Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmc-sovet.ru
1 Подростковый возраст От до лет
2 Социальная ситуация развития Формирование сознательного отношения к себе как члену общества. Благоприятные условия для проявления индивидуальности
3 Особенности социальной ситуации развития меняется внутренняя позиция подростка: совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, меняется внутренняя позиция подростка: совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, формируются новые ценностные ориентации, подросток по-новому начинает относиться к себе, следовательно, меняются его оценки, отношение к семье, школе, сверстникам. формируются новые ценностные ориентации, подросток по-новому начинает относиться к себе, следовательно, меняются его оценки, отношение к семье, школе, сверстникам. Все это и обусловливает новую социальную ситуацию. Все это и обусловливает новую социальную ситуацию. Такое обращение ребенка к самому себе, в частности, связывается с его физическим развитием. Такое обращение ребенка к самому себе, в частности, связывается с его физическим развитием.
4 Пубертат Как правило, у мальчиков пик физического развития приходится на 14 лет, у девочек на 11 лет 8 месяцев. существуют очень большие индивидуальные различия в скорости физического развития и полового созревания подростков существуют очень большие индивидуальные различия в скорости физического развития и полового созревания подростков Физическое развитие подростков оказывает заметное влияние на их поведение и психологические особенности. Физическое развитие подростков оказывает заметное влияние на их поведение и психологические особенности.
5 Пубертат и сопровождающие его изменения внешнего вида могут привести к нарушению поведения подростков, вплоть до невротических реакций. Пубертат и сопровождающие его изменения внешнего вида могут привести к нарушению поведения подростков, вплоть до невротических реакций. Необходимо помочь подростку принять свой новый образ физического «Я», поэтому от взрослых требуется понимание, терпимость, прктичность; подросток должен чувствовать, что его любят, что он хороший, красивый. Необходимо помочь подростку принять свой новый образ физического «Я», поэтому от взрослых требуется понимание, терпимость, прктичность; подросток должен чувствовать, что его любят, что он хороший, красивый.
6 Но биологические факторы не являются для подростков судьбоносными, и объяснить ими все особенности данной возрастной ступени невозможно. Но биологические факторы не являются для подростков судьбоносными, и объяснить ими все особенности данной возрастной ступени невозможно. На поведение подростков влияют также социальная и экономическая эпоха, обусловленные ими социальные или культурные ожидания, обстановка в семье и в школе, СМИ. На поведение подростков влияют также социальная и экономическая эпоха, обусловленные ими социальные или культурные ожидания, обстановка в семье и в школе, СМИ.
7 Ведущая деятельность - Интимно-личностное общение со сверстниками (Д.Б.Эльконин) - Общение в общественно-полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) - ведущие деятельности «не даны» подростку, а заданы конкретной социальной ситуацией развития. Подросток может предпочесть сам либо выбрать под влиянием значимых для него сверстников и взрослых в качестве ведущей деятельности или деятельность интимно- личностного общения, или общественно- полезную деятельность (А.Г.Асмолов).
8 Общение - Стремление занять соответствующее положение в группе сверстников. - -Подростковая группа как психологическое пространство возникновения новообразований подростков. - - Подросток и взрослый: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.
9 Интересы Специфика интересов в 1114-летнем возрасте проявляется в том, что они во многом реализуют потребность в общении со сверстниками: Специфика интересов в 1114-летнем возрасте проявляется в том, что они во многом реализуют потребность в общении со сверстниками: общие интересы дают: общие интересы дают: повод, повод, содержание, содержание, средства общения. средства общения.
10 Особенности интересов Подросток часто интересуется тем, чем увлекаются его друзья или одноклассники, Подросток часто интересуется тем, чем увлекаются его друзья или одноклассники, этим определяется характерная для подростков «мода на интересы», когда весь класс или даже всю школу охватывает какое-либо увлечение. этим определяется характерная для подростков «мода на интересы», когда весь класс или даже всю школу охватывает какое-либо увлечение. Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечений, когда они приобретают чрезмерный характер. Примером этого служат различные фанаты спортивных клубов, музыкантов, артистов и т.д. Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечений, когда они приобретают чрезмерный характер. Примером этого служат различные фанаты спортивных клубов, музыкантов, артистов и т.д.
11 Другая крайность полное отсутствие интересов: подростку становится неинтересным то, что его увлекало раньше, а новые интересы не появляются, он либо слоняется без дела, либо смотрит часами телевизор или играет в компьютерные игры, либо стремится в группу сверстников, которые заняты только тем, что праздно «шатаются», не в силах себя чем-либо занять. Другая крайность полное отсутствие интересов: подростку становится неинтересным то, что его увлекало раньше, а новые интересы не появляются, он либо слоняется без дела, либо смотрит часами телевизор или играет в компьютерные игры, либо стремится в группу сверстников, которые заняты только тем, что праздно «шатаются», не в силах себя чем-либо занять. Эти подростки с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия» составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок, поэтому они нуждаются в особом внимании психологов. Эти подростки с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия» составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок, поэтому они нуждаются в особом внимании психологов.
12 Иногда подростка привлекают ценности и установки одного человека, а не целой группы. Этот человек значимый другой может быть близким другом, любимым учителем, звездой кино или спорта либо кем-то еще, чье мнение очень ценно для подростка. Иногда подростка привлекают ценности и установки одного человека, а не целой группы. Этот человек значимый другой может быть близким другом, любимым учителем, звездой кино или спорта либо кем-то еще, чье мнение очень ценно для подростка. Здесь проявляется так называемая реакция имитации подражание определенному лицу или образу. Здесь проявляется так называемая реакция имитации подражание определенному лицу или образу. Влияние значимого другого обладает наибольшей силой именно в отрочестве, когда подросток активно ищет модели для подражания. Влияние значимого другого обладает наибольшей силой именно в отрочестве, когда подросток активно ищет модели для подражания.
13 Отклоняющееся поведение Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа. Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа. Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. Под определение девиантное поведение попадает как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). Под определение девиантное поведение попадает как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок). Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок).
14 делинквентное поведение Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок). Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов – уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов – уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками – обычный набор делинквентных поступков. Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками – обычный набор делинквентных поступков. Участились и случаи проституции среди подростков. Участились и случаи проституции среди подростков.
15 Психологические новообразования «Чувство взрослости» - новый уровень самосознания «Чувство взрослости» - новый уровень самосознания Стремление к самоутверждению Стремление к самоутверждению Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей Я –концепция Я –концепция Формально-логическое мышление Формально-логическое мышление Рефлексия Рефлексия
16 Особенности возраста В подростковом возрасте нередко встречается чередование периодов повышенной активности, значительного роста энергии (отсюда двигательное беспокойство, повышенная возбудимость, шумливость, неусидчивость) В подростковом возрасте нередко встречается чередование периодов повышенной активности, значительного роста энергии (отсюда двигательное беспокойство, повышенная возбудимость, шумливость, неусидчивость) и периодов повышенной утомляемости, снижения работоспособности и продуктивности (увеличивается количество ошибочных действий, подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо постоянно стремится на что-либо опереться, жалуется на отсутствие сил). и периодов повышенной утомляемости, снижения работоспособности и продуктивности (увеличивается количество ошибочных действий, подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо постоянно стремится на что-либо опереться, жалуется на отсутствие сил).
17 Особенности возраста В этот период наиболее ярко проявляется реакция группирования: стремление подростков в группу сверстников, общение в компании ровесников. В этот период наиболее ярко проявляется реакция группирования: стремление подростков в группу сверстников, общение в компании ровесников. Группа создает особое переживание Группа создает особое переживание «чувство - МЫ», играя существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. «чувство - МЫ», играя существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно предъявляя жесткие требования. Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно предъявляя жесткие требования.
18 Отсюда реакция конформности подростков, стремление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: Отсюда реакция конформности подростков, стремление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую со всеми одежду, носить одинаковую со всеми одежду, иметь одинаковые увлечения, иметь одинаковые увлечения, разговаривать на принятом в группе сленге и т.п. разговаривать на принятом в группе сленге и т.п. Для подростка очень важно не просто быть в группе сверстников, но быть принятым, признанным, уважаемым ровесниками. Для подростка очень важно не просто быть в группе сверстников, но быть принятым, признанным, уважаемым ровесниками. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся в школе, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи противоправного поведения Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся в школе, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи противоправного поведения
19 Переходный период от старших подростков общество требует профессионального самоопределения: они должны выбрать профессию и дальнейший путь обучения. от старших подростков общество требует профессионального самоопределения: они должны выбрать профессию и дальнейший путь обучения. Проблема профессионального самоопределения в последнее время все чаще оказывается актуальной именно для 15-летних, поскольку период обучения в старших классах школы становится, скорее, периодом специальной профессиональной подготовки. Проблема профессионального самоопределения в последнее время все чаще оказывается актуальной именно для 15-летних, поскольку период обучения в старших классах школы становится, скорее, периодом специальной профессиональной подготовки.
20 Большинство подростков вынуждены принимать достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую (какую?), какой выбрать класс и т.д. Большинство подростков вынуждены принимать достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую (какую?), какой выбрать класс и т.д. Неопределенное будущее вызывает рост тревожности, переживание страха, сильного волнения. Неопределенное будущее вызывает рост тревожности, переживание страха, сильного волнения. В кризисный период созревания начинается пробуждение личности, важными вопросами этой фазы являются следующие: В кризисный период созревания начинается пробуждение личности, важными вопросами этой фазы являются следующие: кто я? кто я? чего я хочу? чего я хочу? что я могу? что я могу? Но на эти ключевые вопросы еще нет ответа, поэтому основная характеристика отрочества временный характер (подросток еще не определился и не нашел призвание). Но на эти ключевые вопросы еще нет ответа, поэтому основная характеристика отрочества временный характер (подросток еще не определился и не нашел призвание).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.