Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемrehaut-project.org
1 Проект Темпус «Реформа высшего образования по биотехнологии: разработка и усовершенствование стандартов и учебных планов по подготовке бакалавров и магистров» Анкетирование Кобленц, Германия, 25 июля – 1 августа 2011 г.
2 Анкетирование Виды анкет - для студентов, - для преподавателей, - для членов УМО, - для работодателей: институты, предприятия, фирмы сферы обслуживания Подготовка базы данных для рассылки Рассылка анкет Сбор и анализ результатов анкетирования. Варианты и методы анализа Выборка Подготовка справочного материала, проведение анкетирования, анализ, обобщение, подготовка отчета Сроки
3 Что мы хотим получить от анкетирования? При анкетировании работодателей Потребность в биотехнологах, распределение потребности по секторам работодалей и рынка. Потребность в программе на региональном/национальном/европейском уровне. Прогноз спроса на рынке труда. Нужны ли выпускники из других стран на региональном рынке труда. Базовые оклады, которые готовы платить выпускникам с разной квалификацией. Потребность в дистанционных формах обучения. Вопросы устройства быта. Описание и приоритетность знаний и практических навыков. Сформировать приоритеты специфических компетенций и определить жизненно важное «ядро» компетенций для предметной области. Компетенции, наиболее важные с точки зрения конечных результатов обучения, университетов, менталитета и т.п. для обучающихся из других регионов. Базовые и второстепенные курсы с учетом взаимосвязи и формирования специфической компетенции. Избыточные и недостаточные компетенции в рамках курсов. Список потенциальных профессий, где могут работать биотехнологи.
4 При анкетировании преподавателей (см. также анкету для работодателей) Что перестраивать в организации учебного процесса? Сформировать модули обучения по образовательным программам, профилям, ориентированные на конечный результат. Достаточно ли для реализации программы ресурсов (включая достаточность и качество как профессорско-преподавательского и административного состава, так и инфраструктурных, информационных ресурсов)? В каком учебном материале существует потребность? Есть ли возможности у преподавателей менять стиль преподавания, осваивать новые формы и методы обучения. Какие факторы принимаются во внимание в различных формах оценки – усердие, творческий анализ, развитие практических навыков и т.п. Предпочитаемые форматы лекций, семинаров («затылочный» метод, предварительное ознакомление с содержанием лекции через сеть и разъяснение ключевых вопросов на лекции и т.п.) Мобильность между профилями подготовки между вузами и внутри вуза. Как реализовать эту мобильность? Требования к вступительному (начальному) уровню потенциальных студентов.
5 При анкетировании студентов и выпускников (+ часть вопросов анкет для работодателей и преподавателей) Оценка реального времени, необходимого для выполнения данного модуля, и проверка соответствия расчетной (преподавателем) и реальной нагрузки. Какие формы оценки студенты предпочитают. Является ли профиль программы академически важным и интересным для студентов и профессорско-преподавательского состава? Может быть важным Последовательность опроса различных групп при анкетировании и корректировки вопросов Протестировать ответы на самом себе На что можно ответить самим и без анкетирования
6 Объем и характеристика выборки. Базы данных. - сеть Интернет - социальные сети - списки участников конференций, конгрессов - собственные базы данных, базы данных коллег - базы данных Академии наук - члены УМО Особенности выборки Кластерная структура выборки. Важно формировать выборку случайным образом (при наличии достаточно большого объема источников и выборки) в пределах кластера. Важно соблюдение баланса между различными типами работодателей.
7 Источники для получения информации - научные учреждения - промышленные предприятия - предприятия сферы услуг - выпускники, ассоциации выпускников - преподаватели вузов - студенты вузов - иные респонденты Организация анкетирования Рассылка анкет по обычной почте и по электронной почте по имеющимся базам адресов. Опрос через социальные сети. Опрос через специализированные выставки, конференции, конгрессы. Техническая организация оплаты расходов на анкетирование.
8 Возможные вопросы для составления анкет Для всех категорий респондентов - общие сведения: ФИО, организация, должность респондента, возраст, профиль деятельности, образование, профиль образования (специальность), место обучения, контактный адрес Для работодателей - техническая информация о работодателе (название, контакты, год основания, спектр продукции, число работающих, существующие лаборатории, оборудование…) - требуемый профиль подготовки по направлению «Биотехнология» - какие выпускники и с какой квалификацией по направлению «Биотехнология» требуются – расставить по приоритету (человек в год или просто человек; специализация) - необходимость получения дополнительного послевузовского образования - потребность в дистанционных формах обучения - есть ли вузы, готовящие биотехнологов в регионе респондента - материальные условия, предлагаемые выпускникам с различной квалификацией - бытовые условия для трудоустройства - перспективы роста специалистов начального уровня - список общих компетенций – расставить по приоритету - список предметно-специализированных компетенций – расставить по приоритету - указать значимость компетенции – для профессиональной работы в соответствующей области - ранжировать пять компетенций, которые признаются наиболее важными - уровень значимости компетенции для первого и второго циклов обучения - список практических навыков
9 Для преподавателей - подготовка биотехнологических кадров какого уровня осуществляется в вузе респондента: бакалавров, специалистов (инженеров), магистров, кандидатов наук (аспирантура, докторантура) - профили подготовки по направлению «Биотехнология» - формы подготовки, реализуемые в вузе респондента (госбюджетная, целевая для предприятий отрасли, коммерческая, другое) - если осуществляется целевая подготовка, то с какими предприятиями ведется сотрудничество (название, местонахождение, форма собственности, спектр выпускаемой продукции) - какие базы практической подготовки имеются в вузе респондента - при прохождении практики на предприятиях отрасли имеют ли студенты возможность непосредственно работать на рабочих местах (и в какой должности)? - необходимость и возможность получения дополнительного послевузовского образования - виды форм дистанционного обучения - виды профессиональной деятельности, к которым готовят или планируют готовить бакалавров и магистров: производственно-технологическая деятельность, проектная деятельность, научно- исследовательская деятельность, организационно-управленческая деятельность, педагогическая деятельность - список общих компетенций – расставить по приоритету - список предметно-специализированных компетенций – расставить по приоритету - указать значимость компетенции – для профессиональной работы в соответствующей области - указать уровень развития компетенции, которого, по оценке респондентов, достигнут обучаемые по образовательной программе
10 Для преподавателей (продолжение) - ранжировать пять компетенций, которые признаются наиболее важными - уровень значимости компетенции для первого и второго циклов обучения - список практических навыков - список предметных курсов – расставить по приоритету, по значимости и по уровню сложности усвоения материала - список возможных модулей обучения по образовательным программам, профилям – расставить по приоритету - предпочитаемые формы обучения, форматы лекций, семинаров («затылочный» метод, предварительное ознакомление с содержанием лекции через сеть и разъяснение ключевых вопросов на лекции и т.п.) - есть ли возможности (время, лабораторная база, финансовая самодостаточность) менять стиль преподавания, осваивать новые формы и методы обучения - факторы, принимаемые во внимание в различных формах оценки (усердие, творческий анализ, развитие практических навыков и т.п.) - требования к вступительному (начальному) уровню потенциальных студентов, расставить по приоритету - наличие ресурсов для подготовки - учебный материал, в котором существует потребность
11 Для студентов, выпускников - какой год обучения или уже выпускник вуза - профиль подготовки по направлению «Биотехнология» - список общих компетенций – расставить по приоритету - список предметно-специализированных компетенций – расставить по приоритету - указать значимость компетенции – для профессиональной работы в соответствующей области - указать уровень развития компетенции, которого, по оценке респондентов, они достигли в результате обучения по образовательной программе - ранжировать пять компетенций, которые признаются наиболее важными - необходимость получения дополнительного послевузовского образования - потребность в дистанционных формах обучения - список предметных курсов – расставить по приоритету, по значимости и по уровню сложности усвоения материала - какие курсы по выбору желали бы изучать - список практических навыков – расставить по приоритету, по значимости - предпочитаемые формы обучения, форматы лекций, семинаров («затылочный» метод, предварительное ознакомление с содержанием лекции через сеть и разъяснение ключевых вопросов на лекции и т.п.) - учебный материал, в котором существует потребность - реальное время, необходимое для освоения курса, учебного модуля, как респонденты справляются/справлялись с учебной нагрузкой по курсу, какие формы оценки предпочитают - отношение к карьере вне университетов/академических институтов (список из возможных направлений, желаемый карьерный рост...)
12 Для студентов, выпускников (продолжение) - выбор из списка направлений магистратуры - выбор из предметов, которые хотелось бы изучать в магистратуре в дополнение к имеющимся или вместо имеющихся - выбор из знаний и умений, которые хотелось бы получить в магистратуре (в т.ч. soft skills) - какие биотех-компании, работающие в регионе/стране/мире вам известны, в какие вы пошли бы работать, если бы предложили - желаемые материальные условия для начального уровня - желаемые перспективы роста Для анкетирования Необходимо перед анкетированием подготовить информационные материалы «Болонский процесс и задачи по реформированию биотехнологического образования». Необходимо сформировать список компетенций. Инструменты для анализа ответов на анкеты. Определиться, кто будет статистически обрабатывать данные
13 Компетенции и их приоритетность (на примере проекта Tuning) инструментальные, межличностные и системные Инструментальные компетенции способность к анализу и синтезу; способность к организации и планированию; базовые знания в различных областях; тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; письменная и устная коммуникация на родном языке; знание иностранного языка; элементарные навыки работы на компьютере; навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников); решение задач; принятие решений.
14 Межличностные компетенции способность к критике и самокритике; работа в команде; межличностные навыки; способность работать в междисциплинарной команде; способность общаться со специалистами из других областей; принятие различий и многокультурности; способность работать в международной среде; приверженность этическим ценностям. Системные компетенции способность применять знания на практике; навыки проведения исследований; способность учиться; способность адаптироваться к новым ситуациям; способность порождать новые идеи (креативность); лидерство; понимание культур и обычаев других стран; способность работать самостоятельно; разработка и управление проектами; инициативность и предпринимательский дух; забота о качестве; стремление к успеху.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.