Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемlearn.credcol.ru
1 Сущность процесса познания Урок 16
2 План 1. Сущность процесса познания. 2. Многообразие форм духовно- практического освоения мира. 3. Основные направления в теории познания. 4. Структура познания.
3 «Что я могу знать?» Первый по порядку из трёх наиболее существенных философских вопросов, поставленных И.Кантом перед философией. Поисками ответов на этот вопрос занимается гносеология.
4 Гносеология Гносеология (от греч.) gnosis logos + знание учение Раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности
5 Основные проблемы познания Основные проблемы гносеологии Познаваем ли мир? Какие существуют у человека способности познания? Как человек познаёт мир? Что есть истина и каковы её критерии? Является ли человеческое познание истинным? Каковы базовые принципы научного познания?
6 Познание мира Потребность в знаниях Одна из неотъемлемых характеристик природы человека
7 Вся история человечества - это ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний - от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования компьютерных массивов информации
8 Ценность знаний и способов их получения увеличивается с каждым годом Ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами 1 терабайт – 1024 гигабайт
9 Современное общество характеризуется переходом от индустриального общества к информационному обществу Основано на производстве товаров Основано на производстве и распределении знания
10 В этой ситуации проблемы теории познания в ряду разделов философии приобретают особую актуальность Познание Творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире
11 Познание Активный творческий процесс, целью которого является достижение истины
12 Субъект и объект познания Категории «субъект» и «объект» - ключевые понятия для понимания теории и истории гносеологии
13 Познание Субъект познания Объект познания
14 Субъект познания Субъект познания – это тот, кто осуществляет целенаправленную познавательную активность, тот, кто познаёт что-либо. Субъектом познания является человек или общество в целом. Субъект познания – это источник активности, действующее лицо.
15 Объект познания Объект познания – это то, на что направлена познавательная активность субъекта познания, то, что познаётся
16 Многообразие форм духовно- практического освоения мира Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определённые этапы развития На каждом из этих этапов процесс познания осуществляется в многообразных формах, выработанных в ходе истории человечества
17 Формы познавательной деятельности Мифологическое познание Религиозное познание Эстетическое познание Моральное познание
18 Мифологическое познание Специфика мифологического познания Фантастическое отражение реальности, бессознательно- художественная переработка природы и общества народной фантазией В рамках мифологии вырабатывались определённые знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, о формах общения и т.д.
19 Эстетическое познание Специфика эстетического познания Основано не на научных понятиях, а на целостных художественных образах Оно позволяет почувствовать и чувственно выразить в литературе, музыке, живописи, скульптуре самые тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы
20 Религиозное познание Специфика религиозного познания Мышление при помощи догматов, которые признаются неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является вера в сверхъестественное.
21 Моральное познание Специфика морального познания Наличие морали говорит о духовной развитости человека Связано с познанием человеком представлений о добре и зле, о том, что такое хорошо и плохо
22 Исходный вопрос теории познания Познаваем ли мир? Философские позиции по этому вопросу Пессимистическая позиция Оптимистическая позиция
23 Пессимистическая позиция формируется в античной философии Пиррон Около до н.э. – древнегреческий философ В законченном виде пессимистическая позиция отражается в скептицизме Пиррона, который не доверял ни чувствам, ни разуму.
24 Скептицизм Эразм Роттердамский Мишель Монтень Сомнения по поводу познаваемости мира выражали Э. Роттердамский и М.Монтень
25 Скептицизм Не отрицает возможности познания мира Выражает сомнение в том, что познание мира возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем
26 Основные аргументы скептицизма Чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения Чувствам нельзя доверять из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас Нельзя доверять и разуму, так как любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности. Следовательно, доказать ничего нельзя
27 Более сильный вариант пессимизма Агностицизм От греч. agnostos - непознаваемый Философское течение, которое отрицает познаваемость объективного мира
28 Представитель агностицизма Дэвид Юм Английский философ Дэвид Юм в середине XVIII века выступил с обоснованием агностицизма. Он полагал, что невозможно логически доказать, что или кто вызывает наши ощущения – материальные предметы, наше сознание или бог. Поэтому этот вопрос следует оставить открытым и честно признать, что мы ничего не можем знать об источнике наших знаний.
29 Яркий пример агностицизма Иммануил Кант Вспомните, каковы основные идеи И.Канта в области познания? Действительный мир (мир «вещей-в-себе») принципиально непознаваем. Всё, что мы можем познать, - лишь феноменальный мир, мир видимости, до неузнаваемости искажённый нашими чувствами и опытом.
30 Оптимистическая позиция Большая часть философов считает, что, хотя у человечества имеются далеко не все ответы на загадки природы, оно всё глубже и глубже проникает в её тайны Философы по- разному определяют, чему принадлежит решающая роль в познании – чувствам или разуму
31 Сенсуалисты (эмпирики) Новое знание можно получить только на основе чувственного опыта Рационалисты Сторонники первенства разума в познании, считают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны
32 Сенсуализм и эмпиризм Философские направления, которые противоречат друг другу Это дополняющие друг друга философские направления Чувства и разум можно рассматривать как две стороны единого процесса познания мира
33 Структура познания Основные уровни познания Чувственный (эмпирический) Рациональный уровень Ненаучные способы познания
34 Чувственное познание Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
35 Формы чувственного познания Ощущение Элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета Ощущение вкуса, цвета, запаха, звука (кислый, жёлтый) Восприятие Совокупность нескольких ощущений, целостный чувственный образ Представление Чувственный образ предмета, возникающий в сознании Чувственный образ предмета, возникающий в сознании в отсутствие этого предмета Когда мы не видим лимон, но можем его представить и даже поморщится при этом
36 Рациональное познание Рациональным называется познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума)
37 Понятие Мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщённой форме Понятия «человек», «стол» и др. Суждение Отрицание или утверждение чего- либо при помощи понятий «Золото есть металл» Умозаключение Рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие 1.Золото – металл. 2.Все металлы электропроводны. Вывод: Золото проводит электрический ток. Формы рационального познания
38 Ненаучные способы познания ИнтуицияОстроумие Вера Мистическое озарение
39 Интуиция Способность получить новое знание «по наитию», «в озарении» Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и не на осознаваемом уровне Решение проблемы приходит на основе прошлого опыта и в процессе напряжённых размышлений над проблемой
40 Остроумие Имеет особое значение в познании как творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении Большая часть философских теорий основана именно на тонких и остроумных решениях
41 Вера В религиозной философии является способом познания «истинного мира» и собственной души «Верую, чтобы знать» Ансельм Кентерберийский средневековый философ
42 Мистическое озарение Является путём к истинному познанию и трактуется как прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в истинное бытие В неоплатонизме озарение понимается как экстаз, где душа человека сливается со своим божественным источником
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.