Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkosmakova.my-irk.ru
1 МБОУ г. Иркутска СОШ 23 Культура речи в образовательном пространстве школы
2 Муниципальное общеобразовательное учреждение МБОУ г. Иркутска СОШ 23 является образовательным учреждением- лабораторией по теме мультипроекта «Единое воспитательное пространство Иркутской области как фактор развития личности школьника»
3 «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей через посредство отечественного языка…» К.Д. Ушинский Школа русской культуры- это школа патриотической русской литературы и полноценной истории России, национальных традиций.
4 Модель культурно-образовательной системы как полифункционального, многопрофильного, разноуровнего образовательного учреждения, органически сочетающего базовое, дополнительное и общее образование, оптимизирующего образовательный процесс, повышающего в нём роль воспитательного фактора.
5 Педагогические условия построения школы русской культуры: Новая позиция педагога – носитель и субъект культуры; Новое содержание образования – вариативность в контексте русской культуры По-новому-организованный процесс – целостный образовательный процесс – поле культурных практик Новое оформление пространства – культурная среда - уклад Новое управление – самоуправление - новая корпоративная культура
6 К основным угрозам для русского языка на территории Российской Федерации, относят: – наводнение устной и письменной речи американизмами, гибридными англо-русскими сочетаниями и кальками, используемыми не только в рекламе, названия торговых предприятий, бытовом и профессиональном общении, текстах СМИ, но и в официальных выступлениях общественных и политических деятелей, дикторов телевидения, научной литературе и проч.; – криминализацию русской речи, ее перенасыщение жаргонными выражениями, характерными для представителей криминального мира (слова «наезды», «разборки» и др. широко используются как представителями молодежи, так и старшего поколения, они часто встречаются в речи официальных лиц; нецензурная лексика становится модной не только в бытовом и он-лайн общении, но все чаще звучит со сцен театров); – повсеместное снижение уровня грамотности и речевой культуры населения (особенно молодежи), связанное с ухудшением преподавания русского языка в школах и уменьшением количества часов на его изучение
7 Нормативно-правовая база Постановление Правительства РФ от N 492 "О федеральной целевой программе "Русский язык" на годы." МО и науки России. Приказ N 195 от 08 июня 2009 г. « Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации». Минобрнауки России. ПРИКАЗ N 401 от 29 декабря 2008 г. «Об утверждении списка высших учебных заведений и иных организаций, которыми проводится экспертиза грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литера-турного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации»
8 Нормативно-правовая база Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации». Распоряжение Администрации Президента Российской Федерации от 17 августа 1995 г «О написании названий государств – бывших республик СССР и их столиц» Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». Этот Закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории РФ, обеспечение права граждан РФ на пользование государственным языком РФ, защиту и развитие языковой культуры.
9 Статья 4. Защита и поддержка государственного языка Российской Федерации В целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции: 1) обеспечивают функционирование государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации; 2) разрабатывают и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, разрабатывают и реализуют направленные на защиту и поддержку государственного языка Российской Федерации соответствующие федеральные целевые программы; 3) принимают меры, направленные на обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации; 4) принимают меры по совершенствованию системы образования и системы подготовки специалистов в области русского языка и преподавателей русского языка как иностранного языка, а также осуществляют подготовку научно-педагогических кадров для образовательных учреждений с обучением на русском языке за пределами РФ;
10 Факультативнные курсы «Основы русской словесности», «Русский язык СМИ», «Культура русской речи», «Риторика» (сквозной курс, изучается в школе со 2 класса), «Говорим и пишем правильно», «Текстоведение».
11 СПАСИТЕ НАШИ УШИ! УЛЫБНИТЕСЬ, КОЛЛЕГИ! Возражая, старайтесь использовать корректные речевые обороты: - Я в целом разделяю ваше мнение, но… - Вы правы, но не во всем… - Очень бы хотелось с вами согласиться, но… - Позвольте возразить… - Я бы этого не сказал… - Я бы это не стал утверждать так уверенно… - Верно, но нужны некоторые уточнения… - Безусловно, но из ваших аргументов это не следует… Заявления, докладные, служебные записки – это деловые бумаги. Старайтесь исключать эмоционально-оценочные суждения типа «это стоило мне жизни», «до каких пор меня будут гнобить» и т.п.
12 Узелок на память! Пишутся так (из активного словаря классного руководителя): без спросу, без разбору, вблизи, вдалеке, вдогонку, в заключение, вкрутую, в насмешку,, впоследствии, вполоборота,, вправе, впросак, в сердцах, в целом, замужем, исподлобья, наперекор, поодиночке, невзначай, подчистую, позавчера, по памяти, чересчур. Произносите правильно: Их ( а не «ихними» ), он хочет, они хотят (а не «хотит», «хочут»), звонит (а не звонит), двумстам учащимся (а не «двустам»), средства (а не «средства»), начатый (а не «начатый»).
14 Речевая культура продавцов и покупателей Цель проекта: Изучить уровень речевой культуры продавцов и покупателей продуктовых магазинов; Привлечь внимание окружающих к исследуемой проблеме.
16 Краткое описание проведенного исследования Мы заранее договорились с продавцами магазина «Янта» о том, чтобы они разрешили нам провести исследование в магазине. А в магазине «Продукты» мы специально не стали сообщать продавцам о нашей работе. Но после исследования мы все же рассказали продавцам о проведенной работе. Наше исследование заключалось в том, что мы стояли в 5-6 метрах от кассы магазина и наблюдали, как общаются продавцы с покупателями. Некоторые ответы мы записывали в специальные бланки. Исследование проводили в течение 3-х дней, в среднем по 2 часа в день.
17 К сожалению, многие покупатели и продавцы допускают в речи ошибки, например: - считается как лучший чай (считается лучшим чаем) - оплачивать за хлеб (вместо: заплатить) - более хуже (вместо: еще хуже) - егошний, ихний - не хватает двести рублей (двухсот) - много время ( времени) - нет конфетов (нет конфет) - килограмм вафлей (вафель)
18 Стилистически нейтральные слова заменяют просторечнымы, употребляют жаргоны: - Большеватый – вместо великоватый - Маманя – мамочка - Мужик – муж - Жратва – еда - По-быстрому - быстренько, быстро - Зараз – сразу - Сколько много - так много - По ходу - похоже
19 Орфоэпические ошибки: - Алкоголь (алкогОль) - дОговор (договОр) - вы правЫ (вы прАвы) - свеклА (cвЁкла) - твОрог (твoрОг) - кухОнный (кУхонный) - тортЫ (ТОрты)
20 В целом, по нашему мнению, продавцы и покупатели общались вежливо. Мы не наблюдали конфликтов, не услышали грубых и нецензурных слов. В том магазине, в котором мы не сообщали продавцам о нашей работе, их речь была менее вежливой, и речевых ошибок они допускали больше, чем в магазине, в котором продавцы знали о нашем исследовании. Продавец магазина «Янта»:
21 Затем, после проведенного исследования, мы составили статистику типов ошибок в речи продавцов и покупателей: Орфоэпические ошибки – 40 % от всех ошибок; Грамматические – 20 % от всех ошибок; Употребление лишнего слова (плеоназм) – 5 %; Нарушение лексической сочетаемости – 15 % Неправильный выбор падежного окончания – 10 % Повторы – 7 % употребление рядом или близко однокоренных слов – 3 % При этом работники магазины выражались заметно правильнее, чем покупатели, что обусловливается особенностями их работы
22 Речевой этикет продавцов и покупателей магазинов «Янта»: - частое употребление выражений «пожалуйста, спасибо, спасибо за покупку, всего доброго, приходите к нам еще» - 70 % от времени на обслуживание всех покупателей «Продукты»: - употребление вежливых выражений, внимание к покупателям – 20 % от времени на обслуживание покупателей. В магазине «Продукты» продавцы вели себя более равнодушно по отношению к покупателям, чем в магазине «Янта». Посетители магазина много раз переспрашивали продавцов о каком-либо товаре, на что те часто отвечали невежливо, раздражительно.
23 Уметь говорить – искусство, Уметь слушать – культура После проведенного исследования мы еще раз обратились к словарям, справочникам, чтобы повысить уровень своей речевой культуры. Составили памятки и разместили их на стенде для покупателей магазинов. Продавцам раздали памятки «Склонение числительных»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.