Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемlibrary.adau.edu.az
1 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет: Зооветеринарии и товароведения Кафедра: Экспертиза, маркетинга и гигиена потребительских товаров. Тема: ФОРМЫ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ В КРУПНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Ст. преподаватель: Алиев О.В. Ст. преподаватель: Гасанова А.А. Гянджа-2010
2 План 1.Методы продажи товаров 1.Методы продажи товаров 2.Продажа товаров по образцам 2.Продажа товаров по образцам 3.Продажа товаров по каталогам 3.Продажа товаров по каталогам 4. Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием 4. Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием
3 Литературы 1.В.Ф.Егоров – Организация торговли. Санкт- Петербург, В.Ф.Егоров – Организация торговли. Санкт- Петербург, П.А.Красовский, А.И.Ковалев, С.Г.Стрижов- Товар и его экспертиза. Москва, П.А.Красовский, А.И.Ковалев, С.Г.Стрижов- Товар и его экспертиза. Москва, Q.M.Aqamalıyev, M.M.Məmmədrzayev- Kommersiya fəaliyyətinin təşkili. Bakı, Q.M.Aqamalıyev, M.M.Məmmədrzayev- Kommersiya fəaliyyətinin təşkili. Bakı, 2004.
4 Методы продажи товаров Реализация товаров населению производится либо в магазинах, либо вне магазинов- в мелкорозничной стационарной и передвижной сетях, через посылочную торговлю, торговых агентов, через телемагазины и компьютерные сети. Реализация товаров населению производится либо в магазинах, либо вне магазинов- в мелкорозничной стационарной и передвижной сетях, через посылочную торговлю, торговых агентов, через телемагазины и компьютерные сети. И магазинная, и внемагазинные формы продажи характеризуются специфическими условиями доведения товаров до населения. Однако наилучшие условия для обслуживания покупателей могут предоставить только магазины. Прежде всего это объясняется возможностью использования в магазинах различных форм торгового обслуживания населения в зависимости от конкретных условий. И магазинная, и внемагазинные формы продажи характеризуются специфическими условиями доведения товаров до населения. Однако наилучшие условия для обслуживания покупателей могут предоставить только магазины. Прежде всего это объясняется возможностью использования в магазинах различных форм торгового обслуживания населения в зависимости от конкретных условий. Форма торгового обслуживания- это организационный прием, представляющий собой сочетание методов продажи товаров, т. е. совокупностей приемов и способов, с помощью которых осуществляет ся процесс продажи товаров. Форма торгового обслуживания- это организационный прием, представляющий собой сочетание методов продажи товаров, т. е. совокупностей приемов и способов, с помощью которых осуществляет ся процесс продажи товаров.
5 В наибольшей мере условию экономической эффективности работы розничных торговых предприятий, обеспечению высокой культуры обслуживания покупателей отвечает применение следующих форм торгового обслуживания: В наибольшей мере условию экономической эффективности работы розничных торговых предприятий, обеспечению высокой культуры обслуживания покупателей отвечает применение следующих форм торгового обслуживания: самообслуживание; самообслуживание; продажа товаров по образцам; продажа товаров по образцам; продажа товаров по каталогам; продажа товаров по каталогам; индивидуальное обслуживание через прилавок. индивидуальное обслуживание через прилавок. Каждой из этих форм торгового обслуживания присуща определенная структура технологических операций, выполняемых на разных стадиях процесса продажи (табл.). Каждой из этих форм торгового обслуживания присуща определенная структура технологических операций, выполняемых на разных стадиях процесса продажи (табл.). Самообслуживание это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета. Самообслуживание это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета. Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания или взвешивания, продавцами при условии, что прилавки находятся в зале самообслуживания и товары отпускают без предварительной оплаты их стоимости в кассе. Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания или взвешивания, продавцами при условии, что прилавки находятся в зале самообслуживания и товары отпускают без предварительной оплаты их стоимости в кассе. Социальный и экономический эффект самообслуживания заключается в том, что эта форма дает возможность существенно сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров и, следовательно, увеличить свободное время покупателей. Социальный и экономический эффект самообслуживания заключается в том, что эта форма дает возможность существенно сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров и, следовательно, увеличить свободное время покупателей.
6 Таблица Операции процесса продажи товаров при различных формах торгового обслуживания Формы торгового обслуживания Операции процесса продажи Ознакомление покупателей с товарами Расчет за покупку, ее комплектность, оформление и отпуск покупателям Самообслуживание Самостоятельный осмотр товаров покупателями Самостоятельный отбор товаров; доставка товаров покупателями в узел расчета; расчет за покупку Продажа товаров по образцам Самостоятельный осмотр товаров покупателями; демонстрация товаров в действии торговым персоналом Расчет за покупку, оформление доставки купленных товаров, доставка купленных товаров по указанному покупателями адресу Продажа товаров по каталогам Ознакомление с ассортиментом реализуемых по каталогам товаров на почте, оптовом или производственном предприятии Оформление заказа на выбранные товары, расчет за покупку; доставка заказанных товаров в почтовые отделения или на дом покупателю Индивидуальное обслуживание через прилавок Показ товаров торговым персоналом Расчет за покупку, отпуск товаров покупателям торговым персоналом
7 Самообслуживание не только отвечает интересам покупателей, но и позволяет предприятию получить большую экономическую выгоду, поскольку в магазинах самообслуживания повышается пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи товаров. Самообслуживание не только отвечает интересам покупателей, но и позволяет предприятию получить большую экономическую выгоду, поскольку в магазинах самообслуживания повышается пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи товаров. Широкое развитие самообслуживания способствует относительно му сокращению потребности в торговой площади, более рациональному использованию трудовых ресурсов. Отечественная и зарубежная практика торговли показывает, что по этой форме можно продавать практически все продовольственные товары и большинство непродовольственных. Широкое развитие самообслуживания способствует относительно му сокращению потребности в торговой площади, более рациональному использованию трудовых ресурсов. Отечественная и зарубежная практика торговли показывает, что по этой форме можно продавать практически все продовольственные товары и большинство непродовольственных. Основными операциями процесса продажи товаров при самообслуживании являются: самостоятельный осмотр и отбор товаров покупателями, доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку. Основными операциями процесса продажи товаров при самообслуживании являются: самостоятельный осмотр и отбор товаров покупателями, доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку. Торговому и технологическому процессам соответствуют опреде ленные методы их организации (табл. 2). Торговому и технологическому процессам соответствуют опреде ленные методы их организации (табл. 2).
8 Таблица 2 Операции процесса продажи и методы их выполнения при самообслуживании Операции процессов продажиМетоды выполнения операций 1. Самостоятельный осмотр товаров покупателями 1. Подготовка товаров к продаже: доставка товаров в таре-оборудовании от поставщиков непосредственно в торговый зал магазинов; предварительная расфасовка продовольственных товаров в промышленности, в опте, в централизованных фасовочных цехах торговых организаций. 2. Организация доступной для покупателей выкладки товаров в торговом зале: использование наиболее эффективных приемов выкладки товаров; рациональное размещение товаров в торговом зале; группировка товаров по потребительским комплексам и микрокомплексам в непродовольственных магазинах; применение линейной системы расстановки оборудования в торговом зале. 3. Организация хранения личных вещей покупателей по их желанию. 4.Обеспечение покупателей индивидуальными корзинками, тележками, лотками и т. д. 5.Организация внутримагазинной информации о размещении товаров в торговом зале, об оказываемых дополнительных услугах. 6. Помощь покупателям со стороны торгового персонала при выборе конкретных групп товаров. 2. Доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку 1.Организация единого узла расчета как в продовольственных, так и в непродовольственных магазинах. 2.Регулирование напряженности узлов расчета в соответствии с покупательским потокам по дням недели и часам дня. 3.Организация «экспресс-касс» для расчетов с покупателями, совершающими мелкие покупки. 4. Использование при расчетах «тандемного» метода. 5.Применение технических средств для ускорения расчетов, в том числе: быстродействующих кассовых аппаратов; приставок к кассовым аппаратам для автоматической выдачи сдачи; автоматизированных кассовых аппаратов. 6. Исключение повторного контроля покупок. 7. Использование телевидения для контроля за покупками.
9 Для магазинов самообслуживания характерен определенный уровень потерь товаров, связанный с «забывчивостью» покупателей и мелкими хищениями товаров. В крупных магазинах самообслуживания такие потери составляют до 1-2% товарооборота. Для магазинов самообслуживания характерен определенный уровень потерь товаров, связанный с «забывчивостью» покупателей и мелкими хищениями товаров. В крупных магазинах самообслуживания такие потери составляют до 1-2% товарооборота. Практика самообслуживания в нашей стране и за рубежом позволила выработать следующие рекомендации по сокращению потерь в магазинах, применяющих эту форму торгового обслуживания: Практика самообслуживания в нашей стране и за рубежом позволила выработать следующие рекомендации по сокращению потерь в магазинах, применяющих эту форму торгового обслуживания: размещать запасы товаров на одном уровне с торговым залом; размещать запасы товаров на одном уровне с торговым залом; изолировать помещение приемочной от кладовых; изолировать помещение приемочной от кладовых; не провозить запасы товаров через служебный вход; не провозить запасы товаров через служебный вход; иметь планировку торгового зала в форме прямоугольника; иметь планировку торгового зала в форме прямоугольника; размещать оборудование для выкладки товаров на одной оси с кассами; размещать оборудование для выкладки товаров на одной оси с кассами; размещать наиболее удобные для хищения товары в зоне эффективного наблюдения; размещать наиболее удобные для хищения товары в зоне эффективного наблюдения; располагать рядом с входом-выходом застекленную кабину ад министратора, причем она должна быть на несколько ступенек выше уровня пола; располагать рядом с входом-выходом застекленную кабину ад министратора, причем она должна быть на несколько ступенек выше уровня пола; применять прозрачную упаковку товаров и достаточно жесткие этикетки, которые не отклеиваются; применять прозрачную упаковку товаров и достаточно жесткие этикетки, которые не отклеиваются; перекрывать перегородки и стойки оборудования зеркалами, особенно выпуклыми; перекрывать перегородки и стойки оборудования зеркалами, особенно выпуклыми;
10 использовать настенные зеркала специального назначения, которые в торговом зале представляют собой обычное зеркало, а со стороны подсобного помещения являются прозрачным стеклом, через которое хорошо просматривается торговый зал; использовать настенные зеркала специального назначения, которые в торговом зале представляют собой обычное зеркало, а со стороны подсобного помещения являются прозрачным стеклом, через которое хорошо просматривается торговый зал; устанавливать при входе в магазин турникет, действующий только в одном направлении; устанавливать при входе в магазин турникет, действующий только в одном направлении; использовать промышленное телевидение и другие средства контроля за осмотром и отбором товаров; использовать промышленное телевидение и другие средства контроля за осмотром и отбором товаров; применять тактичные формы воспитательного воздействия на покупателей. применять тактичные формы воспитательного воздействия на покупателей. Продажа товаров по образцам это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале образцам и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответствующие им, непосредственно в магазине или за дополнительную плату оформить их доставку на дом. Продажа товаров по образцам это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале образцам и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответствующие им, непосредственно в магазине или за дополнительную плату оформить их доставку на дом. Особенность этой формы обслуживания заключается в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в кладовых магазинов, на складах производителя или оптового продавца. Это позволяет на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком ассортименте, а покупателям самостоятельно и быстро ознакомиться с ними. Организация продажи товаров по образцам требует, чтобы все выставленные образцы имели хорошо оформленные ярлыки с указанием наименования изделия, артикула, сорта, изготовителя, цены и некоторых других данных, а продавцы могли дать по каждому образцу исчерпывающую консультацию. Особенность этой формы обслуживания заключается в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в кладовых магазинов, на складах производителя или оптового продавца. Это позволяет на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком ассортименте, а покупателям самостоятельно и быстро ознакомиться с ними. Организация продажи товаров по образцам требует, чтобы все выставленные образцы имели хорошо оформленные ярлыки с указанием наименования изделия, артикула, сорта, изготовителя, цены и некоторых других данных, а продавцы могли дать по каждому образцу исчерпывающую консультацию.
11 Такой форме обслуживания покупателей присущи следующие методы выполнения операций процесса продажи (табл. 3). Такой форме обслуживания покупателей присущи следующие методы выполнения операций процесса продажи (табл. 3). По образцам целесообразно продавать товары, требующие отмеривания и нарезки (ткани, стройматериалы и пр.), а также технически сложные и крупногабаритные изделия (мебель, холодильники, телевизоры, стиральные машины и пр.). По образцам целесообразно продавать товары, требующие отмеривания и нарезки (ткани, стройматериалы и пр.), а также технически сложные и крупногабаритные изделия (мебель, холодильники, телевизоры, стиральные машины и пр.). Продажа товаров по каталогам это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность совершить покупку, выбрав товар по каталогу в магазине, в почтовом отделении связи, на оптовом предприятии. Продажа по каталогам может применяться как для не продовольственных, так и для продовольственных товаров. Розничная торговля непродовольственными товарами чаще осуществляется базами Посылторга по каталогам, имеющимся в почтовых отделениях городов и поселков. Покупатели выбирают товары и направляют заказы базе. База выполняет заказы и направляет их в адрес покупателей посыл-ками с оплатой товаров, упаковки и почтовых расходов наложенным платежом. Продажа товаров по каталогам это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность совершить покупку, выбрав товар по каталогу в магазине, в почтовом отделении связи, на оптовом предприятии. Продажа по каталогам может применяться как для не продовольственных, так и для продовольственных товаров. Розничная торговля непродовольственными товарами чаще осуществляется базами Посылторга по каталогам, имеющимся в почтовых отделениях городов и поселков. Покупатели выбирают товары и направляют заказы базе. База выполняет заказы и направляет их в адрес покупателей посыл-ками с оплатой товаров, упаковки и почтовых расходов наложенным платежом. Экономическая выгода магазинов от продажи продовольственных товаров по каталогам обусловливается получением дополнительного товарооборота на тех же торговых площадях, возможностью рационально использовать труд работников магазина. В каталоги, помимо отдельных товаров, целесообразно включать стандартные наборы продуктов. Экономическая выгода магазинов от продажи продовольственных товаров по каталогам обусловливается получением дополнительного товарооборота на тех же торговых площадях, возможностью рационально использовать труд работников магазина. В каталоги, помимо отдельных товаров, целесообразно включать стандартные наборы продуктов.
12 Таблица 3 Операции процесса продажи и методы их выполнения при реализации товаров по образцам Операции процесса продажи Методы выполнения операций 1.Самостоятельный осмотр покупателями имеющихся в продаже образцов товаров 1. Выставка в торговом зале образцов имеющихся в продаже товаров всех артикулов, марок и разновидностей. 2. Демонстрация образцов технически сложных товаров в действии. 3. Оформление в торговом зале интерьеров, имитирующих жилые комнаты, кухни, а в крупных магазинах одно-, двух- и трехкомнатные квартиры. Оформление интерьеров в специально выделенных квартирах на первых этажах жилых домов. 4. Организация продажи комплектующих изделий и приборов, сувениров и других сопутствующих товаров. 2.Расчет, оформление и доставка покупки 1. Выделение специальной площади в торговом зале для оформления покупки и услуг покупателям. 2. Выписка чека по выбранному покупателем образцу товара. Вручение покупателю памятки по приемке на дому купленных товаров. Расчет за покупку. 3. Согласование с покупателем времени доставки товаров на дом. 4.Организация доставки купленных товаров на дом покупателям непосредственно с предприятий-изготовителей, складов оптовых и розничных торговых организаций, сборка и установка приобретенных товаров.
13 Для продажи продовольственных товаров по каталогам в крупных городах могут создавать магазины-базы. Такие предприятия с полной механизацией всех процессов фасовки, упаковки, комплектования и оформления заказов, в том числе по телефону, весьма перспективны, так как сводят к минимуму затраты времени покупателей на приобретение продуктов питания. Для продажи продовольственных товаров по каталогам в крупных городах могут создавать магазины-базы. Такие предприятия с полной механизацией всех процессов фасовки, упаковки, комплектования и оформления заказов, в том числе по телефону, весьма перспективны, так как сводят к минимуму затраты времени покупателей на приобретение продуктов питания. Этой форме обслуживания покупателей присущи следующие мето ды выполнения операций процесса продажи (табл. 4). Этой форме обслуживания покупателей присущи следующие мето ды выполнения операций процесса продажи (табл. 4). Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой- это форма торгового обслуживания, при которой покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно или с помощью продавца, а проверяет качество, дает консультацию, упаковывает и отпускает товары продавец. Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой- это форма торгового обслуживания, при которой покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно или с помощью продавца, а проверяет качество, дает консультацию, упаковывает и отпускает товары продавец. При открытой выкладке товары размещают на рабочем месте про давца; покупатели, не ожидая очередности обслуживания, самостоятельно осматривают и выбирают нужные товары, а при необходимости пользуются консультацией продавца. Отпускает товары продавец. При открытой выкладке товары размещают на рабочем месте про давца; покупатели, не ожидая очередности обслуживания, самостоятельно осматривают и выбирают нужные товары, а при необходимости пользуются консультацией продавца. Отпускает товары продавец.
14 Таблица 4 Операции процесса продажи и методы их выполнения при реализации товаров по каталогам Операции процесса продажи Методы выполнения операций 1. Прием заказов1.Оформление цветных каталогов имеющихся в продаже товаров. 2.Организация приема заказов в почтовых отделениях, оптовых базах, в пунктах на предприятиях-изготовителях. 3.Круглосуточный прием заказов по телефону с помощью записывающих устройств. 2. Комплектование заказанных товаров Применение средств механизации и автоматизации при комплектовании товаров согласно произведенным заказам. 3.Доставка покупок по указанному адресу и расчет 1. Использование наиболее эффективных транспортных средств. 2. Составление оптимальных графиков и маршрутов доставки. 3. Оформление продажи в кредит.
15 Основными элементами процесса продажи товаров по форме индивидуального обслуживания являются: ознакомление покупателей с ассортиментом товаров, расчет с покупателями, оформление и отпуск покупки. Основными элементами процесса продажи товаров по форме индивидуального обслуживания являются: ознакомление покупателей с ассортиментом товаров, расчет с покупателями, оформление и отпуск покупки. Для ознакомления покупателей с ассортиментом товаров их выкладывают в основном на островном и пристенном оборудовании и прилавках, устанавливают ценники, организуют информацию о размещении товаров, оказываемых услугах, правилах работы магазина. Расчет за покупку ведется путем предварительной оплаты ее через кассу, размещенную в торговом зале магазина или на рабочем месте продавца. Товары отпускают, нарезая, взвешивая, отмеривая их, на рабочем месте продавца. Для ознакомления покупателей с ассортиментом товаров их выкладывают в основном на островном и пристенном оборудовании и прилавках, устанавливают ценники, организуют информацию о размещении товаров, оказываемых услугах, правилах работы магазина. Расчет за покупку ведется путем предварительной оплаты ее через кассу, размещенную в торговом зале магазина или на рабочем месте продавца. Товары отпускают, нарезая, взвешивая, отмеривая их, на рабочем месте продавца. Форме с индивидуальным обслуживанием присущи следующие методы выполнения операций процесса продажи (табл. 5). Форме с индивидуальным обслуживанием присущи следующие методы выполнения операций процесса продажи (табл. 5). Эта форма торгового обслуживания занимает в общем объеме товарооборота второе место (после самообслуживания), но удельный вес ее постепенно сокращается. Применяется она в магазинах, которые требуют реконструкции для перевода на самообслуживание, а также там, где такой перевод в силу конструктивных особенностей торгового здания нецелесообразен. Эта форма торгового обслуживания занимает в общем объеме товарооборота второе место (после самообслуживания), но удельный вес ее постепенно сокращается. Применяется она в магазинах, которые требуют реконструкции для перевода на самообслуживание, а также там, где такой перевод в силу конструктивных особенностей торгового здания нецелесообразен.
16 Таблица 5 Операции процесса продажи и методы их выполнения при индивидуальном обслуживании покупателей Операции процесса продажи Методы выполнения операций 1. Показ товаров1. Демонстрация товаров торговым персоналом. 2. Выкладка образцов товаров с обозначением необходимых реквизитов на прилавках и в витринах. 3. Открытая для осмотра покупателями выкладка товаров на оборудовании в торговом зале. 4. Демонстрация товаров в действии. 2.Расчет, оформление, отпуск покупки 1. Расчет за покупку на рабочем месте продавца. 2. Расчет за покупку в узле расчета магазина (с выпиской или без выписки товарного чека). 3. Отпуск товаров на рабочем месте продавца 4. Отпуск товаров на контроле.
17 Магазины, применяющие форму с индивидуальным обслуживанием, существенно замедляют торговый процесс, увеличивают затраты времени населения на приобретение товаров, имеют меньшую пропускную способность. В них менее эффективно используется торговая площадь, выше затраты ручного труда, требуется большая численность продавцов. Магазины, применяющие форму с индивидуальным обслуживанием, существенно замедляют торговый процесс, увеличивают затраты времени населения на приобретение товаров, имеют меньшую пропускную способность. В них менее эффективно используется торговая площадь, выше затраты ручного труда, требуется большая численность продавцов. Практически все продовольственные товары, как уже указывалось, могут продаваться по форме самообслуживания. По каталогам могут продаваться любые товары, как продовольственные, так и непродовольственные. Наиболее широкое распространение форма торгового обслуживания по каталогам получила в сельской местности, где недо статочно развита стационарная торговая сеть. Практически все продовольственные товары, как уже указывалось, могут продаваться по форме самообслуживания. По каталогам могут продаваться любые товары, как продовольственные, так и непродовольственные. Наиболее широкое распространение форма торгового обслуживания по каталогам получила в сельской местности, где недо статочно развита стационарная торговая сеть.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.