Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемcmo.khabkrai.ru
1 1 Организационно-правовые основы противодействия коррупции
2 2 Исторические аспекты противодействия коррупции «коррупция» (сorruption) – от лат. «грязь», древнерус. «посул» Первое упоминание - связано с Двинской уставной грамотой, выданной Василием I в 1397 г. – взятка была нормой Первое законодательное ограничение - Иван III XVIIXVIII века – коррупция стала характерной чертой власти Законодательные меры принимались почти всеми русскими правителями: - Петр I, указ «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное» - Екатерина II, указ «О распубликовании во всем Государстве об учиненных наказаниях за взятки и за лихоимство» и т.д. Советский период: - Декрет СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве» - Номенклатура
3 3 Мировой опыт противодействия коррупции Индекс восприятия коррупции Transparency International - составной индекс, базирующийся на данных 17 различных опросах и исследованиях, проводимых независимыми организациями среди предпринимателей и граждан Коррупция определяется как злоупотребление служебным положением в целях личной выгоды В целях анализа мирового опыта противодействия коррупции представляет интерес опыт тех государств, которые сравнимы с Россией по численности управленческого аппарата. Это, прежде всего, США, Германия, Великобритания, Франция, Китай и ряд других стран
4 4 Обязательства Присоединение к международным правовым актам обязывает Российскую Федерацию привести свое законодательство в соответствие с международным, в частности: - разрабатывать и осуществлять эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции - принять закон о противодействии коррупции - проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней
5 5 Стратегические документы Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции, направленной на искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, определены следующие задачи: формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации Стратегия устанавливает также основные направления и механизмы её реализации
6 6 Федеральный закон от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (I) Определяет коррупцию путем перечисления противоправных действий, являющихся проявлением коррупции, и указания на сущностный признак коррупции - незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами Коррупцией также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица Противодействие коррупции определяется как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений и минимизации и (или) ликвидации их последствий
7 7 Федеральный закон от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (II) закреплены меры по профилактике коррупции закреплены меры по предотверждению коррупции устанавливается общая норма, согласно которой в случае, когда от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс
8 8 Система мер по мониторингу антикоррупционного законодательства (I) Мониторинг законодательства на коррупциогенность в тех или иных формах осуществляется практически во всех российских регионах Мониторинг реализации антикоррупционной политики проводится для оценки эффективности принимаемых мер и осуществляется путем наблюдения за результатами применения мер предупреждения, пресечения и ответственности за коррупционные правонарушения Региональным законодательством закрепляется положение, согласно которому результаты мониторинга коррупционных проявлений и коррупциогенных факторов являются основой для разработки проектов антикоррупционных программ
9 9 Система мер по мониторингу антикоррупционного законодательства (II) Система мер по мониторингу законодательства может включать: антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления анализ состояния законодательства за определенный период (обычно за год), проводимый как законодательными органами, так и общественными объединениями (региональными общественными палатами) ежегодные доклады главе субъекта Российской Федерации и законодательному (представительному) органу власти о состоянии антикоррупционной деятельности специально уполномоченным на то органом анализ состояния законодательства в отдельных отраслях жизнедеятельности региона, связанных с коррупционными рисками социологические исследования коррумпированности органов государственной власти и местного самоуправления, здравоохранения, образования, правоохранительных органов, органов социального обеспечения анализ проводимых соцопросов и другие меры
10 10 Организационные основы противодействия коррупции (I) Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. 815 «О мерах по противодействию коррупции»образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, основными задачами которого являются: подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции
11 11 Организационные основы противодействия коррупции(II) Отдельными положениями в Федеральном законе «О противодействии коррупции» определены функции уполномоченных органов государственной власти: Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации: проведение антикоррупционной экспертизы аккредитация юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность Полномочия Генеральной прокуратуры: координация деятельности по борьбе с коррупцией органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации и в случае необходимости принять меры по ее совершенствованию Антикоррупционные общественные организации: обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции
12 12 Мониторинг ситуации (I) В процессе применения нормативных правовых актов возникают и изменяются правовые ситуации. В их рамках появляются и коррупционные ситуации, требующие анализа и оценки К средствам выявления коррупциогенных норм следует отнести: изучение реализации нормативных правовых актов анализ, проводимый органами, организациями и бизнесом, видов и причин нарушений законов степень использования юридических, социальных, финансовых и иных средств анализ компетенции органа, должностного лица сравнение норм положений, программ и т.п. с фактическими действиями и результатами степень отклонения виды нарушений компетенции
13 13 Мониторинг ситуации (II) Нужно проверить, наличествуют ли в данном законодательном акте или в акте, к которому есть отсылка, меры ответственности за служебные нарушения, нарушение специализированных ограничений и запретов. Меры ответственности должны соответствовать выполняемым полномочиям и предъявляемым к служащему запретам и ограничениям Важным условием предотвращения коррупционных явлений в правовой сфере является проведение юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.