Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемeconom.nsu.ru
1 Т ЕМА 2 СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПОВ И ПРОПОРЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1
2 Структурная сложность экономики как системы предопределяется многообразием ее элементов, числом и разнообразием связей между ними, количеством иерархических уровней, характером подсистем, роль которых выполняют практически все элементы и блоки макроэкономики. Существующая структура экономики сложилась под влиянием длительных процессов общественного разделения труда формирования социальной структуры общества роста и усложнения потребностей человека развития производительных сил, научно- технического прогресса 2
3 В ИДЫ СТРУКТУР В ЭКОНОМИКЕ Организационно- функциональная Воспроизводственная Отраслевая Технологическая Ресурсная Региональная 3
4 Сфера материального производства Непроизводственная сфера Сфера создания материально- вещественных благ Сфера межотраслевых системных продуктов Сфера услуг Первичный сектор - добывающ ий, сырьевой Вторичный сектор - обрабатыва ющий Третичный сектор - инфраструкту рный Четвертичный сектор - распределитель ный Пятеричный сектор - управленчес кий Корпорации, предприятия, организации Корпорации, банки, фонды Органы власти, организац ии Региональные экономики Организационно-функциональная структура экономики 4
5 5 Первичный сектор – угольная, газовая, нефтяная, горнорудная, заготовка древесины, сельское хозяйство и др. добывающие виды деятельности. Вторичный сектор – отрасли: нефтехимия, металлургия, машиностроение, деревообрабатывающая, строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и др. обрабатывающие производства. Третичный сектор - железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный транспорт, связь, электроэнергетика, водо- и теплоснабжение и др. инфраструктурные виды деятельности. Четвертичный сектор - внутренняя и внешняя торговля, финансы, страхование, операции с недвижимостью и др. распределительно- общественные виды деятельности. Пятеричный сектор – здравоохранение, образование, спорт, культура, наука, информатизация, управление и др. социально-управленческие виды деятельности Примерный состав секторов по видам деятельности
6 Воспроизводственная структура экономики 6 Основные структурные соотношения: а) накопления и потребления; б) предпроизводства и производства; в) производства и рынка; г) производственного, общественного и личного потребления; д) возрастной и видовой структуры основных фондов е) научной и инженерной подготовки; ж) структурной предпринимательской и маркетинговой подготовки; з) инвестиционной и интеллектуальной подготовки производства и др.
7 Отраслевая структура экономики 7 соотношение вкладов отдельных отраслей в ВВП или экономических ресурсов, прежде всего основных средств производства. Вместо действовавшего В России Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) с 1 января 2003 был введен в практику и в информационную систему государственной статистики Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОКВЭД - построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейской экономическом сообществе (КДЕС ).
8 Т ЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ 8 совокупность технологических укладов, целостных технологических образований, определяющих технологическую базу производства групп однотипных товаров и услуг. Определяющий показатель – соотношение функционирующих технологических укладов.
9 Ресурсная структура экономики 9 Представление экономики как совокупности процессов по производству и эффективному использованию ресурсов, при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества, дает основание структурировать экономику по взаимосвязанным процессам воспроизводства основных ресурсов.
10 Т ЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ - динамическое состояние размещения производительных сил по регионам, связанным в единой системе национальной экономики. 10
11 С ТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ МОЖНО СГРУППИРОВАТЬ ПО РЯДУ ПРИЗНАКОВ : Историческому – каждому этапу истории присущи свои структурные сдвиги в экономике Территориальному (географическому) – изменения в структуре экономики регионов, областей, стран По охвату хозяйственных элементов – макро, мезо, микро и наносдвиги (экономические интересы и потребности индивида) По скорости, продолжительности, глубине и масштабам изменений – эволюционные и революционные По характеру – обратимые и необратимые 11
12 СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Структурная политика - составная целостная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как средству решения стратегических и тактических задач в экономике и социальной сфере, определяющая цели, задачи, направления, а также механизм деятельности органов государственной власти при установлении оптимальных пропорциональных зависимостей и структурных связей между различными подсистемами и элементами в экономике в целом, ее сферах, уровнях, воспроизводственных стадиях и процессах 12
13 С ОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СТРУКТУРНОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК Возрастание удельного веса наукоемких производств в связи с переходом на инновационный тип развития Приоритетное технологическое обновление машиностроения как ядра и базы инновационных преобразований экономики Рост значимости предпроизводственной стадии общественного воспроизводства (интеллектуальной, инженерной, инвестиционной, структурной, предпринимательской подготовки производства) Увеличение доли услуг в ВВП, усложнение и нарастание дифференциации сектора услуг в экономике 13
14 ПРОДОЛЖЕНИЕ Преимущественное развитие инфраструктурных отраслей (транспорта, связи, информационных систем, рыночной инфраструктуры) Возрастающее преобладание в экономике смешанной формы собственности Усиление социальной направленности экономической динамики, приоритетное обновление социальной сферы Выравнивание социально-экономического т научно-технического развития регионов, стран Рост корпоратизации экономики (интеграции промышленных, финансовых, торговых организаций, слияния компаний с созданием мощной хозяйственной зоны из малых предпринимательских фирм вокруг каждой крупной корпорации) 14
15 ПРОДОЛЖЕНИЕ Свертывание неэффективных производств, сфер и видов деятельности, продукция которых не востребуется рынком Активное формирование 5-6 технологических укладов Возрастающая ориентация структурной трансформации экономики на социально- экономическую устойчивость и экономическую безопасность Падение доли ТЭК во всех макроэкономических показателях в условиях нарастающего ресурсосбережения Увеличивающаяся потребность структурной адаптации национальной экономики к международному разделению труда в условиях целостности мирового хозяйства 15
16 ПРОДОЛЖЕНИЕ Возрастание роли транспорта, активизация миграции капитала, формирование межнациональных и межотраслевых объединений (корпораций) Опережающий рост производственного потребления в условиях крупномасштабного технологического обновления производственного аппарата Усиление роли государственного регулирования в структурных преобразованиях, в координации структурной политики с другими политиками и с различными уровнями хозяйственной иерархии 16
17 Н ЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ АКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В Р ОССИИ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ДВУМЯ ОСНОВНЫМИ ПРИЧИНАМИ : - недостаточной экономической (рыночной) мотивацией сложившихся хозяйственных структур к решению задач технологической и структурной модернизации производства, формированию и освоению новых товарных рынков; - слабостью или отсутствием хозяйствующих субъектов, способных отвечать на сигналы структурокорректирующей политики. 17
18 С ТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ КОМПЛЕКСЫ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ поступательное развитие нефтегазового комплекса, переход к новым технологиям добычи и переработки топлива базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. В среднесрочной перспективе особенно высок потенциал роста (в том числе путем импортозамещения) среднетехнологичного производства - пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также экспортно ориентированных химической промышленности и цветной металлургии. высокотехнологичные сектора экономики (авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии), 18
19 19 Направления структурной политики в КДСЭР РФ до 2020 г. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах, в том числе: обеспечение стабильности и расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям; переход от экспорта первичных сырьевых и энергетических ресурсов к экспорту продукции их глубокой переработки; формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики; укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса; реализация водного потенциала российской экономики; реализация аграрного потенциала в части развития экспорта и импортозамещения на внутреннем рынке продукции сельского хозяйства.
20 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА Промышленность в теориях экономического роста: в «сырьевой» теории, основными категориями являются понятия промышленных секторов. Основными движущими силами развития выступают инвестиции в производство экспортного сырьевого товара и устойчивый внешний спрос. в теории полюсов роста (Growth Pole Theory) основной категорией является понятие отрасли промышленности. "Экономическое развитие" - это структурное изменение, вызванное ростом новых, «увлекающих» отраслей или полюсов роста содержащих движущую силу экономического развития. Эти отрасли, которые инициируют, а затем распространяют развитие на окружающее пространство 20
21 П РОМЫШЛЕННОСТЬ В ТЕОРИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) В теории товарного цикла основной категорией является понятие жизненного цикла продукции. Классификация товаров по данному признаку позволяет выделить три группы товаров: новые, зрелые и стандартизированные. Экономическое развитие состоит в непрерывном процессе создания новых видов продукции. Основной движущей силой экономического развития является инновационный процесс, воплощающийся в форме разработки новых видов продукции. 21
22 П РОМЫШЛЕННОСТЬ В ТЕОРИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) в теории гибкой специализации основными категориями являются понятия производственного режима и метода организации промышленного производства. Развитие рассматривается не просто как количественный рост, но еще и как качественное изменение структуры промышленности и конкурентных преимуществ. Основной движущей силой развития является изменение характера спроса, требующее от фирм большей мобильности. 22
23 П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА Экономическая автономия страны Основоположник – Ф.Лист (Германия) 23 Торговый протекционизм (барьеры импорту субсидирование экспорта и др.) Селекция "национальных лидеров (фирм, отраслей) Государственная поддержка фирм, отраслей Государственное управление промышленностью ЖЕСТКАЯ ПРОМПОЛИТИКА
24 П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА 24
25 экспортно-ориентированная (создание условий для роста экспорта определенных ВИДОВ продукции) внутренне ориентированная (защита внутреннего рынка и обеспечение экономической самодостаточности) стратегическая (менее распространенный и не столь явно выраженный тип промышленной политики), направленная на ограничения использования собственных естественных и не воспроизводимых ресурсов (нефть, лес, экология и т.п.). 25 О СНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ( МИРОВОЙ ОПЫТ ).
26 26 Выбор приоритетов - исходная предпосылка любой промышленной политики. Формирование приоритетов возможно и «сверху»- государством и «снизу» - бизнесом. Масштабная промышленная политика основана на «встречном» движении, диалоге бизнеса и власти (Япония, Корея).
27 П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В Р ОССИИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) Предпринимательское сообщество: Промышленная политика по определению ТПП - это система мер, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных информационных и других услуг, человеческого капитала. Целью и смыслом промышленной политики могут и должны стать глубокая структурная трансформация экономики, ее технологическая модернизация. Промышленная политика должна строиться на основе сочетания активной роли государства и рыночных механизмов. 27
28 П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В Р ОССИИ Законодательная власть Промышленная политика – это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность и ее отдельные сферы хозяйствующих единиц. Объектом является производитель товаров и услуг (производственное предприятие, корпорация, отдельный предприниматель и т.д.) Субъектом является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа – абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом. Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей. 28
29 МЕХАНИЗМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ Первая группа : селективная отраслевая поддержка определенных производств через государственный бюджет; содействие малым и средним предприятиям ; финансирование и организация НИОКР; фонды промышленного развития; стимулирование зон, отстающих в промышленном развитии; ускоренная амортизация; содействие промышленному экспорту; регулирование импорта промышленных товаров; патентное регулирование и стандартизация продукции промышленности 29
30 МЕХАНИЗМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) Вторая группа : механизмы использования образовательных, налогово-тарифных; денежно-кредитных: инфраструктурных(транспортных, информационных); административно- политических (организационных) ресурсов Третья группа: государственные затраты в смежных областях приоритетного сектора: подготовка кадров за государственный счет по определенным специальностям, проведение НИОКР и передача результатов в частный сектор на льготных условиях, вложения в создание производственно- технологической инфраструктуры (транспортной, коммуникационной). 30
31 МЕХАНИЗМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) Четвертая группа: меры по снятию (или введению) административных и регуляционных барьеров входа на рынок и выхода с него (регистрация, лицензирование, стандартизация), антимонопольное законодательство, барьеры для слияния и поглощения, организационно- политическая поддержка интересов экспортеров на рынках других стран 31
32 32 Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Основная цель - получение долгосрочных прогнозов развития мирового производственного сектора и технологических рынков в сценарной форме, а также фиксация позиций российских игроков по отношению к тому или иному сценарию, включая составление дорожных карт достижения лидерства на приоритетных технологических рынках (включая все возможные инструменты государственной поддержки и формы частно- государственного партнерства).
33 33 Инновации, выбранные в качестве основных направлений промышленного и технологического форсайта Эволюция материалов: новые композиционные материалы и биотехнологии Новая элементная база: технологическое обновление радио- и микроэлектроники Модернизация производств: роботизация и «тотальная» информатизация процессов Управление жизненным циклом больших систем: внедрение инструментов системного дизайна и инженерии; интеллектуальные платформы
34 П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В Р ОССИИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года Цель - создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны 34
35 35 Для создания новых отраслей и рынков в рамках реализации программных мероприятий ключевыми являются две задачи: опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей; снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции. Для развития отраслей промышленности, ориентированных на внутреннее потребление, необходимо решить следующие задачи: стимулирование увеличения доли внебюджетных источников финансирования; поэтапное сокращение объемов прямого государственного финансирования отраслей; фокусировка инструментов государственной поддержки на стимулировании спроса. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
36 36 Поддержка отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос, требует решения двух ключевых задач: обновление технологической базы соответствующих отраслей промышленности; стимулирование научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов. А также обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынке; стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью; развитие конкуренции, в том числе через поэтапное сокращение доли государства в капитале компаний; координация программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию в потребляющих отраслях энергетического и сырьевого сектора экономики. Ключевой задачей развития ОПК является повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
37 37 Промышленная политика государства должна быть ориентирована на решение системных проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития. К таким проблемам можно отнести следующие: структурные диспропорции промышленного комплекса; высокая степень износа основных фондов; низкая восприимчивость к внедрению инноваций; технологическое отставание в ряде отраслей; низкая производительность труда; высокая материало- и энергоемкость производимой продукции; отсутствие современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; недостаточная доля продукции с высокой долей добавочной стоимости; недостаточное кадровое обеспечение; недостаточные финансово-экономические возможности целого ряда отраслей для инновационного развития. Будет сформирована новая структурная промышленная политика, которая позволит наилучшим образом использовать имеющиеся конкурентные преимущества для качественного скачка в развитии отечественной промышленности.
38 38 Факторы, положенные в основу программы - создание интегрированных структур под государственным контролем; - выход государства из капитала промышленных компаний; - поддержка стратегических инвесторов-лидеров; - создание глобально конкурентоспособного сектора биоэкономики; - стимулирование интенсивного роста, быстрого обновления технологической базы отраслей, способных участвовать в мировой технологической гонке на равных с ведущими экономиками мира - создание комплекса инструментов государственной поддержки на основе принципов проектного финансирования
39 39 Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы : Новые рынки (не существующие или незначительные по объему, но в долгосрочной перспективе являющиеся основой новой промышленности, например, новые материалы): - композиты; -редкие и редкоземельные металлы; Традиционные отрасли, продукция которых ориентирована на потребительский сектор: - автомобильная промышленность; - легкая промышленность; - народные художественные промыслы.
40 40 Традиционные отрасли, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос: - металлургия; - тяжелое машиностроение; - транспортное машиностроение; - энергомашиностроение; - станкостроение; - лесная промышленность; - сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность; - машиностроение специализированных производств; - химический комплекс. Приоритеты В сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений: - создание системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле; - разработка и применение единых межгосударственных стандартов; - обновление фонда национальных стандартов путем их гармонизации с международными стандартами; - вовлечение бизнес сообщества в процесс разработки национальных стандартов; - повышение научно-технического уровня государственной эталонной базы России.
41 41 Инструменты государственной промышленной политики - федеральные целевые программы; - комплекс субсидий и взносов в уставные капиталы; - финансирование НИОКР вне рамок ФЦП, по государственным контрактам и научное сопровождение инновационных проектов государственного значения в рамках государственно-частного партнерства; - инструменты, позволяющие обеспечить паритет или выравнивание условий входа в ту или иную отрасль или на рынок готовой продукции в разных странах; - инструменты нормативного правового характера; - инструменты таможенно-тарифного регулирования и механизмы налогового стимулирования; - инструменты, нацеленных на создание эффективной системы технического регулирования, совершенствование национальной системы стандартизации и обеспечение единства измерений.
42 42 Ключевыми документами, определившими политику государства в сфере развития промышленного потенциала являются указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", а также отраслевые стратегические документы, увязанные с положениями Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.