Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnsportal.ru
1 Животные и окружающая среда. Никитенко О. Д. учитель биологии МОУ СОШ 5 МОУ СОШ 5
2 Цели и задачи : Изучить возможные среды обитания животных и их приспособленность к среде обитания. Изучить возможные среды обитания животных и их приспособленность к среде обитания. Научиться определять взаимосвязи животных в природе. Научиться определять взаимосвязи животных в природе. Определить место и роль животных в природе. Определить место и роль животных в природе.
3 Работа в парах. Изучите материал п. 2, выполните задания : 1. Составьте схему « Среды жизни животных ». 2. Как животные приспособлены к своей среде обитания ? Приведите примеры. 3. Составьте таблицу « Взаимосвязи животных в природе »: 1. Как животные взаимосвязаны с другими царствами и окружающей средой. Тип взаимоотношений ХарактеристикаПример
4 Среды жизни животных Водная, полуводная Почвенная Наземно - воздушная Тела других организмов
5 Водная среда Водная среда Рыбы и раки дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери дышат легкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки. Только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи. Рыбы и раки дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери дышат легкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки. Только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.
6 Приспособления организмов к жизни в водной среде. Обтекаемая форма тела Обтекаемая форма тела встречается у различных групп организмов, обитающих в воде – для снижения лобового сопротивления, что приводит к снижению энергозатрат на плавание.
7 У моржей и тюленей – ласты. У моржей и тюленей – ласты.
8 У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами.
9 Из всех медведей земного шара только белый медведь ведет полуводный образ жизни. Об этом свидетельствует его строение: узкое обтекаемой формы туловище, широкие лапы-«весла», узкая голова со спрямленным профилем, приподнятыми глазницами и высоко расположенными глазами, удлиненная подвижная шея. Все это характеризует его как хорошего пловца и ныряльщика. Мореплаватели, путешествуя по северным морям, неоднократно встречали белых медведей плавающими в открытом море за сотню миль от ближайшей суши или льдин. Под водой медведь держит глаза открытыми, а ноздри и ушные раковины сжимает.
10 Приспособительные особенности животных к наземно - воздушной среде : Животные в наземно-воздушной среде имеют разнообразное строение и поведение. Животные в наземно-воздушной среде имеют разнообразное строение и поведение. В связи с этим, у животных появились легкие и трахеи. В связи с этим, у животных появились легкие и трахеи.
11 Сильное развитие получили скелетные органы, обеспечивающие автономность передвижения по суше : ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра). ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра). Гепард – самый быстроногий из зверей. Он развивает скорость до 110 км/ч. Гепард – самый быстроногий из зверей. Он развивает скорость до 110 км/ч.
12 Почвенная среда Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; Способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); Способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); Формы тела (оклуглая, вольковатая, червеобразная); Формы тела (оклуглая, вольковатая, червеобразная); Редукция глаз и исчезновение пигментов. Редукция глаз и исчезновение пигментов. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия – поедание трупов других животных, гниющих остатков. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия – поедание трупов других животных, гниющих остатков.
13 Почвенная среда Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; Способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); Способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); Формы тела (оклуглая, вольковатая, червеобразная); Формы тела (оклуглая, вольковатая, червеобразная); Редукция глаз и исчезновение пигментов. Редукция глаз и исчезновение пигментов. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия – поедание трупов других животных, гниющих остатков. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия – поедание трупов других животных, гниющих остатков.
14 Табл. Взаимосвязи животных в природе. Тип взаимоотношений ХарактеристикаПример Хищничество Одни добывают других, умерщвляют и питаются ими Щука ловит плотву. Паук ловит мух в ловчую сеть и др. Паразитизм Живут в теле других животных и питаются ими Человеческая аскарида Конкуренция Питаются одной и той же пищей Горностаи и хорьки Симбиоз Взаимовыгодные отношения Рак - отшельник и актиния
15 Место и роль животных в природных сообществах Обитающие вместе живые организмы образуют биологические сообщества биоценозы. Обитающие вместе живые организмы образуют биологические сообщества биоценозы. Животные взаимосвязаны в биоценозах. Основные отношения – пищевые ( трофические связи ). Животные взаимосвязаны в биоценозах. Основные отношения – пищевые ( трофические связи ). Цепи питания. Цепи питания. Растение – насекомое - Растение – насекомое - насекомоядное животное – насекомоядное животное – Хищное животное.
16 Выводы по уроку: 1). В природе существуют цепи питания: наземно-воздушная, почвенная, водная, организм. 2). Каждый организм приспособлен к определенной среде обитания. 3). Между организмами существуют взаимоотношения различного характера.
17 Домашнее задание. П. 2 П. 2 Выучить записи в тетради. Выучить записи в тетради. Составить цепь питания. Составить цепь питания.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.