Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемs2.docme.ru
2 Мониторинг воспитательной деятельности педагога- воспитателя По материалам работ П.В. Степанова, И.В. Степановой Д.В. Григорьева
3 Продолжите тезис: Хорошая школа – это … В школу я хожу, чтобы … Если бы я был директором школы, то непременно … Самое главное в жизни нашего класса – это … Мне кажется, что взрослые … Больше всего меня огорчает … В нашей школе много внимания уделяют … Самым значимым в школе для меня является... На следующий год я … Социальная ориентация или индивидуалистическая позиция Моральное предпочтение или вещественно-предметная ориентация Агрессивность или доброжелательность
4 История: «Вечер о любви к хлебу» невнимание к реальным проблемам школы…
5 Нужно ли это? (актуальность) В современном обществе никакая профессиональная деятельность не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности
6 Кому это нужно? (профессиональный заказчик) Кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение процесса воспитания в школе Кто осуществляет методическую поддержку процесса воспитания Кто непосредственно осуществляет процесс воспитания – НЕОБХОДИМ САМИМ ПЕДАГОГАМ
7 Зачем это нужно? (цель мониторинга) Чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже? Чтобы делать «оргвыводы» в отношении тех или иных педагогов? Выяснить, насколько организованный процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка!
8 Зачем это нужно? (цель мониторинга) Выяснить, насколько организованный процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка! Для обнаружения и решения наиболее острых проблем организации процесса воспитания Для анализа, обобщения и распространения позитивного опыта воспитания
9 Актуальные вопросы: Почему мы приукрашиваем результаты диагностик? Почему пишем анализ, а получается отчет? Почему, планируя работу, некоторые меняют только титульный лист? Почему циклограмма не гарантирует положительного результата? Почему, чем больше формализуем воспитательный процесс, тем меньше эффективности?
10 Стереотип 1 показателем хорошей организации процесса воспитания является высокая активность школьников в общественной жизни, их хорошие выступления на всевозможных творческих конкурсах, выставках, фестивалях, викторинах, олимпиадах, соревнованиях и т.п. Этот подход плох уже потому, что даже само участие детей в подобных конкурсах иногда может иметь весьма сомнительную воспитательную ценность
11 Стереотип 2 организация процесса воспитания в классе оценивается хорошо, если: классный руководитель грамотно заполняет всю необходимую документацию: классный журнал, дневник классного руководителя, план воспитательной работы, анализ ее проведения за год и т.п. в классе имеются органы ученического самоуправления; проводится определенное количество классных часов по заранее определенным темам; четко и последовательно выполняется план воспитательной работы.
12 Однако означает ли все это, что в классе действительно хорошо организован процесс воспитания? Может ли являться стандартно написанная бумажка показателем качества воспитания? Возможно ли по наличию в школе всевозможных президентов, министров и парламентов сделать вывод о том, что совместная деятельность детей протекает в режиме самоуправления, при котором ими самостоятельно ставятся цели, самостоятельно планируются, организуются и проводятся дела, самостоятельно анализируется проделанная работа? Эти так называемые органы самоуправления становятся либо игрой детей во взрослых начальников, либо инструментом исполнения воли педагогов («министерство образования» следит за успеваемостью и проверяет наличие дневников).
13 Может ли педантичное следование плану воспитательной работы и наличие нужных галочек напротив всех запланированных мероприятий свидетельствовать о качестве организации воспитательного процесса? Контроль выполнения плана позволяет узнать лишь число проведенных дел: классных часов, благотворительных акций, бесед, встреч с интересными людьми, выходов в театр, экскурсий и т.д., и т.п. Были ли все эти дела действительно воспитывающими – этого ни из планов, ни из прилагаемых к нему сценариев, увы, никак не узнать.
14 Стереотип 3 Критерием результативности процесса воспитания считается уровень воспитанности школьников, а его показателем,– демонстрируемый большинством учащихся высокий уровень воспитанности. А что, если ребенок никогда не сможет достичь того уровня воспитанности, который устанавливается как стандартный и желательный для всех? Не сможет не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств или особенностей своего физического и интеллектуального развития? Имеет ли кто-либо моральное право оценивать детей с совершенно разной личной судьбой и разной социальной ситуацией развития в соответствии с единым стандартом, сравнивая их с этим стандартом, сравнивая их друг с другом?
15 Что считать результатом воспитания ? всесторонне и гармонично развитая личность ? личность с четко определенными полезными качествами ? Целью (и результатом) гуманистического воспитания не может быть соответствие ребенка тем или иным параметрам воспитанности
16 Что такое личностный рост? Личностный рост ребенка – это процесс: (1) приобретения им знаний о социальных нормах, (2) развития его позитивных отношений к базовым общественным ценностям, (3) накопления им опыта ценностно окрашенного социального действия.
17 ЦенностиПозитивное отношениеНегативное отношение Отечество Земля Мир Труд Культура Знания Другие люди (такие же, как Я сам) Иные люди (не такие, как Я) Я – телесное, мое здоровье Я – душевное, мой внутр. мир
18 ЦЕННОСТИ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ О Т Н О Ш Е Н И Е К М И Р У 1. Отечествогражданственность, патриотизмобывательство, социальное иждивенчество 2. Землялюбовь к природе, бережное отношение к ее богатствам потребительское отношение к природе и ее богатствам 3. Мирнеприятие насилия, пацифизммилитаризм 4. Трудтрудолюбиелень 5. Культураинтеллигентностьбескультурье, хамство, вандализм 6. Знаниялюбознательностьневежество О Т Н О Ш Е Н И Е К О К Р У Ж А Ю Щ И М Л Ю Д Я М 7. Другие люди (такие же, как я) гуманность, милосердиежестокость 8. Иные люди (не такие, как я) толерантностьксенофобия, национализм, расизм О Т Н О Ш Е Н И Е К С Е Б Е 9. Я-телесное, мое здоровье забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни пристрастие к вредным привычкам 10. Я-душевное, мой внутр. мир самопринятие и душевное здоровьекомплекс неполноценности
19 Для понимания личностного роста недостаточно охарактеризовать только направленность отношений личности Необходимо охарактеризовать также и устойчивость этих отношений ситуативно- позитивные устойчиво- позитивные ситуативно- негативные устойчиво- негативные
20 Диагностика личностного роста Опросный лист для учащихся 9 – 11 классов Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»): «+4» - несомненно, да (очень сильное согласие); «+3» - да, конечно (сильное согласие); «+2» - в общем, да (среднее согласие); «+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие); «0» - ни да, ни нет; «–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие); «–2» - в общем, нет (среднее несогласие); «–3» - нет, конечно (сильное несогласие); «–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие). Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!
21 Бланк для ответов Фамилия, имя (Вы можете указать по желанию)________________
22 Итак, ты выразил свое отношение ко всем 70-и утверждениям, которые были предложены тебе выше. Как тебе кажется: что больше всего повлияло на это твое отношение: твоя семья (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки)? твоя школа (значимые для тебя педагоги, школьные друзья, одноклассники, уроки и кружковые занятия, походы, сборы, экспедиции и т.п.)? твои занятия в клубах, кружках и секциях вне школы? твоя улица (дворовая компания, уличные друзья и т.д.)? книги, журналы, телевизор, интернет? что-то еще (укажи, что именно)? Проранжируй перечисленные выше пункты по степени их влияния – что бы ты поставил на первое место, что на второе, на третье и т.д.
23 Принципы диагностического опросника: - содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе; - формулировки высказываний должны быть понятными для школьников и восприниматься ими однозначно; - текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы избежать возможного конформного поведения школьников, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису. Для этого подросткам необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты; - тезисы опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах школьника заведомо общественно одобряемым.
24 Принципы проведения диагностики : Проводится в условиях стабильности Доверие к проводящему диагностику Возможность выбора анонимности Ограниченное время на ответ (30 мин.) Вопросы-перевертыши Показатель диагностики – не есть результат только деятельности классного руководителя Нельзя проводить часто (дважды в год)
25 Что делать с результатами диагностики? Обработать и систематизировать Таблица 8. Характер отношений школьников к иным людям устойчиво-негативное0% школьников ситуативно-негативное35% школьников ситуативно-позитивное58% школьников устойчиво-позитивное7% школьников
26 Что дают результаты диагностики? Результаты как минимум двух опросов дадут представление о динамике личностного роста, об успешности реализуемой вами деятельности Представление о наиболее проблемных аспектах воспитанности школьников (анализ - цель - планирование) Масштабы той или иной проблемы (% соотношение) Последний вопрос может дать представление о влиянии именно школы на личностный рост воспитанников.
27 Результаты 1-й диагностики Таблица 8. Характер отношений школьников к иным людям, к людям иной культуры, иной национальности, веры (в % школьников) гг. Характер отношений Классы 5-а5-б6-а6-б7-а7-б8-а8-б9-а9-б1011 устойчиво- негативное ситуативно- негативное ситуативно- позитивное устойчиво- позитивное
28 Выявив имеющиеся на сегодняшний день проблемы личностного роста школьников в каждом классе (группе), можно определить как цель воспитательной работы каждого воспитателя, так и цель воспитания в учреждении в целом. Например: Цель учреждения: личностный рост воспитанников. Цель воспитателя: личностный рост воспитанников, а в особенности: развитие их ценностного отношения к людям иной национальности, веры, культуры
29 Результаты 2-й диагностики Таблица 8. Характер отношений школьников к иным людям, к людям иной культуры, иной национальности, веры (в % школьников) гг. Характер отношений Классы 5-а5-б6-а6-б7-а7-б8-а8-б9-а9-б1011 устойчиво- негативное (14) 0 (16) 00 ситуативно- негативное (41) 40 (42) 3224 ситуативно- позитивное (41) 52 (42) 54 устойчиво- позитивное (0) 8 (4) 1422
30 Критерии оценки процесса воспитания: личностный рост школьников уровень развития классного коллектива положение каждого ребенка в этом коллективе сформированность позиции воспитателя у педагогов использование воспитательного потенциала различных видов совместной деятельности
31 Что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания? Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребенка «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин), (уровни развития коллектива, социометрия, собеседование).
32 Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин) Образное описание стадий развития коллектива. 1 ступень. «Песчаная россыпь» 2 ступень. «Мягкая глина» 3 ступень. «Мерцающий маяк» 4 ступень. «Алый парус» 5 ступень. «Горящий факел» Обработка полученных данных. На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей.
33 Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе Опросный лист Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три. 1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы? Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды? Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости? После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
34 Обработка полученных результатов Кого выбирают Кто выбирает А.....Б.....В.....Г.....Д.....Е.....Ж....З..... А Х1,1,11,1 11 Б ,1,1Х11,11 В ,1Х1,1,1 1 Г ,11,1,1Х111,1 Д ,1,11,1Х11 Е ,11,1,1 Х1 Ж ,1,1 1,1Х З ,1,1 Х Общее число выборов (рейтинг)
35 Интерпретация полученных результатов Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем: лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г); рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж); одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З); отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла. Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.
36 Что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания? Профессиональную позицию педагога Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания
37 Что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания? Использование воспитательного потенциала совместной деятельности школьников и педагогов Экспертная оценка (привлечение специалистов)
38 Внеурочная деятельность школьников понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
39 Виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
40 – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Результат
41 Личностный рост ребенка – это процесс: приобретения им знаний о социальных нормах развития его позитивных отношений к базовым общественным ценностям накопления им опыта ценностно окрашенного социального действия
42 Образовательные результаты внеурочной деятельности Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Необходимое условие – взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
43 Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Необходимое условие – равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Образовательные результаты внеурочной деятельности
44 Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Необходимое условие – взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
45 Уровни результатов 1-й уровень школьник знает и понимает общественную жизнь 2-й уровень школьник ценит общественную жизнь 3-й уровень школьник самостоятельно действует в общественной жизни
46 Познавательная деятельность Ориентация на результаты первого уровня: знакомство школьников с основными социальными нормами, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни Ориентация на результаты второго уровня: акцентирование внимания на ценностном аспекте получаемых знаний Например: 1. Каковы правила общения с пожилыми людьми 2. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске 3. Что можно и чего нельзя делать в храме 4. Запретные слова, жесты и действия в многонациональной школе 5. Какие права есть у человека, попавшего в больницу 6. Как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы и т.п. П римеры из предметных областей знания: 1.Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей? (биология) 2.Этический аспект клонирования (биология) 3.Может ли наука быть безнравственной? (физика) 4.Двойственное значение открытия способа расщепления атомного ядра (физика) 5.Является ли экономический рост в мире безусловным благом для людей? (экономика) 6.Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (география) 7.Гуманитарные последствия Великих географических открытий (география) 8.Согласны ли вы со словами И.Карамазова «Если Бога нет, значит все позволено»? (литература) 9.Реформы Петра I – шаг к цивилизованному обществу или насилие над страной? (история) 10.Опасна ли для общества агрессия в кино и на телевидении? (искусство) 11.Экологические последствия открытия дешевых способов изготовления синтетических материалов (химия) Ориентация на результаты третьего уровня: организация взаимодействия школьника с другими социальными субъектами Например: Заседания кружка любителей литературы совместно с воспитанниками детских домов или обитателей домов престарелых Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками более младших классов. Проведение одаренными детьми специальных «вечерних курсов» для школьников тех школ, которые имеют ограниченные возможности в преподавании отдельных предметов. Ориентация работы членов НОУ на исследование злободневных проблем окружающего микросоциума: - Как улучшить качество питьевой воды в школе? - Исчезающие животные нашего региона: стратегии спасения - Способы преодоления агрессии в школе - Химический состав популярных напитков и проблемы здоровья - Способы энергосбережения в школе и формы энергосберегающего поведения учеников и учителей и т.п.
47 Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет: разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате; подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
48 Обращаем внимание на следующее: Насколько разнообразны те виды совместной деятельности, которые используются в воспитательных целях, и насколько оправдано это разнообразие? Носят ли воспитывающий характер проводимые дела? Какие ценности несут они детям? Какие их личностные качества развивают? Есть ли тенденция сводить воспитательный процесс в основном к классным часам или каким-либо другим «словесным формам»? Какова степень участия и самостоятельности школьников в планировании, подготовке, проведении и анализе тех или иных дел (детское самоуправление)?
49 Экспертная оценка использования воспитательного потенциала совместной деятельности школьников и педагогов Рекомендации: источники информации (наблюдение за деятельностью педагогов, собеседование, анализ планов или программ организации воспитательного процесса); каков воспитательный аспект проводимых дел. Действительно ли они воспитывающие или направлены только на то, чтобы научить чему-то, выполнить работу, победить, заполнить досуг и т.д.? Тенденция сводить воспитательный процесс в основном к классным часам. степень участия и самостоятельности школьников в планировании, подготовке, проведении и анализе тех или иных дел (детское самоуправление).
50 Что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания? Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания: –материально-техническое оснащение; –педагогический состав; –предметно-эстетическая среда; –деятельность детских объединений и органов самоуправления; –программное обеспечение процесса воспитания.
51 Организация воспитывающей предметно- эстетической среды школы обустройство школьного двора: его озеленение, наличие спортивных и игровых площадок; периодическая переориентация интерьера школьных помещений, которая может служить средством разрушения стереотипа и негативных установок на учебные и внеучебные занятия; наличие в школе достаточного свободного пространства, имеющего как зоны активного отдыха, так и зоны тихого отдыха, зоны для малышей, для подростков и старшеклассников; цветовое оформление школьных помещений и т.п.
52 На периодическую переориентацию интерьера школьных помещений, которая может служить средством разрушения стереотипа и негативных установок на учебные и внеучебные занятия Обратите внимание На цветовое оформление школьных помещений и т.п.
53 Обратите внимание На обустройство школьного двора: его озеленение, наличие спортивных и игровых площадок
54 На наличие в школе достаточного свободного пространства, имеющего как зоны активного отдыха, так и зоны тихого отдыха, зоны для малышей, для подростков и старшеклассников Обратите внимание
55 На наш взгляд: Воспитание – это не работа, а деятельность. Это не выполнение обязанностей, а реализация моей позиции (сознание + деятельность), которая выбирается мной самим, где деятельность выступает одним из способов реализации моих базовых ценностей. М. Лютер: «На том стою и не могу иначе»
56 Следовательно с этих позиций: Смысл диагностики – обнаруживать и решать собственные профессиональные проблемы: где мы недоработали; какую помощь необходимо оказать ребенку, родителям, педагогам, школе? Показателем результативности воспитания рассматривается не степень приближения ребенка к единому для всех стандарту, а отслеживание динамики изменений – каким был, каким стал?
57 Для педагогов реализующих собственную позицию воспитателя важнее: Анализировать собственную деятельность, а не отчитываться о ней перед кем-то. Самостоятельно определять цель, задачи, формы, способы своей деятельности и планировать ее так, как это удобнее самим, а не так, как этого требует кто-то еще.
58 Воспитание – Управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий (Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова) Оценивать процесс воспитания необходимо: 1)По динамике личностного развития школьников (цель и главный результат воспитания). 2)По тем условиям, которые созданы для этого развития.
59 Критерии оценки процесса воспитания: личностный рост школьников уровень развития классного коллектива положение каждого ребенка в этом коллективе сформированность позиции воспитателя у педагогов использование воспитательного потенциала различных видов совместной деятельности
60 Что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания? Личность самого воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания Развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к себе (опросник, наблюдение в обычной жизни, в критической ситуации).
61 Что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания? Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребенка «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин), (уровни развития коллектива, социометрия, собеседование).
62 Что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания? Профессиональную позицию педагога Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания
63 Что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания? Использование воспитательного потенциала совместной деятельности школьников и педагогов Экспертная оценка (привлечение специалистов)
64 Что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания? Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания: –материально-техническое оснащение; –педагогический состав; –предметно-эстетическая среда; –деятельность детских объединений и органов самоуправления; –программное обеспечение процесса воспитания.
65 КритерииПоказатели Значение показателей (уровень реализации способов) Сформированность системы воспитательных мероприятий (ВМ) 1. Организация ВМ по программно-целевому принципу 2. Организация мероприятий воспитательными центрами 3. Организация системы ключевых дел 4. Другое (дать краткое описание) ми н опти м мак с
66 КритерииПоказателиЗначение показателей Актуализирован- ность воспитательного потенциала учебного процесса 1. Использование ценностного содержания предметного знания. 2. Использование воспитательного потенциала учебного взаимодействия школьников. 3. Использование личностно- ориентированных обучающих технологий. 4. Использование воспитательного потенциала межпредметной интеграции. 5. Использование воспитательного потенциала учебных экскурсий и экспедиций. 6. Другое (дать краткое описание). ми н опти м мак с
67 КритерииПоказателиЗначение показателей Обеспеченност ь условий самоопределен ия педагогов в позиции воспитателя 1. Методическая работа по проблемам воспитания (МО клас. рук., педсоветы, открытые акции, мастер-классы и т.д.) 2. Исследовательская и экспериментальная работа педагогов как воспитателей. 3. Обучение педагогов как воспитателей в системе повышения квалификации. 4. Участие педагогов в акциях, конкурсах, проектах разного уровня. 5. Совместная деятельность педагогов как воспитателей (творческие группы, самоуправляемые объединения). 6. Другое (дать краткое описание). ми н опти м мак с
68 КритерииПоказателиЗначение показателей Актуализирован -ность процесса коллективообра -зования в классах 1. Включение класса в подготовку и реализацию школьных дел, акций, событий. 2. Организация КТД в классе. 3. Работа с лидерским активом класса. 4. Организация группового соревнования и кооперации в классе. 5. Организация самоуправления и поручений в классе. 6. Формирование субкультуры класса. 7. Другое (дать краткое описание). ми н опти м мак с
69 КритерииПоказателиЗначение показателей Сформирован- ность института детского самоуправлени я 1. Прецедентная организация детского самоуправления. 2. Организация системы органов самоуправления. 3. Деятельность детских клубов. 4. Деятельность детских общественных объединений (организаций). 5. Другое (дать краткое описание). ми н опти м мак с
70 КритерииПоказателиЗначение показателей Сформирован- ность института детско- взрослого соуправления 1. Прецедентная организация детско-взрослого соуправления. 2. Организация детско-взрослых социальных проектов. 3. Совместная деятельность детей и взрослых в управляющем Совете. 4. Другое (дать краткое описание). ми н опти м мак с Актуализирован -ность воспитательног о потенциала дополнительног о образования 1. Автономное функционирование кружков, секций, клубов по интересам. 2. Система дополнительного образования в школе.
71 КритерииПоказателиЗначение показателей Актуализирован -ность воспитательног о потенциала окружающей среды 1. Социальное партнерство с семьей в сфере воспитания. 2. Социальное партнерство с другими образовательными учреждениями в сфере воспитания. 3. Социальное партнерство с другими общественными институтами в сфере воспитания. ми н опти м мак с
72 Критерии, показатели, выбор методик По материалам работ Е.Н. Степанова
73 Критерии эффективности процесса воспитания ПРОДУКТИВНОСТЬ: развитость личности сформированность коллектива УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ процессом и результатом: удовлетворенность учащихся удовлетворенность педагогов удовлетворенность родителей
74 Развитость личности Интеллектуальная Освоенность образовательной программы Психологические процессы Сформированность индивидуального стиля познавательной деятельности Нравственная Направленность личности Нравственные отношения (качества) Социальная активность Физическая Физические качества Состояние здоровья Гигиенические навыки
75 Развитость личности Аспекты изучения ПоказателиДиагностические средства Интеллекту- альная развитость 1. Освоенность образовательной программы 2. Познавательная активность детей 3. Сформированность стиля познавательной деятельности 1. Методики изучения развития познавательных процессов личности 2. Школьный тест умственного развития (ШТУР) 3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся 4. Диагностическая контрольная работа 5. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
76 Аспекты изучения ПоказателиДиагностические средства Нравственна я и эстетическая развитость 1. Сформированност ь основных нравственных качеств личности 2. Социальная активность 3. Развитость чувства прекрасного 4. Проявление эстетических чувств в актах творчества 1. Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности 2. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности 3. Методика П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой «Диагностика личностного роста» 4. Методики экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся
77 Аспекты изучения ПоказателиДиагностические средства Развитость коммуникати- вности 1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры 1. Методика выявления коммуникативных склонностей 2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся
78 Аспекты изучения ПоказателиДиагностические средства Физическая развитость 1. Состояние здоровья 2. Развитость физических качеств 3. Гигиенические навыки 1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся 2. Выполнение контрольных нормативов 3. Методики экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся
79 Аспекты изучения ПоказателиДиагностические средства Удовлетворен- ность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятель- ностью в школе 1. Комфортность и защищенность личности учащегося 2. Удовлетворенность педагогов процессом и результатами деятельности учащихся, взаимоотношениями в классном сообществе 3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в классном коллективе 1. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» 2. Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении
80 Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
81 Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность
82 В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность
83 Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности. Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности
84 Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
85 Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает)
86 Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком
87 Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
88 Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др. Д.В. Григорьев, В.П. Степанов
89 Желаем успехов!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.