Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемeurekanet.ru
1 Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Модернизация образования Ч. 1. Неопределенность результатов 1
2 Цели модернизации образования Догнать лидеров Удовлетворить критиков Обеспечить конкурентоспособность Занять население Улучшить жизнь людей 2
3 История модернизации образования Моисей - исход, закон, новые ценности, текст Иисус - учитель, новые правила, нормы, новые ценности, новая школа Сократ - текст, метод, новые ценности Блаженный Августин, Игнатий Лойола, Ян Амос Коменский - система, учреждение, организация Княгиня Ольга, князь Владимир - новые ценности, грамотность, учреждение, школа - государство 3
4 История модернизации образования Петр I - первая модернизация образования в России Екатерина Великая - вторая модернизация, создание института образования, системы школ, охранная педагогика самодержавия Ленин, Сталин - третья модернизация образования в России, педагогика социализма Мы накануне четвертой модернизации образования
5 Модернизация укладов - связь с образованием Модернизация образования: черепаха и Ахиллес. Жизнь меняется: образование догоняет. Пока жизнь менялась медленно - школа НЕ успевала малозаметно Примерно на этапе использования энергии воды, стало ясно, что "гонка образовательного вооружения" проиграна окончательно. До этого была война луддитов – жестокая, но проигранная вчистую. 5
6 Модернизация укладов - связь с образованием Телефон, радио, автомобиль, самолет, ракета, атомная бомба и компьютер "похоронили" образование как институт "подготовки к жизни" Время предельных изменений (жизненного цикла инноваций), стало намного меньше времени изменений (жизненного цикла) образовательных программ и институтов.
7 Технологические уклады и образовательные институты При всем желании создавать новое, в нас должно быть, по блестящему выражению Ф. Хайека, смирение перед процессами, "которые превосходят своей мощью индивидуальный разум". Индустриальный уклад Информационный уклад 7
8 Влияние и эффекты образования Влияние образования на изменения жизни - снижается Влияние образования на качество жизни людей - снижается Качество дошкольного образования все меньше влияет на здоровье и социализацию ребенка Качество общего образования влияет меньше, чем неформальные, несистемные, дополнительные формы образования 8
9 Влияние и эффекты образования Качество профобразования становится менее значимым, чем внутри фирма подготовка и повышение квалификации Индустриальные институты и формы образования (учреждения, организации типа фабрик и заводов, войсковых подразделений и тюремных укладов, административных контор) - не гибкие, не не восприимчивые. Развитие поэлементно в них невозможно, а тотально - приводит к слому всей конструкции. Отсюда бытующее представление о модернизации, как о разрушении системы образования.
10 Человек - институт образования Человек становится институтом образования. Иначе он не сможет набрать ресурс социализации, самореализоваться, развить задатки и способности, сформировать необходимые для этого компетенции. Для этого ему нужны навыки конструирования своей образовательной программы, умение учиться учиться, помощь в поиске той деятельности, того способа социализации и самореализации, который максимально соответствует способностям и наклонностям. Его особенностям, специфике, тому, что отличает его от других. Это и есть новый стандарт образования. 10
11 Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Модернизация образования Ч. 2. Неизбежность будущего 11
12 Человек - институт образования Человек становится институтом образования. Иначе он не сможет набрать ресурс социализации, самореализоваться, развить задатки и способности, сформировать необходимые для этого компетенции. Для этого ему нужны навыки конструирования своей образовательной программы, умение учиться учиться, помощь в поиске той деятельности, того способа социализации и самореализации, который максимально соответствует способностям и наклонностям. Его особенностям, специфике, тому, что отличает его от других. Это и есть новый стандарт образования. 12
13 Цели модернизации образования Обеспечить социализацию ребенка в современных условиях – как ответить С. Шмидту? За что взять на себя ответственность?... Только потому, что все люди в действительности не являются одинаковыми, мы можем рассматривать их как равных. (Фридрих Хайек, "Индивидуализация и экономический порядок"). Можно ли разных учить одинаково? Но: как решить проблему отношений разных людей? Так, чтобы они не уничтожили друг друга? 13
14 Индивидуализация – принцип образовательной политики Культивировать различия и на этом строить общее? Индивидуальное образование – как универсальный принцип? Креативный класс – как ответить О.А.Верхозиной?
15 Как изменяется спрос на навыки (I) (Levy and Murnane, 2004) 1.Экспертное мышление: решение проблем, для которых нет шаблонных решений, напр., диагностирование болезни пациента. 2.Комплексное общение: взаимодействие с людьми для получения информации, объяснения ее или убеждения других в позитивных последствиях деятельности. Хуан Мануэль Морено, «ИЗУЧЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, Региональные ответы на глобальные вызовы», Киев, марта 2008 года
16 Как изменяется спрос на навыки (II) 3.Рутинные когнитивные задачи: умственные задачи, которые хорошо описываются логическими правилами, напр., ведение отчетов о расходах. 4.Рутинные ручные задачи: задачи на выполнение физической работы, которые могут быть хорошо описаны с помощью правил, напр., подсчет и упаковка таблеток. 5.Нерутинные ручные задачи: задачи на выполнение физической работы, которые не могут быть хорошо описаны как те, которые выполняются по правилам действий «если, то» – наоборот, они требуют оптического опознавания и контроля тонкой моторики.
17 Экспертное мышление Комплексное общение Рутинные ручные Рутинные когнитивные Нерутинные ручные Источник: авторы Levy and Murnane (2003) The Skill Content of Recent Technological Change: An Empirical Exploration, Quarterly Journal of Economics. Институт проблем образовател ьной политики "Эврика" Адамский А.И., 17
18 В центре внимания – среднее образование Приобретение необходимых знаний и навыков для участия в жизни общества и для экономического успеха зависит от наличия доступа к качественному среднему образованию Хуан Мануэль Морено, «ИЗУЧЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, Региональные ответы на глобальные вызовы», Киев, марта 2008 года
19 Институциональная образовательная политика Образовательная политика может быть двух видов: культивирование прецедентов и развитие институтов. Культивирование прецедентов: воспроизведение лучших образцов деятельности, их пропаганда, подвижничество и возвеличивание звезд. Институциональная образовательная политика: создание норм, правил, формирование принципов деятельности. 19
20 Институциональная образовательная политика Богатая история педагогических подвигов и ничтожный системный эффект: Дьюи, Френе, Штайнер, Блонский, Шацкий, Макаренко, Нилл, Игорь Иванов, Олег Газман, Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова. Особняком стоит Мария Монтессори, которой удалось пробить институциональную брешь. Эффект: расширения «колеи» Самым ярким примером является гениальный проект Михаила Щетинина.
21 Институциональная образовательная политика Переводится ли прецеденты в институциональную норму? Порождает ли норма прорывные прецеденты? Гипотеза в том, что чем эффективнее норма, тем меньше прорывных новаторств. Но когда педагогическое новаторство «засыпает» – учитель маргинализируется. Учителя развивать может только творчество. 21
22 Институциональная образовательная политика Анекдот о мальчике, который молчал 5 лет, и вдруг сказал:" Каша не соленая!" - Что же ты молчал столько лет? - А все было хорошо. Инновационные школы, которые появились 20 лет назад, остаются локомотивами до сих пор.
23 Институциональная образовательная политика Институциональная образовательная политика - развитие деятельности через развитие норм, правил, принципов. Примеры принципов: -Формульное финансирование, подушевое финансирование, зарплата по результату, деньги взамен на обязательства, деньги взамен на эффекты. -Качество – соблюдение стандарта 23
24 Институциональная образовательная политика Самостоятельность школ. Индивидуальное образование. Сетевое взаимодействие. Общественное управление. Качество образования - самореализация, социализация человека. Стандарты в образовании
25 Примеры норм и правил Вознаграждение должно соответствовать "объективным результатам усилий человека, а не его субъективным достоинствам». Тема для заседания управляющего совета: Расчет заработной платы учителя: установление правил. Как и за что платить учителю? Структура базовой части и показатели распределения стимулирующей части ФОТ – обсуждение с УС 25
26 О переносах в систему образования Неизбежная тема: все вокруг переносится друг в друга. С запада на восток, из математики в лингвистику и наоборот. Подходы - переносятся. Важно понимать ограничения и риски. Стандартизация как способ развития корпораций Механический перенос на систему образования – не работает. Нужны «операторы перехода» 26
27 Снижение неопределенности Единственный способ снизить неопределенность и сохранить индивидуальный характер принятия решения человеком - увеличить знания, развить способности, улучшить компетенции. Альтернатива - препятствовать новым знаниям. Парадокс в том, что то, и другое может делать система образования. Выбор за нами. 27
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.