Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемhse.ru
1 ТЕМА 7 Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации 2 час.
2 Вопросы темы Понятие и конституционная природа местного самоуправления. Понятие и конституционная природа местного самоуправления. Основные функции местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Основные функции местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Проблемы разграничения сфер государственной власти и местного самоуправления. Проблемы разграничения сфер государственной власти и местного самоуправления. Территориальная основа местного самоуправления. Территориальная основа местного самоуправления. Формирование органов местного самоуправления. Формирование органов местного самоуправления. Финансово-экономическая основа местного самоуправления. Проблемы разграничения бюджетов и объектов собственности между субъектом Российской Федерации и местным самоуправлением. Финансово-экономическая основа местного самоуправления. Проблемы разграничения бюджетов и объектов собственности между субъектом Российской Федерации и местным самоуправлением. Система, структура и компетенция органов местного самоуправления. Система, структура и компетенция органов местного самоуправления. Ответственность в системе местного самоуправления. Ответственность в системе местного самоуправления.
3 Основные источники – ст.12, глава 8 Конституция РФ – ст.12, глава 8 ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 6 октября 2003 г.
4 Два понимания местного самоуправления (МСУ) МСУ – как форма самоорганизации людей «Общественная» теория МСУ – как форма децентрализации публичной власти «Государственная» теория Институт ГО Общие интересы Отделение от публичной власти Вопросы местного значения Организаци онная самостоятел ьность Ответственность перед органами госвласти
5 Признаки публично-властной природы МСУ и органы МСУ – повсеместно. Нет принципа добровольности (ср. со ст.12 Конституции РФ) Обязательность решений органов МСУ для исполнения всеми на данной территории Обязательность решений органов МСУ для исполнения всеми на данной территории Возможность государственного принуждения Возможность государственного принуждения Ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы. Единство государственной и муниципальной службы Ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы. Единство государственной и муниципальной службы Возложение осуществления отдельных государственных полномочий Возложение осуществления отдельных государственных полномочий Источники доходов МСУ определяются государством. Единая с государством налоговая система Источники доходов МСУ определяются государством. Единая с государством налоговая система Регулирование государством компетенции МСУ и их органов Регулирование государством компетенции МСУ и их органов
6 Признаки общественной природы Более широкие возможности и разнообразные формы прямого волеизъявления Более широкие возможности и разнообразные формы прямого волеизъявления Возможность осуществлять некоторые полномочия через общественные формы МСУ – « Возможность осуществлять некоторые полномочия через общественные формы МСУ – «формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» Более широкая автономия, в т.ч. через собственную компетенцию Более широкая автономия, в т.ч. через собственную компетенцию Судебная защита прав МСУ Судебная защита прав МСУ
7 В реальности: Совмещение публично-властной и общественной природы МСУ
8 Отличия местного самоуправления от советской организации местной власти МСУ Местные Советы Принцип автономности Принцип «демократического централизма» Органы МСУ – агенты населения (нет иерархии) Советы – агенты Центра на местах (иерархия Советов и исполкомов) Исключительная компетенция (вопросы местного значения) Отсутствие собственной компетенции Самостоятельное определение структуры органов МСУ Унификация системы и структуры местных органов
9 Понимание МСУ Европейской хартией МСУ от 15 октября 1985 г. (ратифицирована Россией в 1998 г.) П.1 ст.1: «Под местным самоуправлением понимается право(1) и реальная способность(2) органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел(3) и управлять(4) ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность(5) и в интересах местного населения»
10 Понимание МСУ Конституцией РФ «В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» – ст.12
11 Самостоятельность МСУ Ни один орган госвласти не вправе вторгаться в компетенцию органов МСУ Две стороны Органы МСУ самостоятельны в пределах своих полномочий (все дело – сколько и каких полномочий оставляется МСУ)
12 Понимание МСУ Конституцией РФ «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» – Ст.130 Конституции РФ «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» – Ст.130 Конституции РФ
13 Вопросы местного значения (ч.1 ст.132 Конституции РФ) Управление муниципальной собственностью Управление муниципальной собственностью Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета Установление местных налогов и сборов Установление местных налогов и сборов Охрана общественного порядка Охрана общественного порядка Иные вопросы местного значения Иные вопросы местного значения
14 Территориальная основа местного самоуправления «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций» – ч.1 ст.131 Конституции РФ «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций» – ч.1 ст.131 Конституции РФ «Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий» – ч.2 ст.131 Конституции РФ «Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий» – ч.2 ст.131 Конституции РФ
15 Территориальная основа местного самоуправления Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в: городских поселениях сельских поселениях муниципальных районах городских округах на внутригородских территориях городов федерального значения *** Не следует путать «населённые пункты» и «поселения». Последние могут включать в себя несколько населённых пунктов.
16 Территориальная основа местного самоуправления В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
17 Территориальная основа местного самоуправления В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый) Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав
18 Территориальная основа местного самоуправления Границы муниципального района устанавливаются с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.
19 Территориальная основа местного самоуправления Городской округ: Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ Критерий: наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры Смысл: возможность решать сложные социальные вопросы местного значения возможность осуществлять отдельные государственные полномочия, переданные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации фактически статус муниципального района Городской округ может включать в себя до нескольких сот населенных пунктов и межселенные территории Городской округ не может входить в состав муниципального района
20 Формы прямого волеизъявления граждан Местный референдум Проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения Проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования: Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования: 1) по инициативе, выдвинутой гражданами; 2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями; 3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно
21 Формы прямого волеизъявления граждан Муниципальные выборы Проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления Проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления
22 Формы прямого волеизъявления граждан Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования Голосование по отзыву проводится по инициативе населения Голосование по отзыву проводится по инициативе населения Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования
23 Формы прямого волеизъявления граждан Сход граждан Проводится для решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек Проводится для решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек Осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования Осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования Может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек Может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек
24 Формы прямого волеизъявления граждан Правотворческая инициатива граждан Может выступить инициативная группа граждан Может выступить инициативная группа граждан Минимальная численность инициативной группы не может превышать 3 % от числа жителей, обладающих избирательным правом Минимальная численность инициативной группы не может превышать 3 % от числа жителей, обладающих избирательным правом Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения
25 Формы прямого волеизъявления граждан Территориальное общественное самоуправление (ТОС) Самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения Самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения Осуществляется посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления Может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: Осуществляется посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления Может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: –подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; –группа жилых домов; –жилой микрорайон; –сельский населенный пункт, не являющийся поселением; –иные территории проживания граждан Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан
26 Формы прямого волеизъявления граждан Публичные слушания Для чего: Для чего: –обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования Инициатор: Инициатор: –население, –представительный орган муниципального образования –глава муниципального образования Кем проводятся: Кем проводятся: –представительным органом муниципального образования, –главой муниципального образования
27 Формы прямого волеизъявления граждан Собрание граждан Для чего: Для чего: –обсуждение вопросов местного значения, –информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, –осуществление территориального общественного самоуправления Инициатор: Инициатор: –население, –представительный орган муниципального образования –глава муниципального образования, –в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления Отличие от схода граждан: Собрание не обладает властными полномочиями Отличие от схода граждан: Собрание не обладает властными полномочиями
28 Формы прямого волеизъявления граждан Конференция граждан (собрание делегатов) Форма собраний граждан (при слишком большой численности) Форма собраний граждан (при слишком большой численности) Проводится в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления Проводится в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления
29 Формы прямого волеизъявления граждан Опрос граждан Проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти Проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти Результаты опроса носят рекомендательный характер Результаты опроса носят рекомендательный характер
30 Формы прямого волеизъявления граждан Обращения граждан в органы местного самоуправления и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении
31 Органы МСУ «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно» – ч.1 ст.131 Конституции РФ «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно» – ч.1 ст.131 Конституции РФ «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения» – ч.1 ст.132 Конституции РФ «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения» – ч.1 ст.132 Конституции РФ «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству» – ч.2 ст.132 Конституции РФ «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству» – ч.2 ст.132 Конституции РФ
32 Органы МСУ Представительный орган муниципального образования: Состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах Состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах Не формируется в поселениях до 100 жителей (заменяется сходом граждан) Не формируется в поселениях до 100 жителей (заменяется сходом граждан) В муниципальном районе – 2 варианта формирования: В муниципальном районе – 2 варианта формирования: –может –может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава – –может избираться непосредственно населением на муниципальных выборах
33 Органы МСУ Глава муниципального образования («местный президент») – –если избирается на муниципальных выборах: входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию – –если избирается представительным органом муниципального образования из своего состава: исполняет полномочия его председателя; не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа и полномочия главы местной администрации – –в случае формирования представительного органа муниципального района из глав поселений исполняет полномочия его председателя Эти ограничения не распространяются на глав сельских поселений
34 Особенности статуса глав некоторых муниципальных образований В сельском поселении и внутригородском муниципальном образовании города федерального значения глава муниципального образования может совмещать три должности: Главы МО Председателя представительного органа (в Москве – муниципального собрания) Руководителя исполнительно- распорядительного органа (в Москве – муниципалитета)
35 Органы МСУ Местная администрация –исполнительно- распорядительный орган муниципального образования Местная администрация –исполнительно- распорядительный орган муниципального образования («местное правительство») Возглавляется : главой муниципального образования; главой муниципального образования;либо лицом, нанятым по контракту: лицом, нанятым по контракту: 1)проводится конкурс; 2)назначается представительным органом МСУ; 3)контракт заключается с главой муниципального образования
36 Органы МСУ Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Формируется на муниципальных выборах или представительным органом
37 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.