Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемweb-local.rudn.ru
1 Управленческая экономика Рыночные структуры несовершенной конкуренции
2 I.Монополия II.Монополистическое поведение
3 4.1. Монополия 1.Условия возникновения и существования монополии 2.Выбор монополиста, максимизирующего прибыль 3.Монополия с несколькими заводами 4.Монополия и общественная эффективность 5.Естественная монополия
4 4.1.1 Условия возникновения и существования монополии Юридические входные барьеры – патентная монополия, лицензирование видов деятельности, внешнеторговые барьеры. Технологические входные барьеры – технологии производства, характеризующиеся достижением значительной экономии на масштабе лишь при больших объемах выпуска, так что выпуск в размере отраслевого спроса может с наименьшими издержками производиться одной крупной фирмой. Стратегические входные барьеры – плод поведения самих монополистов (например, в сфере ценообразования), направленного на сознательное недопущение потенциальных конкурентов в отрасль.
5 4.1. Монополия 1.Условия возникновения и существования монополии 2.Выбор монополиста, максимизирующего прибыль 3.Монополия с несколькими заводами 4.Монополия и общественная эффективность 5.Естественная монополия
6 Необходимое условие максимизации прибыли: Достаточное условие максимизации прибыли: Выбор монополиста, максимизирующего прибыль
7 Предельный доход: Для фирмы-ценополучателя: Для фирмы, обладающей монопольной властью: Выбор монополиста, максимизирующего прибыль
8 Предельный доход: Для фирмы, максимизирующей прибыль: Индекс Лернера: Выбор монополиста, максимизирующего прибыль
9 B Q Рисунок 4.1 Случай положительной прибыли D C A 0 E MC=MR PMPM QMQM MR SMC SATC P Выбор монополиста, максимизирующего прибыль
10 Q Рисунок 4.2 Случай закрытия D C 0 E Q1Q1 MR SMC SAVC P Q2Q Выбор монополиста, максимизирующего прибыль
11 Q Рисунок 4.3 Отсутствие кривой предложения I D1D1 0 E MR 1 SMC P Q D2D2 MR 2 P2P2 P1P Выбор монополиста, максимизирующего прибыль
12 Q Рисунок 4.4 Отсутствие кривой предложения II D1D1 0 MR 1 SMC P Q2Q2 D2D2 MR 2 P Q1Q1 B A Выбор монополиста, максимизирующего прибыль
13 Q Рисунок 4.5 Выбор монополиста в длительном периоде D 0 MR SMC P P Q B A LMC LAC SAC C E F G Выбор монополиста, максимизирующего прибыль
14 4.1. Монополия 1.Условия возникновения и существования монополии 2.Выбор монополиста, максимизирующего прибыль 3.Монополия с несколькими заводами 4.Монополия и общественная эффективность 5.Естественная монополия
15 F Монополия с несколькими заводами P P P Q P*P* q1q1 q2q2 Q=q 1 +q 2 E C MC 2 D MC=MC 1 +MC 2 AC 2 Рисунок 4.6 Выбор монополиста с несколькими заводами MR E P*P* P*P* G H e2e2 AC 1 MC 1 e1e1 A B
16 Функция рыночного спроса монополиста: Функции общих издержек: Прибыль монополиста: Монополия с несколькими заводами
17 Условия максимизации прибыли первого порядка: Или: Монополия с несколькими заводами
18 Так как: Условия максимизации прибыли второго порядка: Монополия с несколькими заводами
19 4.1. Монополия 1.Условия возникновения и существования монополии 2.Выбор монополиста, максимизирующего прибыль 3.Монополия с несколькими заводами 4.Монополия и общественная эффективность 5.Естественная монополия
20 Q Рисунок 4.7 Социальные издержки монополии D 0 E Монополия и общественная эффективность Q*CQ*C MR P Q*MQ*M LMC=LAC B A P*CP*C P*MP*M C
21 Q Рисунок 4.8 Потоварный налог и выбор монополиста D 0 E QtMQtM MR P QMQM LMC C M A N PMPM PtMPtM MtMt LMC t t L K EtEt Монополия и общественная эффективность
22 Q Рисунок 4.9 Контроль над монопольной ценой D 0 Q*MQ*M MR P Q1Q1 C A P1P1 P*MP*M M B SMC SATC QCQC PCPC E Монополия и общественная эффективность
23 Q Рисунок 4.10 Влияние импортных квот на монополиста D 0 Q*Q* MR P Q C A P F B MC Q0Q0 P0P0 E0E0 D D SiSi D Монополия и общественная эффективность
24 4.1. Монополия 1.Условия возникновения и существования монополии 2.Выбор монополиста, максимизирующего прибыль 3.Монополия с несколькими заводами 4.Монополия и общественная эффективность 5.Естественная монополия
25 Q Рисунок 4.11 Естественная монополия и ее регулирование Естественная монополия Q*MQ*M MR P Q2RQ2R A P*MP*M F B LMC Q1RQ1R P1RP1R M D H D LAC P2RP2R C L
26 Ограничение нормы доходности монополиста: Или: При постоянном выпуске, ценах на труд и капитал задача монополиста: При Естественная монополия
27 L Рисунок 4.12 Регулирование нормы доходности монополии 0 TC 0 K E1RE1R E0E0 R R L1L1 TC 1 L0L0 K0K0 K1K Естественная монополия
28 Правило Рэмси – цены регулируемой многопродуктовой монополии должны устанавливаться на уровне, соответствующем сокращению выпусков каждого из товаров в одинаковой пропорции по сравнению с гипотетическими уровнями, отвечающими условию равенства цен предельным издержкам Естественная монополия
29 Q Рисунок 4.13 Ценообразование по Рэмси 0 L P W MC=с 1 =с 2 Q 1= Q 2 D1D1 P1P1 P2P Естественная монополия D2D2
30 4.2. Монополистическое поведение 1.Понятие ценовой дискриминации 2.Ценовая дискриминация первой степени 3.Ценовая дискриминация второй степени 4.Ценовая дискриминация третьей степени 5.Ценообразование по схеме двойного тарифа 6.Ценообразование по принципу «издержки плюс» 7.Продажа товаров наборами
31 4.2.1 Понятие ценовой дискриминации Ценовая дискриминация – продажа одинаковых благ разным покупателям (группам покупателей) по различным ценам, при условии, что различия в ценах не вызваны различиями издержек на производство и реализацию благ. Ценовая дискриминация возможна только на рынках с несовершенной конкуренцией.
32 Условия проведения ценовой дискриминации: На рынке должна быть исключена или существенно ограниченна возможность перепродажи благ (арбитража). Продавец должен различать покупателей с разной готовностью платить, или с разной эластичностью спроса Понятие ценовой дискриминации
33 4.2. Монополистическое поведение 1.Понятие ценовой дискриминации 2.Ценовая дискриминация первой степени 3.Ценовая дискриминация второй степени 4.Ценовая дискриминация третьей степени 5.Ценообразование по схеме двойного тарифа 6.Ценообразование по принципу «издержки плюс» 7.Продажа товаров наборами
34 4.2.2 Ценовая дискриминация первой степени Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) – ситуация, когда продавец продает товар каждому покупателю по резервной цене последнего. Резервная цена – максимальная цена, которую покупатель может заплатить за данную единицу продукции.
35 Q Рисунок 4.14 Ценовая дискриминация первой степени и ступенчатая кривая спроса P4P4 0 A1A1 MC P A2A2 A3A3 A4A4 A P2P2 P3P3 P1P1 P5P Ценовая дискриминация первой степени
36 Q0 E MC P QMQM D MR PMPM PCPC Рисунок 4.15 Ценовая дискриминация первой степени и гладкая кривая спроса B C QCQC A Ценовая дискриминация первой степени
37 4.2. Монополистическое поведение 1.Понятие ценовой дискриминации 2.Ценовая дискриминация первой степени 3.Ценовая дискриминация второй степени 4.Ценовая дискриминация третьей степени 5.Ценообразование по схеме двойного тарифа 6.Ценообразование по принципу «издержки плюс» 7.Продажа товаров наборами
38 4.2.3 Ценовая дискриминация второй степени Ценовая дискриминация второй степени – цены одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от назначаемых фирмой условий продаж: По объему потребления По категориям товаров и условиям покупки По времени
39 Q0 E MC P Q1Q1 D2D2 MR 1 P2P2 P1P Ценовая дискриминация второй степени Рисунок 4.16 Ценовая дискриминация второй степени B D1D1 Q2Q2 A MR 2 С D3D3 PMPM F
40 4.2.3 Ценовая дискриминация второй степени Ограничение при проведении ценовой дискриминации второй степени – сочетания «цена – условия продажи» должны быть такими, чтобы обеспечивать покупателям с более высоким и менее эластичным спросом избыток потребителя при покупке по высоким ценам по крайней мере не меньший, чем при покупке по низким ценам.
41 4.2. Монополистическое поведение 1.Понятие ценовой дискриминации 2.Ценовая дискриминация первой степени 3.Ценовая дискриминация второй степени 4.Ценовая дискриминация третьей степени 5.Ценообразование по схеме двойного тарифа 6.Ценообразование по принципу «издержки плюс» 7.Продажа товаров наборами
42 4.2.4 Ценовая дискриминация третьей степени Ценовая дискриминация третьей степени – устанавливаются различные цены на разных сегментах рынка, при этом данные сегменты изолированы друг от друга: Разделение покупателей по объективному критерию Самоотбор покупателей Межрегиональные различия цен Межвременные различия цен
43 F P P P Q PRPR QRQR QFQF QΣQΣ N R DΣDΣ MR Σ Рисунок 4.17 Выбор монополиста при ценовой дискриминации третьей степени MC E PFPF PΣPΣ B H MR R A G Ценовая дискриминация третьей степени DRDR MR F DFDF L M S C
44 Цель дискриминирующего монополиста: Условия первого порядка: Ценовая дискриминация третьей степени
45 Так как: Ценовая дискриминация третьей степени
46 Так как: Откуда: Ценовая дискриминация третьей степени
47 4.2. Монополистическое поведение 1.Понятие ценовой дискриминации 2.Ценовая дискриминация первой степени 3.Ценовая дискриминация второй степени 4.Ценовая дискриминация третьей степени 5.Ценообразование по схеме двойного тарифа 6.Ценообразование по принципу «издержки плюс» 7.Продажа товаров наборами
48 Q0 MC P D1D1 D2D2 P*P* Рисунок 4.18 Двухэтапная оплата, если на рынке два потребителя Q2Q2 A Ценообразование по схеме двойного тарифа B Q1Q1 C E F
49 4.2. Монополистическое поведение 1.Понятие ценовой дискриминации 2.Ценовая дискриминация первой степени 3.Ценовая дискриминация второй степени 4.Ценовая дискриминация третьей степени 5.Ценообразование по схеме двойного тарифа 6.Ценообразование по принципу «издержки плюс» 7.Продажа товаров наборами
50 Ценообразование по принципу «издержки плюс» как прокси оптимального выбора монополиста: Откуда: Ценообразование по принципу «издержки плюс»
51 4.2. Монополистическое поведение 1.Понятие ценовой дискриминации 2.Ценовая дискриминация первой степени 3.Ценовая дискриминация второй степени 4.Ценовая дискриминация третьей степени 5.Ценообразование по схеме двойного тарифа 6.Ценообразование по принципу «издержки плюс» 7.Продажа товаров наборами
52 4.2.7 Продажа товаров наборами Покупатель 1 Покупатель 2 Товар Товар
53 r2r2 0 r1r1 P1P1 Рисунок 4.19 Резервные цены покупателей и продажи товаров наборами P2P Продажа товаров наборами Покупатели, которые не купят ни один из товаров Покупатели, которые не купят товар 2, но купят товар 1 Покупатели, которые купят оба товара Покупатели, которые не купят товар 1, но купят товар 2
54 Смешанные продажи наборами – монополист предлагает потребителю выбор: купить товар в наборе, или отдельно Условие, при котором потребитель предпочтет купить только товар 1 (а не набор): Или Продажа товаров наборами
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.