Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww2.rsuh.ru
1 ВУЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ : ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ВУЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ : ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ VI Гуманитарные чтения РГГУ, март 2013 г.
2 Работодатели во ФГОС 4.3. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно - педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей ; К образовательному процессу должно быть привлечено не менее ______ процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
3 Работодатели во ФГОС 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем : - разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей ; - регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности ( стратегии ) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей ;
4 Работодатели во ФГОС 8.4. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее.
5 Алгоритм разработки образовательной программы 1. Определение социального заказа и требований работодателей к выпускникам ( при отсутствии соответствующих профессиональных стандартов ). 2. Формулировка цели ( миссии ) программы и « портрета » выпускника : к каким видам деятельности и к решению каких профессиональных задач будет подготовлен выпускник ? 4. Формулировка компетенций ( общекультурных и профессиональных ), которые должны быть сформированы у студента в процессе обучения. 5. Соотнесение формируемых в процессе подготовки компетенций с результатами обучения по отдельным дисциплинам и модулям образовательной программы.
6 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1024 " Об утверждении Порядка проведения конкурса на установление имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки ( специальностям ) для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с лицензией, предоставленной образовательному учреждению "
7 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N Проведение конкурсного отбора по установлению контрольных цифр приема по направлениям подготовки ( специальностям ) высшего профессионального образования осуществляется в соответствии со следующими показателями деятельности образовательных учреждений за год, предшествующий году, в котором проводится конкурс … - процент выпускников образовательного учреждения, обучавшихся по очной форме обучения, трудоустроившихся по специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения
8 Трудности взаимодействия с работодателем (для фундаментальных гуманитарных направлений подготовки) 1. Подвижность границ « трудоустройства по специальности »: а ) научная работа ; б ) преподавание профессиональных дисциплин ; в ) перевод в профессиональной сфере. « Непрофильная » ( в традиционном понимании ) деятельность поглощает большую часть выпуска : а ) органы управления, культуры и т. п.; б ) средства массовой информации ; в ) коммерческая сфера ( редактирование и перевод юридических и финансовых документов и т. п.).
9 Трудности взаимодействия с работодателем (для фундаментальных гуманитарных направлений подготовки) 2. Трудность « перевода » языка компетенций ( понятных работодателю ) на « язык » учебного плана при : а ) традиционном дисциплинарном формате учебного плана и дисциплинарно - цикловой модели ФГОС ; б ) отечественной традиции гуманитарного образования, ориентированной прежде всего на сообщение выпускнику глубоких профессиональных знаний и широкого культурного кругозора ), а не прикладных навыков. 3. Несформированность объединений работодателей в гуманитарной сфере. 4. Неготовность работодателей к формулированию требований к выпускникам - гуманитариям, в том числе на языке компетенций.
10 Виды деятельности выпускника (ФГОС по направлению подготовки «Филология» ) 4.3. Бакалавр по направлению подготовки Филология готовится к следующим видам профессиональной деятельности : научно - исследовательская в научных и научно - педагогических учреждениях, организациях и подразделениях ; педагогическая в системе среднего общего и среднего специального образования ; прикладная ( например, переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая ) в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации ; в области языковой и социокультурной коммуникации, социально - гуманитарной деятельности ; проектная деятельность в образовательных и культурно - просветительских учреждениях, литературных и литературно - художественных музеях, в социально - педагогической, гуманитарно - организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях ; организационно - управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах.
11 Объекты деятельности выпускника (ФГОС по направлению подготовки «Филология» ) 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки Филология являются : языки ( отечественные и иностранные ) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах ; художественная литература ( отечественная и зарубежная ) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах ; различные типы текстов – письменных, устных и виртуальных ( включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов ); устная и письменная коммуникация.
12 Задачи профессиональной деятельности (ФГОС по направлению подготовки «Филология» ) сбор и обработка ( в том числе организация, переработка, хранение, трансформация и обобщение ) языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий ; создание на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов ( например, устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет ; официально - деловой, публицистический, рекламный текст ); работа с документами в учреждении, организации или на предприятии ; доработка и обработка ( корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование ) различных типов текстов ; подготовка обзоров ; осуществление устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной.
13 Алгоритм взаимодействия вуза и работодателя для гуманитарной сферы 1. Мониторинг трудоустройства выпускников в сферах, заданных ФГОС. 2. Поиск соответствующих объединений работодателей. 3. Корректировка совместно с работодателями задач профессиональной деятельности выпускников, участие в разработке профстандартов. 4. Согласование перечня компетенций ФГОС с работодателями и профстандартами ( при их наличии ). 5. Коррекция вариативной части образовательной программы ( учебного плана ) в соответствии с профессиональными задачами и формируемыми компетенциями выпускника.
14 Рекомендации разработчикам профессиональных стандартов в гуманитарной сфере деятельности Уйти от узко -« должностного » формулирования требований к выпускнику. Характеризовать в как можно более широком наборе и обобщенных формулировках профессиональные задачи, которые должен уметь решать выпускник. Описывать сферу профессиональной деятельности выпускника в терминах базовых компетенций, выражающих суть этой деятельности. Максимально отрешиться от « сиюминутности » в предъявляемых к выпускнику требованиях.
15 ВУЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ : ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ВУЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ : ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ VI Гуманитарные чтения РГГУ, март 2013 г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.