Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемdistant.msu.ru
1 Конкуренция и монополия
2 Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные
3 Конкуренция Конкуренция – это старание получить то, что кто-то другой старается получить в тоже самое время. Конкуренция – особый вид соревнования за увеличение рыночной власти. Главные действующие лица экономической конкуренции – производители Рыночная конкуренция – борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка
4 Характеристики рыночных структур Тип продукта на рынке Число фирм на рынке Наличие входных барьеров Возможность контроля над ценой (рыночная власть) Наличие неценовой конкуренции Наличие информации
5 Типы рыночных структур Модели рынка Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция ОлигополияМонополия
6 Совершенная конкуренция Тип продукта на рынке – однородный Число фирм на рынке – малые размеры и многочисленность субъектов рынка Наличие входных и выходных барьеров отсутствуют Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - фирмы - ценополучатели Наличие неценовой конкуренции (реклама) отсутствует Наличие информации совершенная информация
7 Совершенная конкуренция Тип продукта на рынке – однородный Число фирм на рынке – малые размеры и многочисленность субъектов рынка Наличие входных и выходных барьеров отсутствуют Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - фирмы - ценополучатели Наличие неценовой конкуренции (реклама) отсутствует Наличие информации совершенная информация Примеры рынков совершенной конкуренции Рынок сельхозпродукции Рынок мелких бытовых услуг
8 Условия максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции для того чтобы максимизировать прибыль, фирма должна производить и реализовывать оптимальный объем продукции, который достигается если: –прибыль максимальная (разность между прибылью и общими издержками наибольшая); –предельный доход равен предельным издержкам.
9 Монополистическая конкуренция Тип продукта на рынке – дифференцированный Число фирм на рынке – достаточно много Наличие входных барьеров доступ относительно свободен, барьеры – патенты, лицензии, высокие капитальные затраты Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - небольшая Наличие неценовой конкуренции - значительная, в виде рекламы Наличие информации несовершенная информация
10 Монополистическая конкуренция Тип продукта на рынке – дифференцированный Число фирм на рынке – достаточно много Наличие входных барьеров доступ относительно свободен, барьеры – патенты, лицензии, высокие капитальные затраты Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - небольшая Наличие неценовой конкуренции - значительная, в виде рекламы Наличие информации несовершенная информация Примеры рынков монополистической конкуренции Рынок парикмахерских, юридических, туристических услуг и т.п. Рынок бытовой техники, электроники, парфюмерии, продуктов питания и т.п.
11 Олигополия Тип продукта на рынке – дифференцированный или стандартизированный Число фирм на рынке – небольшое количество крупных фирм Наличие входных барьеров непреодолимы, право собственности на все важнейшие источники ресурсов, исключительное право, полученное от власти, преимущество крупного производства Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - большая Наличие неценовой конкуренции - существует для дифференцированных товаров Наличие информации сокрытие информации
12 Рыночное поведение олигополистов прямой сговор между фирмами по поводу установления цен и объемов продаж (картели, синдикаты, концерны, тресты); "Игра по правилам« - фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам.
13 Олигополия Тип продукта на рынке – дифференцированный или стандартизированный Число фирм на рынке – небольшое количество крупных фирм Наличие входных барьеров непреодолимы, право собственности на все важнейшие источники ресурсов, исключительное право, полученное от власти, преимущество крупного производства Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - большая Наличие неценовой конкуренции - существует для дифференцированных товаров Наличие информации сокрытие информации Примеры рынков олигополии Нефть, сталь, автомобили, сотовая связь и т.п.
14 Монополия Тип продукта на рынке – уникальный Число фирм на рынке – одна Наличие входных барьеров доступ закрыт, право собственности на все важнейшие источники ресурсов, исключительное право, полученное от власти, преимущество крупного производства Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - неограниченная, фирма - ценоискатель Наличие неценовой конкуренции - отсутствует Наличие информации сокрытие информации
15 Монополия Тип продукта на рынке – уникальный Число фирм на рынке – одна Наличие входных барьеров доступ закрыт, право собственности на все важнейшие источники ресурсов, исключительное право, полученное от власти, преимущество крупного производства Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - неограниченная, фирма - ценоискатель Наличие неценовой конкуренции - отсутствует Наличие информации сокрытие информации Примеры монополии Электроэнергетика Единственный стоматологический кабинет на несколько населенных пунктов Естественные монополии – метрополитен, городской водопровод и т.п.
16 Условия максимизации прибыли в условиях монополии Для того чтобы максимизировать прибыль, фирма должна производить и реализовывать оптимальный объем продукции, который определяется покупательской способностью потребителей. Повышение цены приводит к снижению величины спроса, к снижению объема спроса, уменьшению прибыли. Фирма выбирает комбинацию объема предложения и цены, приводящую к максимальной прибыли.
17 Естественные монополии Примеры естественных монополий Метрополитен Городская водопроводная сеть Естественная монополия – отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредотачивается в одной фирме в силу объективных
18 Ценовая дискриминация Примеры ценовой дискриминации Льготный проезд в транспорте для социальных групп населения Скидки на покупку следующей единицы товара Продажа различных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.