Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемpsihfak.files.wordpress.com
1 Тема 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2 Объект психологии развития: - развитие или возрастная изменчивость психических явлений человека -выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды жизни; Задачи психологии развития: - научное обоснование возрастных норм; - прогнозирование развития человека
3 Специфика объекта психологии развития и возрастной психологии 1. Возрастная изменчивость характеризуется разной интенсивностью в зависимости от периода человеческой жизни. 2. Возраст опосредуется всеми другими характеристиками, как биологического, так и социального плана. 3. Возрастные особенности проявляются в единстве с индивидуальной вариативностью психических функций на каждом этапе развития человека.
4 Определение возраста (по Б.Г. Ананьеву): «Возраст – это суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно- психического созревания, зрелости или старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общеэкономического, культурного, идеологического и социально-психологического развития человека в конкретных исторических условиях».
5 Интегральный подход в возрастной психологии - объединение отдельных фаз и периодов жизни человека в целостный жизненный цикл Аспекты возрастной динамики психики - биосоциальный; - хронологический; - структурно-динамический; - каузальный.
6 Онтологический, биосоциальный аспект - объект психологии развития и возрастной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека.
7 Хронологический аспект - психическая эволюция характеризуется как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека. Макрохронологический подход направлен на рассмотрение предельных границ существования человека в процессе становления человечества как вида по параметру длительности, средней и максимальной продолжительности жизни.
8 Микровозрастной анализ позволяет выявить возрастную динамику отдельных психических образований на основе изучения микровозрастных сдвигов, их показателей в различные отрезки времени и на протяжении всего жизненного цикла. Среднехронологический подход рассматривает стадиальность развития отдельных функций и периодизацию жизненного цикла человека.
9 Структурно-динамический аспект дает возможность определить возрастную динамику психических явлений с точки зрения дифференцированности и степениинтеграции отдельных функций, свойств, процессов. При таком анализе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и происходят качественные преобразования в возрастной динамике психики.
10 Казуальный аспект предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов (наследственности, среды, активности), движущих сил, условий и механизмов развития человека (социальной ситуации развития, ведущей деятельности, кризисов развития, психологических новообразований).
11 Классификация методов, включающая полный цикл исследования - организационные методы; -эмпирические методы; - обрабатывающие методы; - интерпретационные методы
12 Практическая потребность психологии развития и возрастной психологии состоит в управлении ресурсами и резервами человека. Значимыми становятся задачи научного обоснования профессионального отбора и профессиональной ориентации и переориентации на разных возрастных ступенях, обучение детей и взрослых, переобучение и улучшение профессиональной подготовки в зрелые годы жизни.
13 Практическая потребность психологии развития и возрастной психологии состоит в управлении ресурсами и резервами человека. Современное общество заинтересовано в выявлении «психических ресурсов» и повышения уровня творческого потенциала и работоспособности человека на протяжении всей его жизни.
14 Тема 2 ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
15 Основная черта периода новорожденности - это переходность, которая проявляется на всех уровнях развития: соматическом, рефлекторном, сенсорном, моторном.
16 Соматический уровень переходности происходящие физиологические или адаптивные сдвиги выражаются в частоте пульса, составляющем 120–150 ударов в минуту, в появлении «желтушности» кожных покровов, связанной с гемолизом эритроцитов и распадом эмбрионного гемоглобина, аллергическом катаре кожи слизистых, изменениях в метаболизме, потере в весе.
17 Рефлекторный уровень переходности Сенсорный уровень переходности Моторный уровень переходности
18 Комплекс оживления - эмоционально положительная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в зрительном сосредоточении на лице взрослого, улыбке, двигательной активности. - первый специфический поведенческий акт младенца, являющийся определяющим для всего последующего развития.
19 Благодаря комплексу оживления активизируются все физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение), повышается общая активность, налаживается работа мышц – разгибателей, что в свою очередь благоприятствует развитию движений рук, активности в познании мира. Голосовые реакции, возникающие в составе комплекса оживления, служат подготовительным этапом развития речи.
20 Основные характеристики периода новорожденности 1) начинает реализовываться наследственная программа, путь развития – естественный; 2) уровень регулирования психической деятельности – сенсорный; 3) первый переходный период, адаптационный период;
21 Основные характеристики периода новорожденности 4) идет развитие сенсорных систем, моторики, на их основе развивается перцепция и осуществляется все последующее психическое развитие ребенка; 5) формируется готовность к последующей социализации; 6) незавершенность механизмов психического развития обеспечивает его развитие в дальнейшем.
22 Тема 3 МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД
23 Физическое развитие Линии (направления) моторного развития: формирование движений глаз, формирование движений руки, развитие общих локомоций (общих движений). Развитие моторики подчинено как общим законам онтогенеза, так и собственным специфическим законам: цефало-каудальному и проксимо-дистальному. Моторное развитие
24 Развитие перцепции Развитие мышления Предречевое развитие
25 Тема 4 ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
26 Физическое и моторное развитие Перцепция Мышление
27 Память характеризуется пластичностью, легкостью запечлевания - зрительно-пространственная память, - образная память, - вербальная память
28 Внимание - характеризуется кратковременностью, слабой сосредоточенностью; - постоянно колеблется, носит непроизвольный характер; - объем внимания узкий; - уровень устойчивости внимания низкий.
29 Речь Общие и специальные предпосылки: 1) весь естественный путь развития психических функций в период младенчества; 2) наличие предметной деятельности ребенка; 3) наличие невербального уровня общения в младенческом периоде; 4) наличие языковой, социальной среды общения;
30 Речь Общие и специальные предпосылки: 5) наследственная предрасположенность к овладению речью (сформированный артикуляционный аппарат); 6) наличие предречевого развития (интонации и псевдослова); 7) параллельное развитие трех уровней формирования речи.
31 Развитие речи в преддошкольном периоде реализуется по двум направлениям: - понимание, - произношение. Развитие произношения идет по трем уровням: - фонемному, - словообразовательному, - синтаксическому.
32 Основные черты преддошкольного периода 1)это критический период, так как создаются предпосылки для последующей социализации ребенка; 2)переходный период – с естественного пути развития на социальный; 3)ребенок овладевает речью – основным механизмом социализации;
33 Основные черты преддошкольного периода 4)это период перцептивной регуляции психической деятельности ребенка; 5)более продолжительный период развития.
34 Тема 5 ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
35 «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием. Ребенок усваивает основы нравственности, учиться общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, у него появляется способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, по-своему видеть и понимать жизнь.
36 Дошкольный период сензитивный для формирования у ребенка самых общих способностей, которые необходимы человеку в любом виде деятельности. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.
37 Появление новообразований обусловлено многими факторами: речью, общением с взрослыми и сверстниками, различными формами познания, включением в различные виды деятельности – игровую, продуктивную, бытовую.
38 Личность - общения, - познания, - деятельности, в том числе её структурные элементы (характер, интересы и др.) Субъекты - основные компоненты (способности и склонности).
39 Физическое и моторное развитие Перцепция Мышление
40 Память Два основных функциональных уровня памяти К первичному уровню относится узнавание, которое в дошкольном возрасте продолжает интенсивно расти и появляется более сложный уровень – воспроизведение.
41 Собственно психологические эффекты социализации - произвольность, - вербальность, - опосредованность.
42 Внимание - переход к произвольному вниманию; - формируется устойчивость и переключение внимания; - увеличивается объем внимания.
43 Речь Этапы развития речи: 1) ситуативная речь; 2) контекстная речь; 3) объяснительная речь. Расширение словарного запаса Овладение грамматическим строем, культурой речи Развитие фонематического слуха
44 Личностное развитие Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
45 Тема 6 МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
46 Физическое и моторное развитие Перцепция
47 Внимание - непроизвольность; - лёгкая переключаемость; - незначительный объем. - отвлекаемость; Не умеют направлять свое внимание на главное.
48 Память Прогрессивное развитие кратковременной и долговременной памяти. Показатель успешности вербальной памяти увеличивается, в то время как продуктивность образной носит стабильный характер. Смысловая память. Произвольный характер памяти.
49 Речь Личностное развитие Мышление
50 1)для развития произвольности психических процессов; Младший школьный возраст является сензитивным для: 2)формирования внутреннего плана действий; 3)рефлексии способов своего поведения; 4)формирования потребности в активной деятельности; 5)овладения учебными умениями и навыками.
51 Тема 7 ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД
52 Физическое развитие Познавательное развитие Мышление
53 Внимание характеризуется: - большим объёмом, - избирательностью, связанной с интересами подростка - устойчивостью, Вниманию свойственны произвольность и подконтрольность. Возрастает продуктивность всех свойств внимания в этот период.
54 Память Характер памяти: - организованный, - регулируемый и управляемый. Растет продуктивность вербальной памяти, а образной снижается. Увеличивается объем памяти за счет логического осмысливания материала..
55 Интеллект Интеллектуальное развитие подростков от 11 до 14 лет Тенденция повышения уровневых показателей вербального и невербального компонентов интеллекта (за исключением показателя обобщения и показателя индуктивного мышления, которые прогрессивно растут до 13 лет, затем в интервале от 13 до 14 лет происходит их снижение).
56 Интеллект Интеллектуальное развитие подростков от 11 до 14 лет В возрасте 11–12 лет отмечается преобладание невербального интеллекта по сравнению с вербальным. В 13–14 лет разница между уровнями вербального и невербального интеллекта несущественна.
57 Интеллект Интеллектуальное развитие подростков от 11 до 14 лет Наиболее высокий темп интеллектуального развития приходится на период от 12 до 13 лет (по большинству показателей отмечается максимальный прирост).
58 Интеллект Интеллектуальное развитие подростков от 11 до 14 лет Периодом замедления в интеллектуальном развитии можно считать возрастной интервал от 13 до 14 лет. (в этот период наблюдается минимальное приращение интеллектуальных показателей и даже отмеченный выше спад).
59 Личностное развитие Личностное развитие девочек от 11 до 14 лет характеризуется: - замкнутостью, - обособленностью, - эмоциональной неустойчивостью, - робостью, - напряжённостью.
60 Личностное развитие Также у 11- и 12-летних девочек наблюдаются: - послушность, - зависимость, - тревожность, - озабоченность.
61 Личностное развитие У девочек в 13 лет проявляются: - реактивность, - несдержанность, - низкий самоконтроль. Им свойственно чувство независимости, самостоятельности. Проявление этих качеств отмечается также и в 14 лет.
62 Личностное развитие Личностное развитие мальчиков от 11 до 14 лет характеризуется: - отсутствием явной личностной динамики, - реальной, адекватной самооценкой. В период от 11 до 13 лет отмечается структурообразование личностных показателей. В 14 лет – расструктурирование.
63 1)сознательной регуляции своих поступков; Подростковый период является сензитивным для: 2)формирования умения учитывать чувства, интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения; 3)появления идеалов взрослого мужчины, взрослой женщины.
64 Тема 8 ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
65 Физическое развитие Личностное развитие
66 Интеллектуальное развитие Умственные способности сформированы, идет их совершенствование, качественное преобразование. Юноши и девушки мыслят понятиями, пользуются различными мыслительными операциями, рассуждают, логически запоминают. Качественные изменения в операциях сравнения, обобщения на основе абстрактного материала, способности выделять существенное.
67 Тема 9 ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
68 Развитие психофизиологических функций Качественные характеристики: - повышение функционального уровня, т.е. положительный сдвиг; - понижение функционального уровня, т.е. отрицательный сдвиг. - период стабилизации;
69 Развитие психофизиологических функций Меньше всего периодов стабилизации отмечается в психофизических характеристиках (насыщение крови кислородом, теплообразование и т.п.) и психомоторных. Затем следуют сенсорно-перцептивные функции: память, внимание, мышление, и наиболее длинные периоды стабилизации отмечаются в характеристиках интеллекта.
70 Память Периоды: 1) 18–25 лет – функция носит выраженный колебательный характер, особенно образный компонент; Внимание 2) 26–40 лет – повышение функциональных характеристик и затем гетерохронный спад. Сензитивные периоды в развитии памяти: 19, 23, 24, 30 лет.
71 Подъему мышления предшествует подъем памяти: 1) 18–26 лет – колебательный характер; Мышление 2) после 26лет – подъём показателей функции. Сензитивные периоды в развитии мышления: 20, 23, 25, 30, 32 года. Личностное развитие
72 Микровозрастной анализ показал, что в развитии этой функции наблюдаются два периода: 1) 18–25 лет – максимально колебательный характер; Интеллект 2) 26–35 лет – период относительной стабильности. Факторы, влияющие на развитие интеллекта: - образование, - одарённость, - профессиональная деятельность.
73 Критические периоды в развитии интеллектуальных функций в период взрослости: 1) 18 лет – функции по большинству порогов ниже, чем в 17 лет; Интеллект 2) 20 лет – снижение интеллекта, памяти, внимания; 3) 25 лет – снижение памяти, внимания, вербального интеллекта; 4) 31 год – снижение памяти, внимания, мышления, вербального интеллекта.
74 Тема 10 ПЕРИОД СТАРЕНИЯ
75 По данным ООН в 1950 г. показатель среднего возраста жителя планеты составлял 23,6 года, Феномен постарения населения в 2000 г. он вырос до 26,4, к 2050 г. достигнет 37 лет. Сейчас наша страна, наравне с Германией, занимает 5 место в мире – после Китая, США, Индии и Японии – по количеству людей в возрасте 80 лет и старше.
76 Итоги всероссийской переписи 2002 г. - среднестатистический российский мужчина доживает до 59 лет, - женщина – до 72 лет. Доля пожилого населения составила 18,7 %, (причем отмечается тенденция роста этого показателя) Средний возраст жителей нашей страны составил 37,7 года (увеличился на 3 года по сравнению с переписью 1989 г.).
77 1) предпенсионный возраст лет, Периодизация периода старения (по Д.Б. Бромлей) 2)старение (удаление от дел) лет, 3) старость - свыше 70 лет, 4) дряхлость, болезненная старость и смерть (максимум около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы).
78 1) пожилой возраст: Международная классификация 2)старческий лет, 3) долгожители - 90 лет и старше. мужчины года, женщины года,
79 Теории старения Старение сенсорно-перцетивных функций Старение интеллектуальных функций
80 Главным эффектом активизации является усиление действия закона гетерохронности. Факторы, обеспечивающие сохранность, работоспособность Определенной системой тренировок можно оптимизировать функции дыхания, кровообращения и мышечную работо- способность у лиц пожилого возраста.
81 Факторы, обеспечивающие сохранность, работоспособность Речевой фактор Экологический фактор Биологический фактор Генетический фактор Профессиональный фактор Личностный фактор
82 Развитие личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Творческая деятельность человека Период геронтогенеза – итог всего жизненного пути человека как индивида, личности и субъекта деятельности.
83 Развитие личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Активному долголетию пожилого человека способствует развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. Огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.
84 Тема 11 ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
85 Тема 12 ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
86 Тема 13 СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
87 Тема 14 ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.