Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемStGAU.ru
1 Интерес предпринимателя всегда состоит в расширении рынка и ограничении конкуренции. Это и есть стремление к монопольной власти. Адам Смит
2 Модуль 4. Тема 4.2. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции и (Лекция 1) План лекции: 1.Монополистической конкуренция: сущность, признаки и условия возникновения. 2.Производственный выбор в условиях ограниченной монопольной власти в коротком и длительном периодах. 3.Неценовая конкуренция и реклама в условиях несовершенной конкуренции.
3 См. Рабочую тетрадь.
4 Монополистическая конкуренция -тип рыночной структуры, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующихся свободным входом на рынок и выхода с рынка. На данном рынке действует значительное число фирм, продающих близкие, но не совершенные товары - заменители. Основы модели и само название предложены в 1933 г. Э.Чемберленом в работе «Теория монополистической конкуренции»
5 Типы рыночных структур Совершенная конкуренция Монополисти- ческая конкуренция ОлигополияЧистая монополия Количество фирм неограничен- но большое многонесколькоодна Тип продуктаоднородныйдифференци- рованный однородный дифференциров анный уникаль- ный Рыночная власть отсутствуетнебольшаявысокаямаксималь- ная Барьерыотсутствуютневысокиевысокиенепреодо- лимые
6 Основные характеристики монополистической конкуренции: 1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм 25, 35, 60 или 70; 2. эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них; 3. наличие неценовой конкуренции; 4. сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.
7 Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с монополией, ибо отдельные предприятия могут контролировать цену своих товаров, а с другой, схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм.
9 Ключевой характеристикой данной рыночной структуры является дифференциация продукции, ограничивающая монопольную власть. Дифференциация продукции может основываться на: 1. различиях в физических свойствах и качестве самого продукта; 2. услугах и условиях, связанных с продажей и обслуживанием товара; 3. различиях в размещении и доступности продукта; 4. различиях в представлении и стимулировании товара (реклама, презентации, выставки, стимулирование, прямой маркетинг и т.д.)
10 Большое число продавцов исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами в целях ограничения объема выпуска и повышения цен и не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы.
11 Вход на рынок достаточно свободен, что связано с относительно небольшими размерами уже действующих предприятий и небольшими первоначальными инвестициями. Обычно предполагается, что модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении рынка услуг - розничная торговля, парикмахерские, юридические услуги и др.
12 Кривая спроса на продукцию монополистического конкурента имеет небольшой отрицательный наклон в отличие от абсолютно эластичной кривой спроса при совершенной конкуренции. Наличие большого числа заменителей делает кривую спроса отдельной фирмы высокоэластичной в данном диапазоне цен. Степень эластичности по цене определяется степенью дифференциации продукции и числом фирм.
13 P P QQ MR d d, MR ab Рисунок 1 – Кривая спроса: a – монополистического рынка; b - совершенного рынка.
14 Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения. Ими могут быль патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма, торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительный характер, поскольку патентуются товары-заменители. Правильно предположить, что оптовый рынок массовых товаров относится к олигополистической структуре, а розничный рынок - к монополистической структуре.
15 Достаточно свободный вход и выход фирм на рынке монополистической конкуренции порождает тенденцию к усреднению получаемой фирмами прибыли на уровне нормальной прибыли.
16 Спрос на продукцию в условиях ограниченной монопольной власти отражает кривая спроса, показывающая суммарный объем продукции, поставляемой фирмой при каждом значении цен. Кривая спроса на продукцию, как и у фирмы- монополиста, является убывающей, но она более эластична Кривая предельного дохода MR расположена ниже кривой спроса Q.
17 Р О Q1Q1 D Q2Q2 MR Цена, предельный доход Объем выпуска Рис.2 Спрос на продукцию монополистической фирмы В условиях монополистической конкуренции кривая предельного дохода MR расположена ниже кривой спроса D.
18 В коротком периоде в условиях монополистической конкуренции фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться к осуществлению производства при такой комбинации цены и объема выпуска, которая уравнивает предельные издержки и предельный доход: МС=МR, Р > АТС. В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль:
19 Р О Q1Q1 D АС Цена Объем выпуска MСMС Сверхприбыль РЕРЕ Рис.3.Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции
20 Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукции, чем при совершенной. В течение короткого периода времени фирма может как получать прибыль, так и нести убытки.
21 В долгосрочном периоде максимизация прибыли предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход MR равен долгосрочным предельным издержкам МС. В долгом периоде сверхприбыли стимулируют новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса влево. Последнее означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут. Рис 4. Длительное равновесие монополистической конкуренции.
22 Р О QEQE D АС Цена MСMС РЕРЕ MR Рис 4. Длительное равновесие монополистической конкуренции Объем выпуска
23 Фирмы по- прежнему максимизируют прибыль при такой комбинации цены Ре и объема выпуска Qе, когда предельные издержки равны предельному доходу. Однако в этом случае фирма извлекает лишь нормальную прибыль. Равновесие на уровне нормальной прибыли в долгом периоде аналогично равновесию фирмы при совершенной конкуренции с той лишь разницей, что монополистическая конкуренция вызывает менее эффективную действенность рынка.
24 Экономические последствия рынка монополистической конкуренции: 1. Недоиспользуются ресурсы. 2. Потребители не получают товар по наименьшей цене. 3. Требуется дифференциация продукта. 4. Возникает необходимость затрат на рекламу.
25 Рыночный механизм выравнивания действует при монополистической конкуренции не так сильно, как при совершенной конкуренции. Например, вход на рынок может быть затруднен из- за необходимости дополнительных инвестиций, связанных с дифференциацией продукции и стимулирования сбыта. Достаточно долго могут существовать условия при которых прибыль окажется ниже нормальной : привычка к сложившемуся образу жизни, нежелание менять сферу деятельности и т.д.
26 Однако, рынок монополистической конкуренции наиболее приближен к интересам покупателей: дифференциация продукта расширяет возможности выбора, а сильная внутриотраслевая конкуренция и относительно невысокая рыночная власть удерживают цены на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне.
27 Неценовая конкуренция - это использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей. В какой - то период времени фирма может не иметь перспективы увеличения прибыли за счет снижения цены. Единственным выходом остается неценовая конкуренция: 1.Инновации. 2.Маркетинг 3.Реклама и стимулирование сбыта (рис 5):
28 Инновации Послепродажное обслуживание Реклама Маркетинг Неценовая конкуренция: методы Рис. 5 Методы неценовой конкуренции
29 Цель рекламы: увеличение рыночной доли и привлечение потребителей к своему дифференцированному продукту. Реклама может передвинуть кривую спроса вправо и одновременно уменьшить ее ценовую эластичность. На рис. 6 показано возможное влияние рекламы на объем производства и издержки:
30 АС с рекламой Объем производства Издержки на единицу продукции AC без рекламы AC 2 AC 1 Q1Q1 Q2Q2 0 c Рис. 6 Возможное влияние рекламы на объем производства издержки
31 Возможно, реклама будет расширять производство от Q1 до Q2 и снижать издержки на единицу продукции вследствие эффекта масштаба. Но возможна и ситуация, когда реклама увеличит издержки, но оставит объем производства неизменным.
32 В пользу рекламы можно привести следующие аргументы: 1. Реклама предоставляет информацию, которая помогает потребителю делать разумный выбор. 2. Поддерживает национальную систему связи. 3. Стимулирует изменение продукта. 4. Поддерживает конкуренцию и др.
33 Аргументы против рекламы: 1. Убеждает потребителя, а не информирует. 2. Иногда создает ненужные обществу потребности. 3. Отвлекает ресурсы. 4.Увеличивает издержки по продвижению продукта. 5.Может быть недобросовестной.
34 1.Для рынка несовершенной конкуренции характерно: а) использование преимущественно ценовой конкуренции; б)вхождение новых фирм в отрасль сложно, но в не в такой степени, как в условиях монополии; в) фирмы действуют без учета своих конкурентов; г) ограниченное количество фирм-участниц.
35 2. В условиях несовершенной конкуренции фирма, обладающая монопольной властью на рынке, продает свои товары по ценам: а) равным предельным издержка; б) равным предельным издержкам; в) равным средним издержкам; г) превышающим предельные издержки; д)все ответы верны
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.