Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsovlicey10.ru
1 Серебряный век русской поэзии
2 Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем Серебряного века. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало Серебряного века пришлось на 90-е годы XIX столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В. Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год время его наивысшего подъема.
3 Одним из первых альтернативных литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и других. Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при помощи образов-символов. При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного творчества в момент ниспосланного ему свыше творческого экстаза. Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене... Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине…
4 Так описывал ощущение зарождения творческой идеи наиболее яркий представитель символизма В. Брюсов. Он сформулировал в своем творчестве идеи этого литературного направления. В стихотворении Юному поэту мы находим такие строки: Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.
5 Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У К. Бальмонта, например, внешний мир существовал лишь для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные переживания: Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество Моя пустынная душа. Это видно и на примере следующих строк, где обращенность Бальмонта к внутреннему миру отражена не только содержанием, но и формой (частое использование местоимения я): Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. В поэзии К.Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания
6 В споре с символизмом родилось новое литературное течение Серебряного века акмеизм. Поэты этого направления Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать. А посредством отображения реальности художник-акмеист становится причастным к ней.
7 Литературное течение акмеизм возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в начале ХХ века «Башню» Вячеслава Иванова год – возникновение литературного объединения «Цех поэтов» в Петербурге. Что можно сказать о названии объединения? Каковы ваши ассоциации со словом «цех»? Литературная группа строилась по модели средневековых мастеровых цехов, синдиками (главами) избраны С. Городецкий и Н. Гумилев, секретарем – А. Ахматова. Членами являлись: Георгий Адамович, Владимир Нарбут, Осип Мандельштам и другие. На одном из собраний «Цеха поэтов» Гумилев и Городецкий провозгласили программу своего литературного направления, которое должно было сменить символизм. Сущность нового течения сводилась к следующему – отказ от мистики символистов, безусловное принятие действительности.
8 Характерно, что наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты – символисты: Михаил Кузмин, Иннокентий Анненский, Александр Блок. Об этом нужно знать, чтобы не думать, что между акмеистами и их предшественниками была большая острота расхождений. Акмеисты наследовали достижения символистов, минуя их крайности год – выход в свет первого номера журнала «Гиперборей», среди авторов – Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Городецкий.
9 Знаете ли вы, кто такие «гипербореи»? Гипербореи – в греческой мифологии – народ, живущий на крайнем севере, «за Бореем», любимый Аполлоном. Гипербореи художественно одарены, их жизнь сопровождается песнями, танцами и музыкой. Таким названием журнала акмеисты подчеркивали свою независимость, индивидуальность. Но уже к началу Первой мировой войны (1914 г.) рамки единой поэтической школы становятся для акмеистов тесны, а их творческие устремления перерастают теоретические установки. Существует мнение, что акмеизм был не столько литературным течением, сколько группой талантливых и разных поэтов, которых объединяла личная дружба.
10 В творчестве Николая Гумилева мы находим в первую очередь отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. Об этом говорят такие строки: Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
11 Биография Н.С. Гумилева –родился в Кронштате в семье морского врача, Детство прошло в Царском селе – выход первой книги «Путь конквистадоров». Знакомство с А. Горенко (Ахматовой) – окончил гимназию, поездка в Париж, в Сорбонну –вторая книга «Романтические цветы», поездка в Африку и Египет. Учеба в Петербургском университете – сотрудничество с ж. «Аполлон». Сборник «Жемчуга» венчание с Горенко создание «Цеха поэтов» кн. «Чужое небо» добровольцем уходит на фронт сб. «Колчан» кн. «Костер», «Шатер», «Огненный столп» арестован и расстрелян по подозрению в контрреволюционном заговоре
12 Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф". Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелиться только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, как много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
13 Чем стихотворение Жираф отличается от текстов, которые уже обсуждались на уроке? Если оно о любви, то почему называется Жираф? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем над текстом. Каково настроение стихотворения? Можно ли пересказать его сюжет? Где происходит действие? Как оно происходит? Когда происходит действие? Кто ведет повествование? Каким вы представляете его себе? Следующие вопросы запишем в тетрадь, оставляя место для ответов и оформив работу в виде таблицы, которая поможет при выполнении письменного домашнего задания. Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе? Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова. Приведите примеры звукописи. Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики. Как выражается художественное пространство?
14 1913 год – выход статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» в журнале «Аполлон», которая стала манифестом новой школы. Отношение к поэзии: с самого начала к поэзии был взят подход, как к ремеслу. Н. Гумилев, например, считал, что любой знающий культурный человек может стать поэтом. Детально разработанной эстетической программы акмеизм так и не выдвинул. «Преодоление» символизма происходило в основном на уровне поэтики, нежели на идейном: - очищение слова от наносных смыслов, - отказ от эффектных рифм, - точность поэтического образа, - четкость композиции. Для акмеистов роза, лилия – это цветы, и только. Такая реалистичность вовсе не означала, что акмеизм отказывался от духовных поисков. Напротив, высшей духовной ценностью объявляется культура (возвращение к эпиграфу). Акмеизм опирался на самые разные культурные традиции. Это и мифологические сюжеты, образы живописи, графики, архитектуры. Ориентирами были культуры: Древности (Греция, Рим), Средневековья, Раннего Возрождения, а также русская классика «золотого века».
15 Стихотворение Николая Степановича Гумилева «Жираф» История создания 1907 год, вторая книга стихов «Романтические стихи», опубликованную после посещения Африки. Жанрстихотворение Тема стихотворенияТема любви СюжетСюжетное, действие происходит сегодня НастроениеГрустное, тревожное Лирический геройРомантичный, нежный, терпеливый, мудрый, поэт-мечтатель Композициякольцевая Художественно- выразительные средства Эпитеты: изысканный, волшебный узор; тяжелый туман; Сравнения: подобен цветным парусам корабля; бег плавен, как радостный птичий полет; Олицетворение: узор украшает, видит Земля; Метафора: «прячется в мраморный грот» Лексические средства Синтаксические фигуры Повтор: Я знаю…Я знаю …Ряды однородных членов. Риторический вопрос: Ты плачешь? Деепричастный оборот: «и руки особенно тонки, колени обняв». Рефрен, являющийся лейтмотивом стихотворения: «…Далеко, далеко на озереЧад Изысканный бродит жираф» ЗвукописьЗвонкие согласные( аллитерация) Стихотворный размер Пятистопный амфибрахий, мужская рифма с ударением на последнем слоге Место и роль произведения в контексте творчества поэта До конца своей жизни поэт верит в мечту и в вечные идеалы добра, чести, достоинства. И остается верен себе до последних минут жизни, как тот «изысканный жираф», что бродит « на озере Чад»
16 Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности. К миру прекрасного приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями XX века. По словам О. Мандельштама, Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века. И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви. Как я знаю эти упорные Несытые взгляды твои!
17 Пришедшее на смену акмеизму новое литературное течение Серебряного века футуризм отличалось агрессивной оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков. Первый сборник футуристов назывался Пощечина общественному вкусу. С футуризмом было связано раннее творчество Владимира Маяковского. В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении Ночь Маяковский использует неожиданное сравнение. У поэта освещенные окна ночного города вызывают ассоциацию с веером карт. В представлении читателя возникает образ города-игрока: Багровый и белый отброшен и скомкан, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладоням сбежавшихся окон Раздали горящие желтые карты. Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего. Поэзия Серебряного века открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами Серебряного века новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.
18 Литературные направления Серебряного века. направление символизмакмеизмфутуризм представителиСтаршие: Д.Мережковский, К. Бальмонт В.Брюсов З.Гиппиус Ф.Сологуб Ин.Анненский М.Кузмин Младосимволисты: Вяч. Иванов А.Белый А.Блок Н.Гумилев А.Ахматова О.Мандельштам Георгий Адамович С.Городецкий Вл. Нарбут В.Маяковский В.Каменский В.Хлебников Д.Бурлюк особенности1)чувства и мысли поэта передаются при помощи образов-символов; 2)поэт познает окружающий мир в процессе творчества; 3)сосредоточен на внутреннем мире поэта, частое употребление местоимения «Я» 1) отвергали тягу к неизведанному; 2)проповедовали идею отображения реальной жизни; 3) отказ от мистики; 4) внутренняя сила чувства; 5) исповедь души 1)желание поразить читателя необычностью видения мира; 2)поиск новых форм; 3)противостояние классической поэзии; 4)эпатажность, вызов
19 1910 – «Башня» Вяч.Иванов(символист) 1911 – «Цех поэтов»(Городецкий, Гумилев)-акмеисты 1912 – ж. «Гиперборей»(акмеисты) 1913 – ж. «Аполлон». Ст.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»: 1) любой культурный человек может стать поэтом; 2) очищение слова от наносных смыслов; 3) отказ от эффектных рифм; 4) точность поэтического образа и четкость композиции; 5) акмеизм опирался на разные культурные традиции Манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу» «будетляне»- так называли себя футуристы
20 Группы футуристов: «Гилея» - кубофутуристы (Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников, В. Каменский); Эгофутуристы - И.Северянин, И.Игнатьев, В. Гнедов; «Мезонин поэзии» - Р.Ивнев, В.Шершеневич и другие; «Центрифуга» - Б.Пастернак, С.Бобров, Н.Асеев; Художественные группировки 1910 гг. – «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи»; Журналы: «Золотое руно»-ж.символистов; «Аполлон»-акмеистов; «Весы»-символистов, под руководством В.Брюсова «Знание» -издательство, объединившее реалистов XX века; «Бродячая собака» - кабачок, место встреч поэтов, художников и артистов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.