Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемs_orav.cha.edu54.ru
1 Каламис Юлия учащаяся 11 класса МОУ Оравская СОШ 2008 год.
2 Выявить источники русского национального характера Сергея Есенина.
3 «Деревенский юноша с копной золотых волос и васильковыми глазами…»
4 Александр Есенин (отец) и Татьяна Титова (мать) В детстве рос без отца (родители расстались) В дальнейшем мать уехала на заработки и оставила поэта у бабушки с дедушкой Фёдор Титов - дедушка Есенина. Знаток церковных книг. Бабушка мальчика знала множество песен, сказок и частушек. У меня отец – крестьянин, Ну,а я- крестьянский сын.
5 Крестьянская усадьба родителей поэта. Уютная бревенчатая изба.
6 Дубовый стол с настольной лампой семейные фотографии иконы венские стулья зеркало, самовар на деревянной вешалке вещи матери С.Есенина небольшой потертый сундучок "Наша горница хоть и мала, но чиста. Я с собой на досуге. В этот вечер вся жизнь мне мила, Как приятная память о друге"
7 В горнице на стене - семейные фотографии, Похвальный лист, которым был награжден Сергей Есенин в 1909 году по окончании местной четырехклассной школы. На стене старинные часы знаменитой часовой фирмы - "Габю". Поэт о них написал: "Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час!".
9 «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.» «Никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан... Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, "умственный мужик"...» «Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ.» «Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка.»
10 Фольклорное начало отчетливо просматривается уже в первых стихах поэта. Некоторые из них построены на традиционно- песенном материале. Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. Выходи встречать к околице, красотка, жениха. Васильками сердце светиться, горит в нем бирюза. Я играю на тальяночке про синие глаза. То не зори в струях озера свой выткали узор, Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор. Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. Пусть послушает красавица прибаски жениха.
11 В творчестве Есенина обильно представлена народная лексика. Рязанские диалектизмы часто встречаются в его раннем творчестве: «жамкать»(жевать), «булдыжник»(буян), «корогод»(хоровод). Зрелый Есенин почти не употребляет диалектных выражений, они встречаются у него чрезвычайно редко и употреблены к месту: обращаясь к матери, он представляет ее в «шушуне»(шубейка).
12 Язык Есенина полностью уходит корнями в русскую национальную почву. Есенинскую лексику особенно прочно связывает с древнейшими формами русского языка употребление кратких существительных типа «конский топ», «людская молвь». Стихи Есенина богаты такими словами, как «темь», «морозь и слизь», «синь и сонь», «гладь», «водь». Развивая эту особенность русской речи, поэт вводит такие слова: «солнь и стынь», «безгладь», «бредь», «звень» и т. д.
13 Более глубокими нитями связаны с народно- поэтическими традициями произведения Есенина 20-х годов, в которых с особой полнотой и силой раскрывается его поэтический облик. В связи с этим Есенин отказывается от поверхностной стилизации, творчески осмысляет художественные богатства фольклора, придает им своеобразный поэтический характер. Есенин положил в основу своей поэтики психологический параллелизм, свойственный русскому народному творчеству. Поэт, обращаясь к русской природе, высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, настоящем и будущем.
14 Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь. Оттого, что тот старый клен.
15 Лиризм, эмоциональность стиха Есенина, богатая гамма настроений и чувств в его произведениях отразились и на своеобразном использовании поэтом афористического склада русской речи. Он богато используется поэтом, скрепляя весь стих, делая его легко запоминающимся, придавая ему большую силу. Стали афористическими выражениями: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок», «Коль нет цветов среди зимы, то и грустить о них не надо», «Ведь разлюбить не можешь ты, как полюбить ты не сумела», «Кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь»
16 Такова еще одна особенность есенинской лирики. Лирические произведения Есенина написаны как песни и легко могут быть положены на музыку. Лирика Есенина целиком пронизана песенной стихией. «Засосал меня песенный плен», - писал о себе поэт, подчеркивая эту особенность своих произведений. Сам он часто называл свои стихотворения песнями. «Песни, о чем вы кричите?» - спрашивал он, имея в виду свои собственные стихи. «Я пел, когда мой край был болен», - говорил он о себе. «Степным пеньем» назвал поэт свое творчество.
17 Ты запой мне ту песню, что прежде Напевала нам старая мать. Не жалея о сгибшей надежде, Я сумею тебе подпевать. Так начинал он стихотворение о русской песне, обращенное сестре Шуре. Многим своим стихотворениям Есенин дал название «Песня», многие стали песнями. Их поет народ «Письмо матери» «Отговорила роща золотая…» Мне осталась одна забава…» Не жалею, не зову, не плачу…»
18 Фольклорными истоками в творчестве Есенина в первую очередь являются годы жизни, проведенные в семье. Сергей Александрович Есенин -талантливейший поэт земли русской. Его творчество неотделимо от духовной жизни нашей страны, ее богатой национальными традициями песенной культуры. В чем же секрет столь огромной популярности этого автора? Он в особом характере его природного таланта, с поразительной естественностью соединившего в себе высокую поэзию и живую действительность, фольклорно-песенное начало и глубокую индивидуальность. К С. Есенину в высшей степени применимо определение, которое дал в свое время Гегель Гете: «он поэтичен во всем многообразии своей наполненной событиями жизни… он всегда жил в себе, обращая в поэтическое сознание все, что касалось и затрагивало его. Все становилось у него лирическим излиянием- его внешняя жизнь, своеобразие его сердца… его впечатления, которые производили на него многообразно переплетающиеся явления эпохи, выводы, которые извлекал он из них, юношеский пыл и задор…» К вершинам художественного мастерства Есенин поднялся из глубин народной жизни, что и определило весь характер его поэзии.
19 Литература А. Козловский - статьи С. Есенин - автобиография Сборник стихов Есенина Юрий Прокушев - критическая статья Воспоминания А. Есениной Интернет-ресурс - картины Юрия и Дмитрия Александровых
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.