Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsocioprofi.ru
1 проектный семинар Технология социального прогнозирования
2 Что такое проектный семинар ? Проектный семинар – это вид коллективной творческой деятельности, в которой происходит самоопределение участников ; организуются, облегчаются и ускоряются процессы анализа ситуации, постановки проблем, поиска путей решения ; возникают кооперации ; разрабатываются и проходят экспертизу основные проектные идеи ( по В. К. Зарецкому )
3 Специфика технологии проведения проектного семинара Технология проведения проектного семинара представляет собой способ организации коллективной творческой деятельности, направленной на решение проблем в авторской постановке ее участников. Это отличает данную технологию от всех видов учебных процедур, в которых главной целью является научить чему - либо, - тренингов, учебных семинаров, деловых игр и т. д. Обучающий эффект не основной для проектного семинара.
4 Позиция ведущего Ведущий выступает, прежде всего, организатором коммуникаций между людьми, занимающими различные деятельностные позиции Ведущий организует процесс коллективной работы над проблемой Основанием для взаимодействия ведущего с остальными участниками семинара является контракт, в котором оговариваются права ведущего и участников
5 Схема « шага развития » Проектный семинар направлен на выработку авторских способов работы, позволяющих приблизить действительную ситуацию к желаемой. Проект, с этой точки зрения, есть мысленно осуществленная деятельность, благодаря которой можно изменить имеющуюся ситуацию и привести ее к желаемому виду : Ситуация 2 Как перейти от ситуации 1 к ситуации 2? Ситуация 1
6 Отличие проектного семинара от организационно - деятельностной игры ( ОДИ ) Основное отличие – в понимании самоопределения. В ОДИ это определение своего места в системе деятельности ( ее эталонном описании ) В проектном семинаре под самоопределением понимается та миссия, которую возлагает на себя человек в заданной им самим проблемной ситуации, мера принимаемой ответственности Соответственно, постановка проблемы носит авторский характер
7 Базовая схема проектных шагов ( смысловая, а не деятельностная сторона ) 1. Самоопределение ( какое я имею отношение к этой проблеме ?) 2. Анализ ситуации ( где я, куда я стремлюсь ?) 3. Постановка проблемы ( как это сделать ?) 4. Поиск и выработка путей решения ( ответ на предыдущий вопрос « как это сделать ») 5. Определение ресурса ( что у меня есть и что мне нужно еще, чтобы эту идею воплотить в жизнь ?) 6. Определение масштаба возможных изменений в результате реализации проекта
8 Технология социального прогнозирования Технология – упорядоченная совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающая прогнозируемый и диагностируемый результат. Технологиями современного прогнозирования ( методами, приемами и средствами ) занимается такая наука как прогностика.
9 Практическое значение прогноза Практическое значение прогноза это подготовка заблаговременных обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок : а ) в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области б ) как действительно может протекать развитие
10 КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Прогнозирование это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа Прогноз это многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта ( сферы, отрасли, вида деятельности и т. д.) Социальное прогнозирование (« социальный » от лат. « общественный, связанный с обществом, с общественными отношениями ») это прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, с общественными отношениями, в центре чего находится человек Гипотеза это научное предположительное суждение о закономерной связи предметов, явлений, процессов или их свойств и характеристик. Достоверность Г. в данный момент не может быть доказана или проверена. Различают Г. как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории
11 КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Объект прогноза это процессы ( явления, события ), на которые направлено исследование с целью разработки прогноза Субъект прогнозирования – это организация, предприятие, учреждение или отдельное лицо, осуществляющее разработку прогноза Экспертная оценка – это суждение эксперта или экспертной группы относительно поставленной задачи прогноза Предпрогнозная ориентация ( программа прогностического исследования ) - это определение ( в виде документа ) объекта исследования ( здравоохранение, студенчество, пенсионеры и т. д.), предмета исследования ( например, уровень социальной защищенности студенчества ), проблемы, цели, задач, времени проведения ; выдвижение рабочих гипотез, выбор методов, определение структуры и организация исследования ; Прогнозный фон это сбор данных, влияющих на развитие объекта ( принимаемые решения, новые документы, непосредственные события и т. д.);
12 Типология прогнозов Основополагающим является проблемно - целевой критерий : для чего разрабатывается прогноз ? Соответственно различаются два типа прогнозов : поисковые ( их называли прежде исследовательскими, изыскательскими, трендовыми, генетическими и т. п.) и нормативные ( их называли программными, целевыми ) Поисковый прогноз определение возможных состояний явления в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемого явления в прошлом и настоящем, абстрагируясь от возможных решений, действия на основе которых способны радикально изменить тенденции, вызвать в ряде случаев самоосуществление или саморазрушение прогноза. Такой прогноз отвечает на вопрос : что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций ? Нормативный прогноз определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос : какими путями достичь желаемого ? Первые выявляют проблемы, которые нужно решить, чтобы реализовать программу, вторые определяют условия реализации
13 Основные методы социального прогнозирования : - метод экспертных оценок - метод аналогии - метод экстраполяции - метод моделирования - метод сценариев
14 Процедура социального прогнозирования : 1) выбор объекта социального прогнозирования : это может быть любой социальный объект, начиная от индивида и заканчивая человечеством как составной частью ноосферы ; 2) выбор направления исследования : экономическое, юридическое, собственно социальное и т. д., в разных уровнях социальной сферы очень трудно выдержать « чистую » линию прогнозного исследования, поэтому значительная часть исследований носит комплексный характер ; 3) подготовка и обработка информации по прогнозной базе, соответствующая требованиям информация – одна из гарантий достоверности прогноза, а значит, ключевой момент социального прогнозирования ; 4) выбор способа прогноза, одного из методов или совокупности методов в определенной последовательности, отвечает требованию научности исследования. 5) собственно прогнозное исследование ; 6) обработка результатов, анализ полученной информации, относящейся к проблеме исследования ; 7) определение достоверности прогноза. Возможность дать оценку проведенному прогнозному следованию предоставляется лишь по прошествии того времени, на которое был рассчитан данный прогноз.
15 Программа прогностического исследования как предпосылка к социальному проектированию Программа прогностического исследования (предпрогнозная ориентация) включает в себя: 1. Определение и уточнение объекта. В наиболее общем виде объектом исследования в социальном прогнозировании служит общество как социальный организм. 2. Проблемная ситуация состояние в развитии социального объекта, которое характеризуется неустойчивостью несоответствием функционирования объекта потребностям его дальнейшего развития. Проблемная ситуация исходный пункт любого социального, в частности прогнозного, исследования. 3. Проблема социального прогноза форма научного отображения проблемной ситуации. Формируется как выражение необходимости в изучении определенной области социальной жизни, в разработке теоретических средств и практических действий, направленных на выявление путей сокращения и ликвидации разрыва между действительным и желаемым положением вещей. 4. Предмет прогнозной разработки социальные механизмы, обуславливающие развитие и функционирование общества как социального организма, совокупность исходных, промежуточных и конечных состояний и процессов, которые проходят те или иные социальные явления, совокупность тенденций и перспектив развития социального явления в прошлом, настоящем и будущем. Цель прогностического исследования модель решения проблемы. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических и организационных процедур. Четкое формулирование цели одно из важнейших методологических требований к программе исследования. Задачи прогностического исследования это система конкретных требований, предъявляемых к разработке и решению сформированной проблемы. По отношению к цели, задачи необходимое средство ее реализации, они указывают на возможность ее достижения с помощью проведения процедур исследования. В совокупности задачи образуют структуру исследования (предпрогнозная ориентация, построение исходной модели и прогнозного фона, разработки поискового и нормативного прогнозов, их верификация, выработка рекомендаций для повышения эффективности управления)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.