Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmouso-vasiljevskajashkola.narod2.ru
2 Край Русского Севера знаменит не только лесами, пушниной и полезными ископаемыми, но и своими умельцами – народными мастерами, способными при помощи нехитрых приспособлений вырезать замечательные изделия из дерева – ковши, чаши, блюда, люльки, сани, хлебницы, а затем расписать их красками, причем в каждой местности делали это по-своему, но везде одинаково хорошо. Искусствоведы описали разные центры народных промыслов и дали им названия: борокская, верхнеустюгская, пучугская, ракуловская. Но самой первой в этом списке стоит пермогорская роспись, которая на первом этапе считалась синонимом северодвинской росписи.
3 Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят корнями в древнерусское искусство. Многие композиционные приемы можно без труда отыскать в иконописи и книжной миниатюре. Подбор цветовой гаммы, техника исполнения и даже сами краски пермогорских росписей имеют много общего с древнерусской миниатюрой.
4 Традиционная технология была трудоемкой и предполагала грунтование дерева при помощи мела и клея с последующим покрытием поверхности белой краской. Затем по высохшему белому фону как по бумаге делался черный рисунок, а уже потом контур заполнялся цветом. Только в последние десятилетия существования промысла тёхнология изменилась, и художники Пермогорья стали пользоваться клеевыми красками, пришедшими на смену яичным, которые с давних времен применялись в русских художественных промыслах.
5 Цветовая гамма с переходом на новые краски не изменилась, и как и прежде, в основном, состоит из узоров красного цвета на белом фоне, поэтому роспись часто называют белофонной подчеркивая тем самым значение этого цвета. Желтый и зеленый цвета применяют как дополнительные, сопутствующие. Большое значение имеет рисунок с тонким четким контуром. Как правило, этот рисунок покрывает густым растительным узором всю поверхность предмета.
6 Особый интерес в пермогорских росписях представляют сцены народного быта. Трудно отыскать предмет, на котором бы не было какой-либо сцены с изображением деревенских посиделок, застолий, катаний на лошадях или крестьянского труда. Специалистам по народному искусству часто задают вопрос: стремится ли художник данной сценой передать обычную деревенскую обстановку или же он умышленно приукрашивает действительность, желая тем самым подчеркнуть торжественность момента? Вот как пишет в своей книге «Русская народная живопись» С. К. Жегалова: «Вспомним свадебные песни: в них деревенские жених и невеста величаются,,князем и,,княгинею, а обычные сани именуются,,каретою. Такой подчеркнутой праздничностью обстановки, яркостью красок народные художники старались не только подчеркнуть важность события, но мечтой о красивой, радостной жизни скрасить тяжелую повседневность». Можно сказать, что главная тема росписи это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.
7 А вот что пишет о структуре росписи прялки известный народного искусства О. В. Круглова: «В традиционных схемах росписи пермогорских прялок отдельные сюжеты давались как последовательный рассказ, состоящий из отдельных сцен. Наиболее распространенной среди них была схема, где на фасадной стороне прялки изображалась сцена девичьих посиделок в нарядном тереме с узорными окнами. Часто среди юных прях сидит парень с тальянкой. Ниже изображалась сцена де- ничьих посиделок свадебного поезда. А на внутренней стороне прялки писали сцену застолья, которая славила гостеприимных молодых хозяев. Все эти композиции окружены мелким растительным орнаментом, да и сами они, не нарушая яркого узорочья, воспринимаются как его элементы».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.