Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемphilology.bsu.by
1 контекстный анализ Ревзина, О.Г. Контекст // Культура русской речи Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003: Торсуева, Е.Г. Контекст // Лингвистический энциклопедический словарь М., 1990: 485 – 486 Апресян,Ю.Д. Дистрибутивный анализ // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990: 137 – 138 Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике / электронный ресурс research/html/topic.htmlhttp:// research/html/topic.html Виноградов, В.А. Сопоставительный метод // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н.Ярцевой. М., 1990: 481
2 контекстный анализ контекстуальный / контекстологический контекст – одно из центральных понятий лингвистического анализа, тем не менее, контекст не имеет единого терминологического определения Ревзина, О.Г. Контекст // Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003:
3 проблема определения понятия контекст Инфиниция - множественность возможных определений предмета и oдновременно невозможность полного определения. В любой дисциплине есть инфинируемые понятия: мудрость - в философии, слово - в лингвистике, душа - в психологии…
4 контекстный анализ Корректность анализа определяется детальным описанием фактического материала. Большой массив обследованного материала обязательное требование. Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике
5 понятие контекста – инструмент лингвистического анализа Контекст проявляет сущностные свойства языковых знаков. Ревзина, О.Г. Контекст // Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003:
6 контекст – инструмент анализа контекст – необходимое условие коммуникации: лингвистический // экстралингвистический вербальный // невербальный эксплицитный // имплицитный (Днем было тепло) К вечеру резко похолодало Торсуева, Е.Г. Контекст // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990: 485 – 486
7 контекст – инструмент анализа с середины 70-х годов ХХ века лингвисты строят экспериментальные и отрицательные контексты * он завидует шкафам * он завидует со шкафами
8 роль контекста при описании категории одушевленности грамматическое значение одушевленность свойственно в русском языке не только наименованиям живых существ: поцеловать покойника в лоб * поцеловать труп в лоб Юрий Дереникович Апресян. Лексическая семантика
9 контекст – инструмент анализа в русле логического анализа языка различают контекст идентификации, контекст предикации и контекст характеризации напр., поле имен со значением «детский возраст» нейтральные имена мальчик, девочка используются для идентификации и возрастной предикации, стилистически отмеченные имена бутуз, карапуз выступают в контекстах характеризации Ревзина, О.Г., 2003
10 контекст – инструмент анализа Различие контекстов идентификации и характеризации: Она захотела приласкать мальчика. – Иди сюда, зайчик! – сказала она. Невозможность иного употребления демонстрирует экспериментальный контекст: *Она захотела приласкать зайчика. – Иди сюда, мальчик! – сказала она.
11 контекст – инструмент анализа Составляющие понятия коммуникативного контекста: тематическая область дискурса (речи, «погруженной в жизнь»); цели участников коммуникативного акта; правила речевого поведения в национальной культуре.
12 понятие контекста – инструмент лингвистического анализа из логики заимствовано понятие интенсиональных контекстов – связаны с индивидуальным сознанием: контексты желания, знания, памяти… Ревзина, О.Г. Контекст // Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003:
13 проблема типологии контекстов Контексты в зависимости от цели анализа могут разграничиваться по-разному
14 проблема типологии контекстов Контекст моделируется задачами исследования в связи с научной парадигмой, определяется свойствами анализируемого объекта. Ревзина, О.Г. Контекст // Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003:
15 понятие контекста релевантные характеристики контекста: -объем -содержательная характеристика -назначение -форма воздействия - авторство -степень приемлемости Ревзина, О.Г. Контекст // Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003:
16 релевантные характеристики контекста: объем минимальный – достаточный – избыточный минимальная форма контекста - высказывание
17 релевантные характеристики контекста: назначение типичный: Если попросить кого-либо привести пример атрибутивной связи в русском языке, то почти всегда будет дано словосочетание типа большой дом, красная роза. Мало вероятно, чтобы в качестве первого примера атрибутивной связи привели словосочетания типа глубина в 700 метров, бег на 500 метров. Апресян, Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики.
18 релевантные характеристики контекста: форма воздействия нейтрализующий У нее [грип]. / различительный У нее [грип]. Мы возле дороги нашли. / У нее [грип]. Не ходи к ней в гости. создающий отношения согласования или контраста е[с]ли: зубной перед мягким зубным / е[с]ли - неверно!
19 релевантные характеристики контекста: степень приемлемости естественный /экспериментальный естественный: Сережа сладко спит экспериментальный : Ноэм Хомский: бесцветные зеленые идеи бешено спят; Лев Владимирович Щерба: глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Ю.Д. Апресян Идеи и методы современной структурной лингвистики
20 релевантные характеристики контекста: степень приемлемости отмеченный / неотмеченный отмеченный: база данных Национального корпуса русского языка: ruscorpora по нашим наблюдениям; наш материал показывает…
21 релевантные характеристики контекста: степень приемлемости неотмеченный Ю.Д. Апресян Идеи и методы современной структурной лингвистики: можно ли сказать по-английски an elegant supper - «элегантный ужин», Г. Суит ответил, что английский язык - свободный, и сказать так можно, хотя он не припоминает случая, когда бы он сам назвал ужин элегантным
22 релевантные характеристики контекста: степень приемлемости естественный / отрицательный естественный: меня знобит ему нездоровится отрицательный * я зноблю * он нездоровится
23 релевантные характеристики контекста: авторство ( пример Н.Д. Арутюновой) (из личной беседы) (из дипломной работы…) (цитируется по: Кронгауз, М.А., 2005: 118) (электронный ресурс … дата доступа…)
24 контекст – инструмент анализа роль контекста при изучении художественного произведения - контекст общенационального языка контекст литературной традиции совокупность произведений того же автора - вертикальный контекст творчества
25 контекст – инструмент анализа различаются порядок слов в творчество писателя, конкретном литературное тексте – направление… мировое искусство - горизонтальный вертикальный контекст произведения вербальный и невербальный
26 понятие контекста – инструмент лингвистического анализа вместо термина вертикальный контекст часто используются термины интертекстуальность и гипертекст
27 NOTRE DAME : горизонтальный и вертикальный контекст Михаил Леонович Гаспаров Две готики и два Египта в поэзии О.Мандельштама. Анализ и интерпретация // М. Л. Гаспаров. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. - СПб.: Азбука, 2001.
28 горизонтальный контекст– 4 строфы Где римский судия судил чужой народ, Стоит базилика, – и, радостный и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам Осип Мандельштам
29 NOTRE DAME : вертикальный контекст текст предполагает у читателя фоновые знания Какие?
30 текст предполагает фоновые знания читателя предполагается, мы 1)знаем, Notre Dame – это собор в Париже, и мы представляем, как он выглядит собор задуман как самое высокое сооружение готической архитектуры
31 текст предполагает фоновые знания читателя предполагается, мы 2) из истории помним, собор стоит на том острове Сены, где было римское поселение среди чужого галльского народа
32 Где римский судия судил чужой народ, Стоит базилика, – и, радостный и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод.
33 текст предполагает фоновые знания читателя предполагается, мы 3) из истории искусств знаем, для готики характерен крестовый свод, подпертый аркбутанами
34 текст предполагает фоновые знания читателя когда в архитектуре появляются свод и купол, он не только давит на стены вниз, но и распирает их вбок: если стены не выдержат, они рухнут сразу во все стороны
35 текст предполагает фоновые знания читателя в Раннем Средневековье поступали просто: строили стены очень толстыми – романский стиль / трудно делать большие окна, в храме было темно
36 текст предполагает фоновые знания читателя в Высоком Средневековье купол стали делать не гладкий, а клиньями
37 Это и был крестовый свод: в нем вся тяжесть купола шла по каменным швам между клиньями, стены под ними можно было делать тоньше и прорезать их широкими окнами
38 контурная карта напряжений выявляет слабые места в конструкции здания диаграмма напряжений - критические участки находятся в местах максимальной концентрации цветных линий
40 трещины в этих участках вызывали необходимость ремонтов, пока не построили аркбутаны
41 каменные швы между клиньями назывались нервюры : Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод.
42 снаружи подпружные арки - как ребра скелета:..твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра..
43 пересказ стихотворения (I, экспозиция) собор на месте римского судилища красив и легок, (II, самая «техническая» строфа) но эта легкость – результат динамического равновесия противоборствующих сил, (III, самая патетическая строфа) в соборе все поражает контрастами, (IV, вывод) вот так и я хотел бы создать прекрасное из сопротивляющегося материала
44 горизонтальный контекст - 4 строфы в начале II и IV строф стоит слово но, оно выделяет их как главные, тематически опорные Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам. композиционный ритм : чередование менее и более важных строф через одну
45 горизонтальный контекст стихотворения композиционный ритм
46 I строфа – взгляд изнутри под крестовый легкий свод Где римский судия судил чужой народ, Стоит базилика, – и, радостный и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод.
47 II строфа – взгляд снаружи Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран.
48 горизонтальный контекст II строфы Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. по мнению Гаспарова, не очень удачна - описываются сразу три движения: масса грузная свода давит на стены вертикально вниз и в стороны; дерзким назван свод из-за его устремления снизу вверх, к шпилю; таран - бревно горизонтально бьет в ворота. Три образа затемнили друг друга
49 И свода дерзкого бездействует таран Первым воздушный таран применил Петр Нестеров в 1914 году против австрийского самолёта- разведчика.
50 III строфа – взгляд изнутри Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес
51 IV строфа – взгляд снаружи Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам.
52 горизонтальный контекст стихотворения композиционный ритм I строфа – взгляд изнутри II строфа – снаружи III строфа – изнутри IV строфа – снаружи I строфа смотрит в прошлое II–III – в настоящее IV – в будущее
53 вертикальный контекст стихотворения готический стиль – это система противоборствующих сил: соответственно, стиль стихотворения – это система контрастов, антитез
54 горизонтальный контекст III строфы контрасты Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть… стихийный лабиринт – нечто горизонтальное непостижимый лес – нечто вертикальное пропасть – что-то иррациональное даже пропасть, оказывается, рационально построена человеческим рассудком
55 горизонтальный контекст III строфы Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть… стихийный лабиринт: природные стихии организованы в человеческую постройку, запутанную, но сознательно запутанную
56 вертикальный контекст III строфы Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть… лес – напоминание о сонете Ш. Бодлера: природа – храм, в котором человек проходит сквозь лес символов… Но это напоминание полемическое: у символистов природа была нерукотворным храмом, у О.Э.Мандельштама, наоборот, рукотворный храм становится природой
57 горизонтальный контекст III строфы контрасты Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес египетская мощь и христианства робость – антитеза: христианский страх Божий побуждает возводить постройки не смиренные и убогие, а могучие, как египетские пирамиды
58 вертикальный контекст III строфы контрасты Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес с тростинкой рядом дуб – та же мысль, но в конкретном образе в подтексте этого образа – басни Лафонтена и Крылова: в бурю дуб гибнет, а тростинка гнется, но выживает
59 понятие контекста – инструмент лингвистического анализа ! исследование языковой единицы в микроконтексте и макроконтексте может привести исследователей к разным результатам
60 понятие контекста – инструмент лингвистического анализа ! контекст – зависимость развития системы от среды
61 Благодарю ЗА БЛАГОСКЛОННОСТЬ -Неужто всё? -Чай, не всё.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.