Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемasros.ru
1 Энергосервис: законодательный аспект, программы финансирования и техническое содействие Алексей Захаров 13 Апреля 2011
2 ЕБРР в России Россия – акционер ЕБРР и ключевая страна операций (~30% новых обязательств Банка) Инвестиции в России с 1991: 17.6 млрд собственных средств, 9 млрд. из частных источников; стоимость проектов 50,98 млрд. Инвестиции в 2010 году – 2,3 млрд Энергоэффективность (ЭЭ) – важнейший приоритет ЕБРР Меморандумы о сотрудничестве с Минэкономики РФ и РСПП по энергоэффективности с 2006 года свыше 1,6 млрд.* инвестиций ЕБРР на проекты по ЭЭ в России; (в 2010 > 400 млн.) общая стоимость проектов 8.4 млрд. Привлечено грантов на сумму свыше 32,5 млн. на поддержку проектов ЭЭ в России * Собственные средства ЕБРР – без учета со-финансирования коммерческих банков или спонсоров (инициаторов) проектов
3 ЭЭ в инфраструктурном секторе – возможные направления финансирования ЕБРР Финансирование муниципальных компаний и частных операторов: Теплоснабжение (котельные, мини-генерация, теплосети, утилизация биомассы) Прочая муниципальная инфраструктура (водоснабжение, водоотведение) Уличное освещение Бюджетные здания Многоквартирные дома (вкл. ИТП и общедомовой учет)
4 4 88% Потенциал рынка ЭСКО в России ~ $3 млрд. Ежегодные расходы федерального бюджета в России на энергию эквивалентны $4 млрд. Закон по ЭЭ требует сокращения энергопотребления на 15% = 600 млн. долл. США, в т.ч. за счет энергосервисных договоров С учетом 5-летнего энергосервисного контракта общая экономия составит 600 млн. долл. США х 5 = 3 млрд. долл. США (выручка ЭСКО) Если только 1% от требуемой экономии будет реализовано за счет энергосервисных контрактов выручка ЭСКО составит 30 млн. долл. США (при стоимости контрактов в $200 млн.)
5 Преимущества энергосервиса по 94-ФЗ 5 12% 88% 12 % 1.Защищён от компаний-однодневок (нет аванса + свои средства) 2.Защищён от схем с компаниями-«прокладками» (личное исполнение услуги, если в контракте не указано иное [ст.780 ГК]) 3.Муниципалитет защищён от неверного технического решения (штрафы), но потребуется раздельный учёт ресурсов, а для этого - софинансирование муниципалитета. 4.Возможен факторинг (исполнитель по 94-ФЗ остаётся, кредитор меняется) 5.Сроки контракта до 10 лет, а в субъектах и на фед.уровне – до 30 лет
6 Оставшиеся законодательные барьеры для реализации модели ЭСКО Отсутствие понимания механизма перераспределения сбережений в пользу ЭСКО финансистами ГРБС – требуются разъяснения и принятие региональных актов 94-ФЗ требует наличия обеспечения ЭСКО в размере 10-30% стоимости контракта для проектов стоимостью > 50 млн. рублей Оптимизация эксплуатационных затрат не входит в понятие энергосервиса, т.к. только экономия на оплате энергоресурсов входит в понятие энергосервиса Начисление НДС на часть стоимости контракта Отсутствие системы контроля за исполнением заказчиком обязательств по энергосервисным договорам Необходимость разработки методики снижения в «сопоставимых условиях», не снижающей стимулов к энергосбережению
7 Деятельность ЕБРР в секторе бюджетных зданий ЕБРР оказывает поддержку Минэкономики РФ по разработке подзаконных актов в отношении реализации механизма ЭСКО Программа по разработке и финансированию проектов повышения энергоэффективности в бюджетном секторе на основе энергосервисных контрактов в России Грантовое финансирование от Глобального Экологического Фонда (ГЭФ) в $ 10 млн. направлено на предоставление технической помощи муниципалитетам и частным подрядчикам по реализации программ ЭЭ в бюджетном секторе В настоящее время ЕБРР определяет 4 региона для реализации пилотных проектов * IFC, Международная Финансовая Корпорация
8 Деятельность ЕБРР в секторе бюджетных зданий (II) Выбранные регионы могут получить следующую поддержку: –Разработку рабочего плана пилотных проектов, включая энергоаудит, подготовку плана инвестиций, финансовую модель проекта, процедур мониторинга и верификации энергосбережения, организационной структуры и плана обучения участников проекта –Подготовку типовых энергосервисных контрактов, тендерных процедур и документации, руководства по реализации проектов –Обучение для муниципалитетов и потенциальных участников тендеров на энергосервис (ЭСКО, инжиниринговые компании) –Поддержку в процессе реализации пилотных проектов –Поддержку в решении правовых и нормативных вопросов для успешной реализации проектов ЕБРР предоставит финансирование для реализации пилотных проектов (через прямые кредиты муниципальным или частным компаниям, реализующим пилотные проекты / создание региональных револьверных фондов / кредитные линии через местные банки-партнеры)
9 Пример в общественном секторе: ЭСКО фонд в Болгарии 2007 – ЕБРР предоставил кредит 7млн фонду ЭСКО в Болгарии Фонд создан и управляется строительной компанией Энемона, которая разработала портфель энергосервисных контрактов с бюджетными зданиями (больницы, школы и т.п.) в Болгарии Цель – фонд выкупает у Энемона будущие денежные потоки по заключенным энергосервисным контрактам, т.е. высвобождает оборотный капитал Энемона для осуществления новых проектов Первоначальный капитал фонда ~12млн, включая кредит ЕБРР 7млн. Возможен повторный кредит ЕБРР в будущем, а также открытие фонда для покупки сторонних ЭСКО контрактов, соответствующих критериям фонда Оказывается техническая поддержка муниципалитетам для проведения открытых тендеров и подготовки ЭСКО контрактов
10 Револьверный фонд Enemona в Болгарии ФОНД 15 млн. Подрядчик ЭС К Администрация города ЕБРР Банк 100 тыс. - выплата кредита 10 млн. 5 млн. ЭС К Подрядчик Оплата за 5 лет 110 тыс. за покупку прав требований
11 Возможные варианты поддержки рынка ЭСКО в РФ: 3 варианта 11
12 Вариант 1: Вхождение в капитал и прямые кредиты ЭСКО Поставщики оборудования Модернизация Оплата ресурсов (э/э) РСО Муниципалитет Монтажные, обслуживающи е организации, включая МУП «Горсвет» Объект повышения ЭЭ Закупка оборудования/ Коммерческий кредит Возврат кредита Муниципальный энергосервисный контракт (на 3-6 лет) по результатам конкурса по 94-ФЗ. Ежегодные платежи в пользу ЭСКO по контракту не выше расходов на муниципалитета на э/э за прошлый год. Монтаж и обслуживание Муниципальная гарантия (опция) Участие в капитале + Прямые кредиты 12
13 Вариант 2: Разделение рисков при факторинге энергосервисных контрактов ЭСКО Муниципалитет Муниципальный энергосервисный контракт (на 3-6 лет) по результатам конкурса по 94-ФЗ. Ежегодные платежи в пользу ЭСКO по контракту не выше расходов на муниципалитета на э/э за прошлый год. Муниципальная гарантия (опция) Банк Фондирование + Разделение рисков БЕЗРЕГРЕССНОГО факторинга (50/50) Кредитование или выкуп прав требования по 3-5-летним контрактам в пользу банка Наличность или кредит Региональные гарантийные фонды
14 Вариант 3: Привлечение гос. банков к факторингу ЭСКО Муниципалитет Муниципальный энергосервисный контракт (на 3-6 лет) по результатам конкурса по 94-ФЗ. Ежегодные платежи в пользу ЭСКO по контракту не выше расходов на муниципалитета на э/э за прошлый год. Муниципальная гарантия (опция) Банк Фондирование + Разделение рисков БЕЗРЕГРЕССНОГО факторинга (50/50) Кредитование или переуступка прав требования по 3-5- летним контрактам в пользу банка Наличность или кредит 14 Переуступка портфеля контрактов от 1-2 млрд. руб. Региональные гарантийные фонды
15 Барьеры повышения ЭЭ в жилищном секторе Отсутствие у жильцов практики коллективного управления и обслуживания здания (вкл. аспекты финансирования) Статус ТСЖ, как заемщика – некоммерческий «посредник» без залогов, активов и стабильных потоков платежей Риски кредитования ТСЖ и управляющих компаний: ТСЖ может быть легко расформировано, члены ТСЖ имеют право свободного выхода по устному заявлению Нет долгосрочных контрактов с УК (УК может переизбираться ежегодно) Проблемы взыскания задолженности жильцов перед ЭСКО (суды и ЖК) Отсутствие залогов и активов у УК Инвестиции не всегда окупаются из энергосбережения Необходимость адресного субсидирования малообеспеченных жильцов, софинансирования кап. ремонта или гарантий
16 Деятельность ЕБРР в жилищном секторе ЕБРР и МФК оказывают поддержку Минрегиону РФ по развитию нормативно-правовой базы поддержки (жилищные правила и стандарты ЭЭ зданий) ЕБРР и МФК запустили программу, финансируемую из гранта ГЭФ в $ 10 млн., направленную на устранение барьеров к реализации проектов по повышению энергоэффективности жилых многоквартирных зданий Техническая помощь будет оказываться муниципалитетам и другим заинтересованным сторонам (например, ТСЖ) по разработке программ реконструкции жилищного фонда Будут создаваться целевые финансовые механизмы (например, прямое кредитование крупных УК с оборотом от ~1 млрд.руб. и суммой проектов от 300 млн.р., кредитные линии через банки для ТСЖ/ управляющих компаний, создание региональных фондов для реконструкции жилья; механизмов софинансирования, гарантий и распределения рисков, и механизмов ЭСКО)
17 Контактная информация Алексей Захаров Советник по энергосервису Европейский банк реконструкции и развития Москва, ул. Гашека д. 6, 2 эт. Тел.: (495) доб Моб.тел.: +7 (926)
18 Приложения
19 Заемщик: частный оператор по теплоснабжению в Таганроге Финансирование ЕБРР (эквивалент 10 млн.): 133 млн. руб. вклад в уставной капитал в 2007 ( покупка доли 25%+1 ) Дополнительный 10-летний кредит 221млн. руб. в 2008 Проект: Строительство 10 новых котельных, 1 ТЭЦ на газу, Модернизация 3 центральных тепловых подстанций; Замена 7км теплосетей, и т.д.; Энергосберегающий эффект: 10% топлива, 20% электричества, значительная экономия воды, средний КПД котлов повышен на 20% IRR 14% на базе только ЭЭ в ценах энергии 2007 года – не включая уменьшенные расходы на персонал, эксплуатацию и т.п. Signed on 2008 Пример проекта в муниципальном секторе: Таганрог Теплоэнерго
20 Пример проекта в общественном секторе – здания г. Сургут Пилотный проект ЕБРР: анализ потенциала ЭЭ в г. Сургут (295 бюджетных зданий) Меры – освещение, отопление, вентиляция, водоотведение (не включая капитальные меры) Потенциал экономии энергоресурсов ~45 млн.руб. в год. Требуемые инвестиции на ЭЭ 200 млн.руб. Простой срок окупаемости за счет экономии энергозатрат 4,5 лет ЕБРР работает с городом над структурированием энергосервисного контракта для реализации мер по ЭЭ
21 Заемщик: муниципальная компания по управлению жилищным фондом и инженерной поддержке в г. Уфа, Компания отвечает за покупку и поставку всех муниципальных услуг от лица жильцов Финансирование: 10 летний займ в 360 млн. рур под гарантию Уфы Техническая поддержка /финансовый аудит 0.5 млн. Проект: установка индивидуальных тепловых пунктов в жилых зданиях (25% города) Энергосбережение: –~ 8-10% тепловой энергии и горячей воды –~ 20-30% электричества –~ 15% химически- обработанной воды, и с пользуемой в теплосетях Пример в жилищном секторе: Муниципальная жилищная управляющая компания, г.Уфа (Россия, 2006)
22 Энергосервис на развитом рынке Обороты ЭСКО по сегментам в США (2006) 22 Оборот рынка ЭСКО в 2009 – $5,6 млрд. Источник: исследование IFC Развитие рынка ЭСКО и энергосервиса в муниципальном секторе в РФ Образование, здоровье, муниципальные здания Федеральный сектор Промышленный сектор Коммерческий сектор Общественные здания Частный жил. сектор
23 23 Обороты по типам контрактов Рынок ЭСКО: сегментирование рынка на примере США Источник: исследование IFC Развитие рынка ЭСКО и энергосервиса в муниципальном секторе в РФ Энергоэффек- тивность, 73% Двигатели, турбогенераторы Возобновляемые источники для собств. потребления Консалтинг, разработка проектов Другое, 3% Консалтинг, 3% Другое Перформанс контракт (оплата от результата) Проект, строительство, управление
24 Рынок ЭСКО: Новый канал продаж для производителей оборудования 24 Источник: исследование IFC Развитие рынка ЭСКО и энергосервиса в муниципальном секторе в РФ Кол-во компаний Выручка Независимые ЭСКО Производители оборудования Энергоснабжающие компании Инжиниринговые и проч. компании
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.