Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемvaskaro.ucoz.ru
1 Донские казаки – отважные вои В годину лихую на ратных полях, Донские казаки – защита России, Надежный заслон на ее рубежах. Ю. Сухарев.
2 Символ войскового или полкового объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздники, похороны атамана). Святыня, за которую казак обязан биться не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения.
3 Знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в храме. Войсковой бунчук был сделан из конского хвоста. Полковые имели форму опущенных раздвоенных флажков с навершием.
4 Символы военной власти, которой наделяется атаман (у запорожцев – гетман)
5 Посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов (или насечка- зарубка при смене атамана). Символ гражданской власти атаманов всех степеней.
6 Короткая конская плеть – оружие. Знак есаульца и пристава на Кругу. В повседневной жизни – знак власти у полноценного строевого женатого казака. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в доме на левом косяке к двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам обиженного или уважаемого гостя, который был обязан ее поднять и вернуть хозяину, а бросившего расцеловать. Если через нагайку переступали, это означало, что покорность неугодна, а обида не прощена. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний провинившихся казаков по решению Круга и совета старейшин.
7 Холодное оружие, символ всей полноты прав у казака. Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 21 год, при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Если в роду не оставалось наследников, - мужчин, - шашка ломалась и укладывалась в гроб последнему умершему. Потеря шашки (и шапки) – большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением Круга казак мог быть лишен права ношения шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества. Обычно украшенная, старинная сабля, тоже один из символов атаманства. Лично ему принадлежала, а была у него на хранении во время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круги и праздники.
8 Коней своих казаки любили и часто выращивали для себя от лучших кобылиц и производителей. Кони были приручены к походу и бою, в сабельной рубке такие кони кусали и лягали коней противника. Укрытые в лесу, в кустарнике, балке они по свисту хозяина бежали к нему, по команде ложились, вставали и знали много других команд. Конь не отходил от раненого или убитого хозяина, голодая по несколько дней. В боях-походах казаки тоже добывали себе коней. За хорошего коня казак мог отдать все, что у него было, одежду, деньги, оружие и даже красивую ясырку (пленницу). В мирное время за гробом умершего казака до самого кладбища вели коня под седлом – его боевого друга.
9 Башлык – специально сшитый из сукна (верблюжьего) или шелка шарф. Завязанный на груди – казак отслужил срочную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, концы, заброшенные за спину – свободен, отдыхает. Погоны – часть казачьей одежды, носились казаками до «выхода на льготу» (по возрасту, ранению). Офицерам погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.
10 Головной убор специального образца, первоначально «клобук со шлыком», папаха, фуражка – символ принадлежности к Войску – знак обладания казаком всей полноты прав. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Этим казачья шапка отличается от простого головного убора, поэтому … Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. На Кругу иногородние и гости должны быть с непокрытой головой, а казаки в шапках (казак шапку не ломает и перед царем). Шапка в курене или хате вешалась на видном месте. В доме вдовы шапка лежала под иконой – семья находится под защитой Бога.
11 Личный знак атамана (или почетного судьи). Носилась на шее, на ленте или цепи, выпускалась на кафтан. На лицевой стороне надпись – «Атаман станицы (Войска)» и государственный герб или портрет государя. На обороте – имя атамана и годы его правления. В случае вторичного избрания носилась рядом с новой. Медали были золотые и серебряные, от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил товарищ атамана. По окончании срока оставалась атаману на память.
12 Цветная нашивка (полоса) на боковом шве казачьих шаровар (брюк). Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску (у донцов – красный, у уральцев – голубой, у забайкальцев – желтый). Совпадает по цвету с околышем фуражки. Символ казачьей независимости и освобождения от всех платежей.
13 Серьги – не все казаки имели право носить их. Серьга в левом ухе казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом – последний мужчина в роду, а если у казак было по серьге в левом и правом ухе это означало, что он один ребенок у родителей. В походах и боях таких, по возможности, берегли; конечно, серьги совсем не освобождали казаков от опасностей. Серьги у казаков-мужчин имели обычно вид простого полумесяца и в лучшем случае были серебряными. Кольца – на руках колец мужчины не носили, только женщины. Кольца на девичьих и женских руках имели свое значение. Серебряное колечко на левой руке – девушка на выданье, на правой – просватана. Кольцо с бирюзой – жених служит (бирюза - камень тоски). Золотое кольцо на правой руке – замужняя, на левой руке – разведена. Два золотых кольца на левой руке – вдова (второе кольцо мужа). Казаки иногда носили обручальные кольца в ладанке.
14 Находилась на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы. Символ хозяйственной и дипломатической функции. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.