Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемdrofa.ru
2 1. Новые требования к методам и технологиям обучения. 2. Современные образовательные технологии в преподавании литературы. 3. Дидактический потенциал линий УМК по литературе издательства «Дрофа».
3 Цель учителя Средства учителя Деятельность учителя Цель ученика Средства ученика Деятельность ученика Механизм изменения личности ученика Достигнутая цель И.Я.Лернер
4 становление личности и её жизненной модели; формирование компетентности как способности личности осуществлять профессиональну ю и социальную деятельность в диалоге с людьми и со временем в динамично меняющихся ситуациях Владение всеми видами речевой деятельности, стратегиями речевого общения; умение работать с текстом (основа интеллектуальных умений человека); умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.); совершенствование духовно-нравственных качеств личности
5 Традиционные и инновационные подходы Развивающие рефлексивные технологии (технологии по обучению мышлению): технология проблемного обучения; технология критического мышления; исследовательские и дискуссионные технологии; «мастерские знаний»; проектная технология; игровые технологии; технология портфолио Результат технологии: овладение субъектом способами рефлексивного мышления
7 Проблемный вопрос Проблемная ситуация Формы проблемного обучения: проблемное изложение; частично- поисковая деятельность; самостоятельная исследовательская деятельность
8 Критическое мышление – открытое рефлексивное оценочное мышление Цель: развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно Структура технологии критического мышления: -вызов; - осмысление содержания (приемы: «кластер», перекрестная дискуссия и т.д.; - рефлексия
9 Исследовательские технологии результат-новое знание Проектные технологии Результат- продукт, направленный на изменение реальной ситуации Форма организации учебно- исследовательской деятельности
10 1. Самостоятельное открытие знания на основе применения методов, стимулирующих критическое мышление. 2. Совместный поиск. 3.Отношение учителя к ученику как к себе равному. Главное- передавать способ действия, а не конкретные знания
11 Ролевые и деловые игры оn-line конференци
12 позволяют: активизировать аналитическую деятельность обучаемых; придать процессу обучения личностно- ориентированный характер; раскрепостить творческие возможности учащихся. объяснительно-иллюстративные функции (актуализация межпредметных связей) ХРОНОЛАЙНЕР тестовые технологии
13 Помогает открывать, углублять и осознавать личностные смыслы обучения; Позволяет соотнести самооценку и оценку, данную другими людьми; Развивает надпредметных умений рефлексии, критического мышления, эмоционально-ценностной оценки своего опыта. Альтернативные методы балльной оценки: тестирование (ограничение метода), рейтинг
15 Блок заданий второго типа помогает оценить художествен ное своеобразие текста Блок заданий первого типа помогает понять текст Алгоритм формирования читательских умений Блок заданий третьего типа подводит итоги наблюдениям, помогает творческому использованию прочитанного текста; реализует требования к метапредметным результатам обучения по каждой изучаемой теме, служит для выстраивания межпредметных связей
17 Какую картину летнего вечера рисует поэт? Передайте ваши впечатления от стихотворения.
18 Система заданий первого блока: вопросы, направленные на понимание текста анализ интерпретация (высказанная рефлексия) оценка творчество, интеграция
19 В центре внимания в 5 классе - сюжет В 6 классе - герой В 7 классе - проблема рода и жанра В 8 классе проблема времени, позиция автора В 9 классе – классика и современность
20 Система заданий третьего блока
21 - метод сравнения; -метод конструирования вопросов (предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту); -метод вживания посредством чувственно- образных представлений ученик пытается переселиться в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри
22 –это учебное задание, предполагающее поиск новых знаний и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Такие «новые знания» могут быть приобретены 3 способами: 1) с помощью опоры на полученные в этой области знания и умения 2)посредством логических рассуждений доказательств 3) помощью интуиции. Образы имеют рефлексы на всех уровнях художественного текста Формируя лейтмотивные цепочки, эти образы могут замещать сюжет и Ключевые образные поля
23 Пейзаж и его художественные функции Связь пейзажа с проблематикой произведений Тургенева: система заданий для выявления композиционной и смысловой роли пейзажа в конкретных произведениях.
24 Заседание клуба литературоведов готовят учащиеся, избранные соцпредседателями, учитель оказывает им помощь в отборе и планировании материала Другие школьники в процессе чтения рассказов записывают возникающие у них вопросы, на которые они хотели бы получить ответ на заседании клуба. Поступающие вопросы заблаговременно распределяются между критиками, они включают их в контекст своих высказываний монологического или диалогического плана Учащиеся исполняют функциональные роли критиков, литературоведа, корреспондента литературоведческого журнала, задающего «острые» вопросы. Наиболее спорные неоднозначно воспринимаемые рассказы воспринимаются двумя критиками, придерживающимися подчас диаметрально противоположных позиций (рассказы «Срезал». Выступающие критики самостоятельно формулируют тему своего выступления, которая отражают главную мысль обсуждаемого рассказа Примерная программа заседания клуба критиков 1.Слово о Шукшине. Доклад «Человек в творчестве Шукшина. (литературовед) Критические разборы отдельных произведений писателя 4. Вопросы из зала и ответы на них. Интерьвьюирование критиков и зрителей (перед заседанием,в перерыве и после окончания) В рамках консультаций учитель может поставить перед учащимися предстоящего заседания клуба ряд вопросов и предложить заднияы по каждому рассказу, которые должны быть учтены при подготовке критических разборов… Даны вопросы. В заключительном слове соцпредседатели подводят итоги дискуссии и формулируют собственное мнение. (Методическое пособие к учебнику Т.Ф.Курдюмовой)
27 В 5 классе – проблема «Фольклор и литература»; в 6 кл. - «Художественный мир литературного произведения»; в 7 кл. – «Человек в литературе»; в 8 кл. «Литературный процесс»; В 9 кл. – «Классика и современность».
29 Организация работы с учебно-научными статьями обеспечивает формирование основ познавательной деятельности как деятельности текстовой
30 Коммуникативные задачи при работе со статьёй учебника (установка: для чего будет использована извлечённая из текста информация) Рубрика «В мастерской художника слова»-- Система работы будет строиться на основе ознакомительного (понимание основного содержания статьи) и просмотрового чтения (выборочное извлечение и понимание конкретной, нужной для читающего информации: фактов, суждений и выводов) Уроки волшебства «Читательская лаборатория» Система работы со статьями требует освоения правил изучающего чтения (полное и точное понимание текста. Запоминание и воспроизведение его основного содержания) Поиск основных понятий, их осмысление и запоминание Дифференциация статей по их роли и назначению в процессе литературного образования Статьи рубрики «В мастерской художника слова»-- информативный характер ( о фактах литературной жизни, о людях, повлиявших на развитие литературы; рубрика формирует широкий контекст процесса обучения) -ознакомительное чтение Учебно-научные статьи рубрики «Уроки волшебства» являются обязательным компонентом литературного образования, т.к. обеспечивают освоение базовых теоретико-литературных знаний и основных законов литературного творчества - изучающее чтение, использование приобретённых знаний на практике «Читательская лаборатория»- методически обеспечивают процесс поэтапного формирования читательских умений Цель этих статей- обучить школьников основным приёмам анализа Требует полного и глубокого изучения Они созданы как образцы рассуждений и включают алгоритмы учебной деятельности школьников Правила анализа, последовательность учебных действий, осознают их взаимосвязь и взаимозависимость Методика обучения школьников работе с разными по своему назначению статьями учебника опирается на процесс овладения ими разными видами чтения
35 . ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 2. КОММЕНТАРИЙ К ТЕКСТУ 3. ПОРАЗМЫШЛЯЕМ НАД ПРОЧИТАННЫМ 4. ПОГОВОРИМ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ СВОЕОБРАЗИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 5. РАЗВИВАЕМ СВОЮ РЕЧЬ 6. ОБСУДИМ НРАВСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 7. ДИАЛОГ КУЛЬТУР (НАШИ ОБЩНОСТЬ И НАШИ РАЗЛИЧИЯ) 8. СОЗДАЕМ ПРОЕКТ ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ ТЕМАМ 9. ОБРАТИМСЯ К РЕСУРСАМ ИНТЕРНЕТА 10. ЧЕМУ МЫ НАУЧИЛИСЬ (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ) 11. ДЛЯ ВАС, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.