Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu.uray.ru
1 ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ С РАБОТНИКОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ: ЮРИДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИЮ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ» Автор: Д.Л. КУЗНЕЦОВ, директор Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ 2013 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Высшая школа юриспруденции
2 Об утверждении Программы 2 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 26 ноября 2012 г. N 2190-р В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики": 1. Утвердить прилагаемую Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы (далее - Программа). 2. Федеральным органам исполнительной власти представлять в Минтруд России информацию о ходе реализации Программы один раз в полугодие, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. 3. Минтруду России обеспечить представление один раз в полугодие, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Правительство Российской Федерации доклада о ходе выполнения Программы. Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ
3 Сфера действия Программы 3 Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений. Реализация Программы осуществляется: в отношении федеральных государственных учреждений - Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, а также федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей учреждений; в отношении государственных учреждений субъектов Российской Федерации – в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации; в отношении муниципальных учреждений - в порядке, установленном решениями органов местного самоуправления.
4 Методическое руководство Программой 4 Общее методическое руководство работой по реализации Программы осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Методическое руководство работой по реализации Программы осуществляют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере. Система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений установлена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583.
5 Актуальные проблемы по результатам I этапа реформы 5 высокая межрегиональная дифференциация в оплате труда работников учреждений в полной мере решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда удалось не для всех учреждений во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер в системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др. без указания конкретных измеримых параметров)
6 Актуальные проблемы по результатам I этапа реформы (продолжение) 6 в ряде учреждений стимулирующие выплаты применяются в качестве гарантированной части заработка, которая не увязана с результатами труда (основной причиной этого является низкий размер тарифной части заработной платы, а также низкая конкурентоспособность учреждений на региональных рынках труда, в результате учреждение вынуждено премировать персонал вне зависимости от результатов труда в связи с необходимостью удержания имеющихся работников) введение новых систем оплаты труда привело к значительным, не всегда обоснованным различиям в оценке сложности и результатов труда, увеличению дифференциации между заработной платой руководителя и работников учреждения.
7 Цели совершенствования систем оплаты труда 7 сокращения разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту Российской Федерации устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников определения оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок
8 ВЫВОД 8 Системы оплаты труда должны быть адаптированы к новым условиям деятельности учреждений, настроены на решение задач развития соответствующих отраслей, повышения качества оказываемых услуг и обеспечения соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда
9 Финансовое обеспечение оплаты труда 9 Финансовое обеспечение оказания учреждениями государственных (муниципальных) услуг осуществляется путем предоставления субсидий автономным и бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а для казенных учреждений - путем доведения бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной сметой. На оплату труда работников учреждений (с учетом результатов их труда) могут также направляться: средства, полученные от приносящей доход деятельности, средства, полученные в качестве оплаты услуг в рамках государственного социального страхования. Источником финансового обеспечения оплаты труда работников казенных учреждений являются исключительно бюджетные ассигнования соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
10 Основные задачи Программы 10 совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений развитие кадрового потенциала работников учреждений создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761
11 Требования к системам оплаты труда работников учреждений 11 Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать: дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности установление оплаты труда в зависимости: от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) от эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям
12 Порядок установления систем оплаты труда 12 в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
13 Совершенствование установления окладов (должностных окладов), тарифных ставок 13 На основе актуализации: профессионально-квалификационных требований к работникам, профессиональных квалификационных групп, устанавливаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации типовых норм труда, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 норм труда, устанавливаемых локальными нормативными актами содержания трудовых функций по соответствующим должностям в трудовых договорах в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком рекомендуемых федеральными органами исполнительной власти для подведомственных учреждений минимальных окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп
14 Совершенствование систем стимулирующих выплат 14 Необходимость увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) на основе: введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника установления соответствующих таким показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах (контрактах) с руководителями и работниками учреждений отмены неэффективных стимулирующих выплат использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) независимой системы оценки качества работы учреждений, включающей определение критериев эффективности их работы, и введения публичных рейтингов их деятельности
15 ВЫВОД 15 Более полный учет в системе оплаты труда сложности труда работников учреждений и исключение стимулирующих выплат, назначаемых без учета показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), позволят сбалансировать долю тарифной части заработка работников и стимулирующих выплат в целях повышения мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям.
16 Мероприятия централизованного характера 16 Правительством Российской Федерации будут установлены: базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Правовыми актами федеральных органов исполнительной власти будут утверждены: изменения, которые вносятся в профессиональные квалификационные группы (в случае необходимости их актуализации) типовые нормы труда (в случае их отсутствия), изменения, которые вносятся в типовые нормы труда методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений, их руководителей и работников по сферам деятельности, видам учреждений и основным категориям работников методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в учреждениях рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками при введении эффективного контракта в части установления показателей, критериев и условий осуществления стимулирующих выплат
17 Мероприятия в отношении подведомственных учреждений на федеральном уровне 17 В отношении подведомственных учреждений правовыми актами федеральных органов исполнительной власти будут утверждены: целевые показатели эффективности деятельности федеральных бюджетных и казенных учреждений и их руководителей (а также руководителей автономных учреждений) рекомендации по установлению целевых показателей эффективности деятельности федеральных автономных учреждений в части выполнения государственного задания с учетом введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретного учреждения изменения, которые вносятся в примерные положения об оплате труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений в части: o рекомендуемых для учреждений минимальных окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп o соответствующих указанным показателям рекомендуемых стимулирующих выплат работникам, критериев и условий их осуществления o условий оплаты труда руководителей учреждений, включая стимулирующие выплаты, критерии, размеры и условия их осуществления, в том числе с учетом введения предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8
18 Мероприятия на локальном уровне 18 На уровне учреждений локальными нормативными актами будут утверждены с учетом мнения представительного органа работников: системы нормирования труда в учреждении изменения, которые вносятся в положения об оплате труда работников в части установления конкретных размеров окладов (ставок), показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат работникам с учетом указанных изменений в учреждениях будет проведена работа по заключению в установленном порядке дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками в целях уточнения показателей, критериев, условий и размеров осуществления стимулирующих выплат мероприятия по обеспечению дифференциации оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, будут осуществляться на основе оценки сложности труда работников, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности работников Формирование штатной численности учреждений следует проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
19 ВЫВОД 19 Изменение систем стимулирования должно включать упразднение постоянных выплат, формально классифицированных как стимулирующие, но реально не мотивирующих работников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с возможностью перераспределения средств на увеличение окладов работников и на реальные выплаты стимулирующего характера
20 Заключение трудового договора с руководителем на основе типовой формы (с 2013 г.) 20 в качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при назначении ему стимулирующих выплат будет предусмотрено соотношение средней заработной платы работников возглавляемого им учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей за счет всех источников, и средней заработной платы по соответствующему субъекту Российской Федерации с учетом достижения средних для отдельных категорий работников показателей по каждому субъекту Российской Федерации, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761 будет предусматриваться конкретизация показателей и критериев оценки деятельности руководителя, размеров и условий назначения ему стимулирующих выплат, что будет способствовать повышению эффективности работы руководителя и обеспечению реализации целей и задач деятельности учреждения
21 ВЫВОДЫ 21 В рамках развития кадрового потенциала работников учреждений, в годах будут актуализированы квалификационные требования к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем разработки профессиональных стандартов Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов эффективного контракта
22 Определение «Эффективного контракта» 22 Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы: должностные обязанности условия оплаты труда показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг меры социальной поддержки
23 Внедрение «эффективного контракта» 23 Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отношении каждого работника должны быть: уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения приведена в приложении N 3 к Программе.
24 Заработная плата работника 24 Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории (например, профессор и ассистент, дирижер и суфлер, главный и младший научные сотрудники) Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761 для соответствующей категории работников
25 Этапы реализации программы 25 Достижение целей Программы будет осуществлено в 3 этапа I этап ( годы) II этап ( годы) III этап ( годы) В течение всех этапов будут проводиться мониторинги и статистическое наблюдение, предусмотренные планом мероприятий Программы
26 I этап ( годы) 26 формирование нормативной правовой базы для реализации Программы повышение оплаты труда категориям работников учреждений, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761 реализация мероприятий по обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при координации мероприятий по повышению оплаты труда отдельных категорий работников учреждений организация федерального статистического наблюдения в целях формирования официальной статистической информации о средней заработной плате категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761 актуализация нормативной правовой базы для оценки эффективности труда работников заключение трудовых договоров в связи с введением эффективного контракта введение прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений
27 II этап ( годы) 27 актуализация (разработка) показателей эффективности деятельности работников учреждений для обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) заключение трудовых договоров с работниками учреждений в связи с введением эффективного контракта совершенствование квалификационных требований к работникам (разработка профессиональных стандартов) с учетом современных требований к качеству услуг, а также установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам
28 III этап ( годы) 28 завершение работы по заключению трудовых договоров с работниками учреждений в связи с введением эффективного контракта обеспечение к 2018 году достижения целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации.
29 Управление реализацией Программы 29 Система управления реализацией Программы базируется на принципах: совместного участия представителей органов государственной власти, сторон социального партнерства, открытости и гласности при принятии управленческих решений. Координатором реализации Программы является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти проводят мониторинг реализации мероприятий по повышению оплаты труда, предусмотренных в государственных программах и "дорожных картах" развития соответствующих отраслей социальной сферы и науки, по итогам которого представляют доклад в Правительство Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят мониторинг выполнения мероприятий, направленных на повышение оплаты труда работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761, в субъектах Российской Федерации, итоги которого рассматриваются региональными трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.
30 Ожидаемые результаты реализации Программы 30 Реализация мероприятий Программы позволит: повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) повысить качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в социальной сфере создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений
31 Отдельные мероприятия (Приложение 2 к Программе) 31 МероприятиеСрок исполнения Ответственные исполнители Результат мероприятия 1.Разработка (изменение) показателей эффективности деятельности подведомственных органам государственной власти и органам местного самоуправления учреждений и их руководителей ЕжегодноФедеральные органы исполнительной власти Органы исполнительной власти субъектов РФ Органы местного самоуправления Правовые акты соответствующих органов 2.Разработка (изменение) и утверждение типовых отраслевых норм труда годы Федеральные органы исполнительной власти Правовые акты соответствующих органов 3.Проведение мероприятий по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений в связи с введением эффективного контракта ЕжегодноФедеральные органы исполнительной власти Трудовые договоры с работниками 4.Проведение мероприятий по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений в связи с введением эффективного контракта ЕжегодноОрганы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления Трудовые договоры с работниками
32 Высшая школа юриспруденции НИУ ВШЭ 32 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.