Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkydasheva-tv.umi.ru
2 Биография Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе.Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города, видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
3 Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями, сохранившимися о жизни художника в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовыхтаинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.
4 Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года. Личная жизнь
5 «Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!» Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Его техника называется "а ля прима". Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Картины это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. Творчество
6 Помимо картин для капеллы Братства Богоматери и прочих поручений Братства, Босх выполнял и другие заказы. Среди тех, кто заказывал ему картины, встречаются столь именитые фамилии, как Хосс и Берг, самых влиятельных в Хертогенбосе семейств. Но Босха вскоре узнали и за пределами городской общины. В сентябре 1504 г. художник получил 36 фунтов аванса за «Суд Бога, восседающего в раю, и Ад», как значился в документе заказ, сделанный ему одним из Габсбургов правителем Нидерландов и королём Кастилии Филиппом I Красивым. Неясности возникают и в связи с образом святого Антония, заказанным Босху в 1516 г. Маргаритой Австрийской, сестрой Филиппа I: знаменитый лиссабонский триптих «Искушение св. Антония», находившийся в замке Аюда, был куплен и увезён в Португалию ещё в первой половине XVI в. Не менее трёх работ мастера к 1521 г. находилось и в коллекции столь влиятельного мецената, как венецианский кардиналДоменико Гримани. Заказчики Босха
7 Работы Босха хранятся в следующих музеях: Прадо, Мадрид Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал Лувр, Париж Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам Музей изящных искусств, Гент Королевский музей изящных искусств, Брюссель Музей истории искусств, Вена Академия изобразительных искусств, Вена Альбертина, Вена Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне Берлинская картинная галерея, Берлин Гравюрный кабинет, Берлин Национальный музей древнего искусства, Лиссабон Дворец дожей, Венеция Национальная галерея искусства, Вашингтон Музеи
8 Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью». «С таким мастерством твоя правая рука раскрывает Всё, что содержится в таинственных недрах Ада, Что я верю, что глубины жадного Плутона открылись тебе, И далёкие области Ада были тебе показаны». «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью дать трактовку Ада. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». «Будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале; они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.» «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». «Великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы «основами морализирующей философии». Авторы XVIXVII веков о Босхе
9 Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений Значительное количество символов Босха являются АЛХИМИЧЕСКИМИ. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь СИМВОЛАМИ АДА, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн это ещё и эмблемы ЧЁРНОЙ МАГИИ и ДЬЯВОЛА. Символы
10 Другие часто встречающиеся символы: лестница путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт; перевёрнутая воронка атрибут мошенничества или ложной мудрости; ключ (познание )часто по форме не предназначенный для открывания; отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией; стрела символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»); сова в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного. черные птицы грех
11 Босх художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века. Поразительные по изобретательности формы и фигуры, отклоняющиеся от нормы, чудовищные и парадоксальные, рождены свободным, исключительно богатым воображением, Отражающим фантазию современных Босху северо- европейских Народных рассказов. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо иЭскориала). Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции Копиисты и подражатели
12 В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез новогофилософского обобщен ия. То, что Питер Брейгель Старший (ок. 1525/ ) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма, изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): живописец запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Сам Бретон определял Босха как «совершенного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Подражатели Босха существуют как в жанровой городской скульптуре так и камерной и в наше время. Так большой популярностью у туристов пользуется скульптура «Корабль дураков» в Нюрнбурге.
13 Семь смертных грехов Музей Прадо(Мадрид) Извлечение камня глупости Музей Прадо (Мадрид) Брак в Кане Галилейской. М узей Бойманса- ван Бёнингена. Роттердам Распятие с донатором Королевские музеи изящных искусств. Брюссель
14 Ecce Homo Штеделевский художественный институт.Франкфурт Несение креста Музей изящных искусств. Гент Блудный сын. ок Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам
15 Увенчание терновым венцом. ок Монастырь Сан-Лоренсо.Эскориал Увенчание терновым венцом Национальная галерея.Лондон Св. Иероним за молитвой. ок Музей изящных искусств.Гент
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.