Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемne-proza.ru
1 Формирование произносительных и интонационных навыков у учащихся при обучении иностранному языку
2 Место и роль произносительных навыков в обучении иностранному языку Произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения. Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, как интонационно оформлены модели. В естественной языковой среде это происходит одновременно, на уроке иностранного языка, постановке произносительных навыков следует уделить значительное внимание
3 Процесс формирования произносительного навыка проходит несколько стадий. 1. Восприятие - создание правильного звукового ( слухового ) образа. 2. Дифференциация – осмысление, различение признаков звука. 3. Имитация – закрепление речедвигательных образов речевой единицы. 4. Изолированная репродукция - закрепление артикуляции на основе использования произносительного явления. 5. Комбинирование - переключение внимания с одного фонетического явления
4 Произносительные навыки 1. Ритмико - интонационные навыки предполагают знания ударения и интонаций, как логических, так и экспрессивных. Именно неправильное ударение и интонация позволяют отличить иностранца от человека, для которого этот язык является родным. 2. Слухопроизносительные навыки, в свою очередь, делятся на аудитивные и собственно произносительные. Аудитивные, или слуховые, навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем слов, смысловых синтагм, предложений и т. д. Собственно произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях.
5 Цели обучения произносительной стороне речи Согласно методике И. Л. Бим, обучение произносительной стороне речи - это овладение слухо - произносительной стороной говорения и чтения, а именно : умениями слушать и слышать, развитие фонематического слуха ; навыками произношения, т. е. доведенное до автоматизма владение артикуляторной базой немецкого языка, способами интонирования развитие внутренней речи ( внутреннего проговаривания ) как психофизиологической основы для внешней речи.
6 Задачи обучения произносительной стороне речи Формирование слухо - произносительных навыков, т. е. фонемно - правильного произношения всех изученных звуков в потоке речи, понимание всех звуков при восприятии речи других людей ; Формирование ритмико - интонационных навыков, т. е. интонационно и ритмически правильного оформления речи и понимание речи других людей, а также развитие внутренней речи ( внутреннего проговаривания ) как психофизиологической основы для внешней речи.
7 Подходы к обучению иностранному языку Артикуляторный подход. И. А. Грузинская и К. М. Колосов. Основные положения : 1. Начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков. А для этого необходим вводный фонетический курс. 2. Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности. 3. Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука. 4. Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.
8 Основные этапы работы со звуком. 1. Ориентировка. Учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы артикуляции при произнесении звука. 2. Планирование. Поняв суть инструкции, обучаемые должны поставить свои органы артикуляции в нужное положение. 3. Артикулирование, или собственно произнесение звука. 4. Фиксирование. Произнеся звук, надо на некоторое время сохранить органы артикуляции в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение. 5. Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции. Изучаемый звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях ( при этом считается совсем необязательным знать значение произносимых слов ).
9 «+» и «-» Артикуляторного подхода «+» создание системы фонетических упражнений с учетом возможной интерференции, также то, что формированию фонетических навыков впервые стали уделять заслуженное внимание. «-» подобные вводные фонетические курсы отнимают неоправданно много времени у начинающих, на частоты навыков при этом не дают. При переходе от одного звука к другому наступает деавтоматизация навыка, что особенно очевидно при обучении экспрессивной речи.
10 Акустический подход Упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях. Чистоте фонетического навыка в данном случае не придается большое значение.
11 «+» и «-» Акустического подхода «+» В условиях краткосрочных курсов обучения иностранному языку этот подход полностью оправдывает себя. За один – два месяца слушатель подобных курсов осваивает разговор на язык, чтобы уметь выжить в стране изучаемого языка «-» Умение говорить почти без акцента, и умение понимать беглую речь является частью фонетического навыка, но обеспечить их в полном объеме за столь короткий срок практически невозможно. Для начальной школы в чистом виде этот подход не годиться.
12 Дифференцированный подход Использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка. Здесь, как и в акустическом подходе, большое внимание уделяется аудированию, но не только аутентичной речи, но и специально адаптированной, дидактической речи учителя и дикторов, фонозаписей. Не исключается и возможность объяснение способов артикуляции звуков, однако в отличие от артикуляторного подхода это необязательно происходит с помощью специальных терминов. Этот подход характерен для большинства школ и других учебных заведений
13 Особенности формирования фонетических навыков Начальный этап обучения ин. языку - формирование не только слухо - произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней навыков и умений Система упражнений : 1. Упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости Пример : Услышав нужный звук в слове, дети хлопают или поднимают руку и т. д. Слова могут быть знакомыми и незнакомыми. 2. Упражнения на воспроизведение Пример : Хоровое или индивидуальное проговаривание
14 ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Цель фонетической зарядки : предвосхищение и снятие появления возможных фонетических сложностей любого порядка – слуховых, произносительных, ритмико - интонационных ; отработка фонетических навыков, которые по какой - либо причине оказались недостаточно сформированными. Содержание фонетической зарядки : чтение слов, предложений, микротекстов, диалогов, стихов, скороговорок ; чтение сложных в фонетическом отношении частей предложений, словосочетаний с нанизыванием слов поочередно с начала или с конца ; слушание с целью определения ошибок ; распознавание диалектов ; определение отношения к чему - либо по интонации ; произнесение одной и той же фразы с различной интонацией в зависимости от речевой задачи ; повторение в паузу ; повторение синхронно за диктором / учителем, товарищем ; узнавание слов со слуха, их запоминание и последующее повторение.
15 Место фонетической зарядки на уроке У фонетической зарядки нет и не может быть фиксированного места на уроке. На некоторых уроках она вообще не бывает лишней. Пример фонетической зарядки : 1. Прочитайте следующие слова, где данный звук встречается в различных сочетаниях в начале, в середине ив конце слов, передаётся различными буквосочетаниями. Цель : обратить внимание на звуко - буквенные соответствия и собственно артикулирование данного звука в различных положениях, автоматизировать его произношение, вспомнить значения слов и обратить внимание на то, как неверное произношение слов может изменить смысл. Пример : Sing singing win-wing rink-ring Sang ringing sin-sing bank-bang Song banging thin-thing fun-fung Finger uncle ban-bang winking-winging Stronger anger pin-ping sunk-sung
16 2. Повторите данные предложения вслед за диктором или учителем. Постарайтесьзапомнить их для выполнения последующего задания. Цель : дальнейшая тренировка данного звука, но уже в связном контексте на уровне предложения.. Пример : Nothings wrong ( Всё в порядке ) Things are mending ( Дела поправляются ) Everythings going wrong ( Всё идёт вкривь и вкось ) We are getting things moving ( Дело пошло ) 3. Работая в быстром темпе, попытайтесь отреагировать на одну и ту же реплику учителя. Цель : уйти от формального повторения ничего не значащих фраз, внести элемент неожиданности и соревнования. Пример : How is everything?How are you doing?( Как дела ?)
17 Спасибо за внимание !
18 Тест на усвоение темы 1. На какие 2 большие группы можно разбить произносительные навыки ? А ) ритмико - интонационные и слухопроизносительные Б ) слухопроизносительные и аудитивные В ) слуховые и интонационные 2. Основные теоретические положения какого подхода были разработаны учёными - лингвистами И. А. Грузинской и К. М. колосовым А ) Дифференцированный Б ) Артикуляторный В ) Акустический
19 3. Какой поход не целесообразно использовать в чистом виде в начальной школе ? А ) Артикуляторный Б ) Дифференцированный В ) Акустический 4. На каких этапах обучения можно использовать фонетическую зарядку ? А ) на всех Б ) на начальном В ) при формировании лексических навыков
20 5. Какие знания предполагают ритмико - интонационные навыки ? А ) знание фонем Б ) знание ударений и интонем В ) знание смысловых синтагм 6. Какие анализаторы участвуют при обучении произношению ? А ) рече - двигательный Б ) слуховой и зрительный В ) все
21 7. Как проходит Процесс формирования произносительного навыка А ) поэтапно Б ) через восприятие В ) через комбинирование 8. Какие навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях ? А ) аудитивные Б ) собственно произносительные В ) ритмико - интонационные
22 9. Что представляет собой обучение произносительной стороне речи, согласно методике И. Л. Бим ? А ) формирование слухо - произносительных навыков Б ) формирование ритмико - интонационных навыков В ) овладение слухо - произносительной стороной говорения и чтения 10. Какой подход характерен для большинства школ и других учебных заведений ? А ) Дифференцированный Б ) Артикуляторный В ) Акустический
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.