 Структурные методы методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.
16 Межличностные методы (К.Томас и Р.Килменн ) Конкуренция, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
17 Стиль конкуренции, соперничества (соревнование) может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если: исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее; чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять; должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага; взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
18 Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания и выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.
19 Для разрешения конфликта стиль сотрудничества можно использовать в следующих ситуациях: необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений; у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной; основной целью является приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов; необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.
20 Стиль компромисса заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же парту или одно и то же задание для работы.
21 Стиль компромисса можно использовать в следующих ситуациях: обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью; ваше желание имеет для вас не слишком большое значение; вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными; компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.
22 Стиль избегания реализуется обычно, когда проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
23 Стиль избегания можно использовать в следующих ситуациях: -источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы; -знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу; -у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом; -хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение; -пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию; -оппоненты сами могут успешно урегулировать конфликт; -у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.
24 Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
25 Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях: важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует происходящее; считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения; осознаете, что, правда не на вашей стороне; чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
26 Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
27 Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод урегулирования конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
28 Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта конфликта.
29 АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ Выделить суть проблемы. Увидеть ее со стороны. Поставить себя на место другого человека. Найти конструктивное решение проблемы.
30 Условия переговоров разговор должен быть длительным (2-4 часа) помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (телефонные разговоры, открывание двери, заглядывания и проч.) время разговора определяется т.о., чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спешил) во время переговоров запрещается использовать силовые приемы (заставлять другого человека уступать, сдаваться) если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.