Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемprof-standart.org
1 Образовательный стандарт вуза на основе ФГОС и международных требований к качеству уровневой подготовки выпускников инженерных программ Чучалин А.И., проректор ТПУ, председатель АС АИОР 1 АИОР.
2 Программой развития Национального исследовательского Томского политехнического университета в 2009 – 2018 гг. предусмотрено «Создание образовательной среды мирового уровня и генерация профессиональной элиты в области ресурсоэффективных технологий…» (Мероприятие 1.1.). 2 АИОР.
3 Целевым показателем оценки эффективности реализации данного мероприятия является «Доля основных образовательных программ по приоритетным направлениям развития, включая магистерские программы, согласованных с международными стандартами (14% в 2010 г., 45% в 2018 г.)». 3 АИОР.
4 «…реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»… 4 АИОР.
5 «Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов» (Закон «Об образовании», ст.7, п.2. в редакции 2009 г.). 5 АИОР.
6 Подходы к стандартам, устанавливаемым вузами самостоятельно: - вуз разрабатывает и применяет собственные образовательные стандарты (СОС) по новым направлениям (специальностям), по которым ФГОС отсутствуют, 6 АИОР.
7 - вуз устанавливает собственный образовательный стандарт, дополняющий и развивающий требования ФГОС для ООП по утвержденным направлениям (специальностям), в том числе в части соответствия международным стандартам. 7 АИОР.
8 В Томском политехническом университете проектирование и реализация ООП осуществляется по «Образовательным стандартам ТПУ» начиная с 1995 г. В 1995 и 2001 гг. были ведены в действие две версии «Образовательного стандарта ТПУ», разработанные, соответственно, на основе ГОС ВПО РФ I и II поколений. 8 АИОР.
9 В «Образовательном стандарте ТПУ» версии 2001 г., были установлены требования к структуре ряда ООП с учетом международных стандартов на основе Приказа Минобразования РФ от г. 48 «О проведении в Томском политехническом университете эксперимента по экспорту образовательных услуг в страны дальнего зарубежья». 9 АИОР.
10 Стандарт ООП ТПУ – документ Системы менеджмента качества, регламентирующий разработку, реализацию, оценку качества и непрерывное совершенствование основных образовательных программ с учетом миссии, традиций, мировых тенденций, корпоративной культуры, стратегии и других особенностей вуза. 10 АИОР.
11 В 2008 г. в рамках выполнения Инновационной образовательной программы ТПУ « Развитие в университете опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня о приоритетным направлениям науки, техники и технологий» разработана третья версия Стандарта ООП ТПУ на основе концепции ФГОС III поколения. 11 АИОР.
12 12 АИОР. В 2010 г. введены в действие «Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета» с учетом международных стандартов инженерного образования.
13 13 АИОР. Стандарт ООП ТПУ – 2010 ориентирован на: - структуру и номенклатуру уровневых инженерных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов в рамках Болонского процесса: Bachelor (FCD) – Master (SCD) – Integrated Maser (SCD),
14 14 АИОР. требования к профессиональным инженерам со стороны международных сертифицирующих и регистрирующих организаций (EMF, APEC Engineer Register, FEANI), - требования к выпускникам инженерных программ со стороны международных аккредитующих организаций (IEA, ENAEE), - требования к профессиональным инженерам со стороны международных сертифицирующих и регистрирующих организаций (EMF, APEC Engineer Register, FEANI), - требования к выпускникам инженерных программ со стороны международных аккредитующих организаций (IEA, ENAEE),
15 15 АИОР. международные критерии аккредитации инженерных программ (WA, EUR-ACE) и интегрирующие их критерии общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий АИОР, - международные критерии аккредитации инженерных программ (WA, EUR-ACE) и интегрирующие их критерии общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий АИОР,
16 16 АИОР. - методологию компетентностного подхода (Outcome-based Approach) к проектированию, реализации и оценке качества образовательных программ,
17 17 АИОР. - кредитно-накопительную систему (ECTS) оценки результатов обучения и содержания образовательных программ, рейтинговую систему оценки качества освоения программ студентами,
18 18 АИОР. - асинхронную организацию учебного процесса с приоритетом самостоятельной работы студентов (Learning VS Teaching) и личностно - ориентированные образовательные технологии (Student – сentred Education),
19 19 АИОР. европейские рекомендации по управлению качеством образовательной деятельности в вузе в рамках Болонского процесса (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area), - европейские рекомендации по управлению качеством образовательной деятельности в вузе в рамках Болонского процесса (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area),
20 20 АИОР. требования международного стандарта ISO 9001:2008 (IWA 2:2007) к управлению процессами, обеспечивающими образовательную деятельность в вузе в интегрированной системе менеджмента качества. - требования международного стандарта ISO 9001:2008 (IWA 2:2007) к управлению процессами, обеспечивающими образовательную деятельность в вузе в интегрированной системе менеджмента качества.
21 21 АИОР. Стандарт ООП ТПУ включает следующие разделы: 1. Общие сведения о ТПУ (история, миссия, стратегия). 2. Назначение и область применения Стандарта ООП ТПУ. 3. Термины, определения, обозначения, сокращения (на русском и английском языках). 4. Общие требования к ООП.
22 22 АИОР. 5. Требования к результатам освоения ООП. 6. Требования к разработке и проектированию ООП. 7. Требования к структуре и содержанию ООП. 8. Требования к условиям реализации ООП. 9. График учебного процесса. 10. Учебный план (базовый и индивидуальный).
23 23 АИОР. 11. Учебно-методический комплекс модуля (дисциплины). 12. Требования к оценке результатов освоения ООП. 13. Требования к мониторингу и совершенствованию ООП. 14. Состав нормативной и учебно- методической документации ООП. 15. Порядок утверждения и внесения изменений в Стандарт ООП ТПУ.
24 24 АИОР. Внедрение новой версии Стандарта ООП ТПУ – это модернизация образовательной деятельности по следующим направлениям: - содержание образования, - образовательные технологии, - организация учебного процесса, - мониторинг и оценка качества результатов реализации ООП, - открытость информации.
25 25 АИОР. Содержание образования. Технология проектирования ООП: - планирование компетенций (ФГОС, международные требования, запросы работодателей и др.), - цели ООП (компетенции профессиональных инженеров), - результаты обучения (компетенции выпускников ООП), - матрица соответствия целей и результатов обучения, Содержание образования. Технология проектирования ООП: - планирование компетенций (ФГОС, международные требования, запросы работодателей и др.), - цели ООП (компетенции профессиональных инженеров), - результаты обучения (компетенции выпускников ООП), - матрица соответствия целей и результатов обучения,
26 26 АИОР. - оценка результатов обучения в кредитах ECTS, - декомпозиция результатов обучения (знания, умения, опыт), - распределение результатов по циклам ООП согласно ФГОС, - формирование модулей ООП по результатам обучения, - оценка модулей (дисциплин) ООП в кредитах ECTS.
27 27 АИОР. Образовательные технологии: - оптимальное сочетание форм организации (лекция, лабораторная работа, семинар, курсовой проект, производственная практика, НИРС и УИРС и др.) и методов активизации (методы IT, работа в команде, сase- study, деловая игра, проблемное, контекстное, междисциплинарное обучение и др.) образовательной деятельности.
28 28 АИОР. Организация учебного процесса: – унификация ООП по циклам (Б.1,С.1, Б.2,С.2, М.1) для родственных направлений (фундаментальность, ресурсоэффективность), - оптимизация ООП по циклам (Б.3,С.3, М.2) для родственных направлений (вариативность профессиональной подготовки),
29 29 АИОР. формирование индивидуальных учебных планов студентов и асинхронная организация образовательного процесса (накопление кредитов), - организация и обеспечение внутрироссийской и международной академической мобильности студентов (совместные программы). - формирование индивидуальных учебных планов студентов и асинхронная организация образовательного процесса (накопление кредитов), - организация и обеспечение внутрироссийской и международной академической мобильности студентов (совместные программы).
30 30 АИОР. Мониторинг и оценка качества результатов реализации ООП: - создание фонда оценочных средств для измерения результатов обучения и экспертной оценки компетенций студентов, - применение рейтинговой системы для непрерывного контроля качества освоения ООП студентами и совершенствования образовательного процесса.
31 31 АИОР. Открытость информации: - организация и контроль свободного доступа студентов ко всем видам информационных ресурсов ООП, - информация об ООП, а также критериях и процедурах оценки успеваемости студентов, - информация об успешности освоения ООП студентами и их достижениях (портфолио).
32 32 АИОР. Внедрение образовательных стандартов вузов на основе ФГОС и международных стандартов инженерного образования позволит обеспечить de facto мировой уровень подготовки выпускников ООП в области техники и технологий в ведущих российских университетах.
33 33 АИОР. Аккредитация ООП, разработанных и реализованных в вузах по таким образовательным стандартам, на соответствие международным критериям (WA и EUR-ACE) позволит обеспечить de jure мировое признание качества российского инженерного образования.
34 34 АИОР. Сертификация российских инженеров, освоивших в вузах аккредитованные ООП, на соответствие международным требованиям (EMF, APEC Engineer Register, FEANI) позволит обеспечить их глобальную конкурентоспособность. Сертификация российских инженеров, освоивших в вузах аккредитованные ООП, на соответствие международным требованиям (EMF, APEC Engineer Register, FEANI) позволит обеспечить их глобальную конкурентоспособность.
35 35 АИОР. Международный проект «Engineering Curricula Design aligned with EQF and EUR-ACE Standards» ( TEMPUS DE-TEMPUS-JPCR). Координатор проекта: Hochschule Wismar (Германия). Координатор в России: ТПУ. Участники: МГТУ им. Н.Э Баумана, СПбПУ, ENAEE, SEFI и др.
36 36 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.