Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемeducontest.net
1 Работа выполнена ученицей 10 класса Кожариной Дарьей МКОУ «СОШ 5 города Ершова Саратовской области Руководитель: Степанова В.Г. – учитель русского языка и литературы Молодежный Форум «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова – открытая экспериментальная площадка для творческой молодежи Саратовской области»
2 Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности 1860 года. Является общепризнанным классиком мировой литературы. Наряду с Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Толстым, Чеховым входит в плеяду лучших писателей «Золотого века» русской словесности. Дата рождения Дата смерти ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
3 «Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», - признавался Тургенев в статье о «Записках ружейного охотника ». 3
4 Из всех произведений И.С. Тургенева для рассмотрения описания природы (пейзажа) я беру роман «Отцы и дети». Моя задача – рассмотреть в этом произведении как, когда и с какой целью появляется пейзаж (описание природы) в романе? 4 Этим вопросом занимались такие исследователи как Г. Курляндская, А.Г. Цейтлин, П.Г. Пустовойт, Ю.В. Лебедев.
5 Исследователь П.Г. Пустовойт замечает «тонкий художник, обладающий даром необыкновенной наблюдательности, умеющий замечать «торопливые движения влажной лапки утки, которой она чешет себе затылок на краю лужи». 5
6 «небольшие леса, речки с обрытыми берегами, крошечные пруды с худыми плотинами, деревеньки с низкими избёнками под темными, часто до половины размётанными крышами, покривившиеся молотильные сарайчики с зевающими воротцами возле опустелых гумен». 6
7 «мужики встречаются все обтерханные на плохих клячонках; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щиплют траву по канавам; церкви, то кирпичные, с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами». 7
8 «словно нищие в лохмотьях стоят придорожные ракиты, и среди весеннего красного дня встает белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с её морозами, метелями и снегами». 8
9 Лебедев Ю.В. отмечает: «В романе «Отцы и дети» настойчиво звучит тревожная мысль Тургенева. Он видит, что сама история идет навстречу молодости. В России всё меняется, страна переживает время смутное и неопределенное, когда старое, по Тургеневу, подвергается переоценке, а новое теряется в далёких горизонтах будущего». 9
10 «Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием ветерка, - всё - деревня, кусты, травы; повсюду нескончаемыми звонками струйками заливались жаворонки…»
11 По мнению Г. Курляндской, «В одиннадцатой главе романа «Отцы и дети» Тургенев создает объективно-описательный пейзаж наступающего вечера, при чем точное описание конкретных особенностей природы сочетается с анализом психологического персонажа». 11
12 «…Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошади по темной узкой дорожке вдоль самой рощи: он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром, что ехал в тени; приятно – отчетливо мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи со своей стороны забирались в рощу, и пробиваясь сквозь чащу…» 12
13 Почему же Тургенев после отрицания Базаровым природы дает этот удивительно прекрасный пейзаж? Каково отношение Тургенева к заявлению Базарова: «Природа не храм, а мастерская, а человек в нём работник»? 13
14 Лебедев Ю.В. отмечает: «Если человек хочет быть работником в мастерской природы, он должен считаться с тем, что природа на высших её уровнях – храм, а не мастерская». 14
15 «Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно – ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинах; влажная тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков». 15
16 Отблеск трагической смерти лежит на последних страницах романа. 16
17 Так бессмертные любовь и поэзия, поддержавшие Базарова во время трагической гибели, обещают ему теперь жизнь бесконечную. Восхищаясь финалом романа, Герцен писал Тургеневу: «Реквием на конце – с дальним апрошем к бессмертию души - хорош…» 17
18 Пейзажи Тургенева очень живописны, они представляют собой реальный мир среднерусской природы. Его пейзажи отличаются резко выраженной эмоциональной тональностью, которая создаётся соотнесенностью с живой человеческой жизнью. Описания природы никогда не изолированы и не бывают замкнутыми. Объективно-описательные пейзажи Тургенева, всегда внутренне психологичны. Даже эти пейзажи несут на себе эмоциональный отблеск писателя, который постоянно рисовал идеальные движения души, порожденные острым ощущением красоты жизни. Малое количество пейзажей в романе Тургенева «Отцы и дети» обусловлено самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играл философский и политический диалог. 18
19 1.Курляндская Г. «Метод и стиль Тургенева-романтиста». 2.Лебедев Ю.В. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1982 год. 3.Пустовойт П.Г. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1964 год. 4.Пустовойт П.Г. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1963 год. 5.Цейтлин А.Г. «Мастерство Тургенева-романиста» М., 1958 год. 6.Жданов М.И. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении» Л., 1972 год. 19
20 20
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.