Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемps.obneducenter.edusite.ru
1 Проблемы современной психологической науки и практики (по итогам V съезда РПО и VII конференции ФПО) Леонова Елена Васильевна К.п.н., доцент кафедры психологии ИАТЭ НИЯУ МИФИ Руководитель Психологической службы ИАТЭ НИЯУ МИФИ Главный специалист НИЛ психологии труда и управления НИЯУ МИФИ Руководитель Обнинского отделения Федерации психологов образования 5 марта 2012 г
2 2
3 3
4 4 Характеристики современного социального пространства существования и функционирования человека Переход человечества к информационному обществу. Многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий за короткие промежутки времени. Неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация нравственных ориентиров. Смена мировоззрения. В инновационных отраслях «человеческий капитал» – самый важный тип активов компании. Важнейший ресурс экономического и социального развития – талант, креативность и инициативность человека. Массовость креативных компетентностей.
5 5 «Кризисы психологии в сетевом столетии» (А.Г.Асмолов). Проблемы. «Методологическая какофония» исследований и подходов. «Съезд кустовых психологов». Преимущественно экстенсивный характер накопления данных. Рост числа публикаций при недостаточной новизне результатов. Запаздывающий ответ на опережающий внешний запрос к приложениям фундаментальной психологической науки (безопасность, терроризм, зависимости, кризисные состояния и т.д.)
6 6 «Кризисы психологии в сетевом столетии» (А.Г.Асмолов). Кризисы. Кризисы научных школ – «практицизм и мелкотемье». «Копирующие психологии». Кризис профессиональной идентичности психологов. Кризис профессионального развития психологов – преобладает «вербализм». Мастерские, практики.
7 7 Направление 1. Секция 2. Методология Круглый стол. «Теоретико-экспериментальные исследования и практика»
8 8 Т.В.Корнилова Определение стадии развития психологии (допарадигмальная стадия, полипарадигмальная, имманентный кризис). «Побочный результат»: стремление к маркировке авторов и работ вместо содержательного анализа предлагаемых в них схем психологического объяснения. Выделение схем научного поиска, которые взросли в рамках самих психологических теорий и отражают не парадигмы, а конструктивные продвижения в теоретических реконструкциях в рамках самой исследовательской практики Для уровня общенаучной методологии актуальным остается обоснование принципов психологии. Принцип неопределённости. Смена подхода к формулировке гипотез Кэмпбелл: классическая схема эксперимента – контрольное воздействие Популяционные гипотезы: реконструирование причин известных следствий
9 9 А.Л.Журавлев, Д.В.Ушаков г.г. – относительно гармоничные отношения между теорией и практикой: «взаимодействие … теории, эксперимента и практики есть необходимое условие развития всей системы психологических наук» (Б.Ф.Ломов) е годы: практическая психология (преимущественно психотерапия) существует сама по себе, без опоры на науку (Ф.Е.Василюк, А.В.Юревич). «Доказательное движение»: доказательная медицина, психотерапия и т.д. Решения о применении профилактических, диагностических и лечебных мероприятий принимаются исходя из доказательств их эффективности и безопасности. Процедура доказательства: поиск, сравнение, обобщение и широкому распространение. «+»: важность оценки эффективности практик для внедрения и финансирования; совершенствование техник; «-»: статистический подход не является доказательством по отношению к индивидуальному случаю. Валидность экспериментов. Механизм давления на терапевтов.
10 10 А.В.Юревич За 15 лет: число исследователей стабильно, число практиков – экспоненциальное увеличение. Фундаментальная наука, прикладная наука, практика – отсутствие перекрёстного цитирования. Дипломная работа – «мини-диссертация», отражает способность к научной работе, в науке остаётся 1-2%. Мировая практика: для работы психоаналитиком необходимо Диплом об академическом образовании Диплом о практическом опыте (в Австрии – 3600 часов) Добровольная сертификация практических психологов Исследовательская психология – в лабораторных условиях. Но психология «не может быть ориентирована только на лабораторию». Исследование Левада-Центра Респонденты когда-либо обращались: 10% - к психологу; 20% - к экстрасенсам
11 11 Отечественная и мировая психология «Каждый российский психолог сегодня с самого начала своего профессионального образования активно ассимилирует продукцию зарубежной психологии. В то же время, в подавляющем большинстве, говорит и пишет только по-русски» (И.А.Мироненко). Требования к публикациям в зарубежных журналах задаются современными математическими методами и супервычислениями, особенно в междисциплинарных исследованиях.
12 12 Специфика развития современного Детства (Д.И.Фельдштейн) маркетизация, этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории; маргинализация, неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребенка; медикализация, выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым; рост агрессивности, тревожности и страхов под действием компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих компьютерную зависимость; неформальные объединения подростков, имеющие асоциальную и антисоциальную направленность.
13 13 Глубинные изменения современного Детства и психолого-педагогические проблемы развития образования «Качественный скачок» – реальный переход человечества в исторически новое состояние. Новое поколение: изменились не только условия жизни, социальное пространство, система отношений, изменился сам человек («информационное общество», «сетевое столетие»). Дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми (от «малого социума» к «информационно-социальному пространству»).
14 14 Психология образования Введение новых образовательных стандартов. «Оценка качества образования без психологического инструментария дальше развиваться не может» (И.Реморенко). Психологическая культура участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители). Проблема полноценного психологического сопровождения образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов и уровней.
15 15 Проблемы психологов образования Статус практического психолога образования в образовательном учреждении. Экстенсивный путь решения проблем. Обращение к психологу «постфактум». Сложности внедрения современных психолого- педагогических технологий в образовательных процесс. Методическое обеспечение психодиагностики. Проблема интеллектуальных прав.
16 16 Этический кодекс психолога Принцип Уважения Принцип Компетентности Принцип Ответственности Принцип Честности
17 17 «Современная молодёжь» (цитаты) Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
18 18 «Современная молодёжь» (цитаты) Сократ ( г.г. до н.э.); Гесиод (ок. 720 г. до н. э.); надпись на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона (возраст горшка – свыше 3000 лет).
19 19 Благодарю за внимание!
20 20 Отличительные черты современного образования Информационный взрыв: объем потенциально полезной информации многократно превосходит возможности её усвоения. Культура усвоения замещается культурой поиска и обновления знаний. Изменение роли личности педагога. Образование – ядро карьеры в течение всей жизни. Непрерывность образования: необходимость получения образования в течение всей жизни, образование принципиально понимается как незавершенное. Индивидуализация образовательных траекторий: большую часть образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ребенку, а взрослый самостоятельный человек для себя самого.
21 21
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.