Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемtc.by
1 Аспидов В.В. Минск Подготовка оперативного персонала зарубежной АЭС
2 Содержание 2 Подготовка эксплуатационного персонала для перовой АС Обеспечение ядерной энергетики кадровыми ресурсами Роль учебно-информационного центра в формировании кадрового потенциала ядерной энергетики
3 Обеспечение ядерной энергетики кадровыми ресурсами
4 Обеспечение ядерной энергетики кадровыми ресурсами 4
5 Обеспечение ядерной энергетики кадровыми ресурсами 5 Ядерное образование в России (ассоциация ядерных вузов) Университеты Регулирующий орган Сервисные организации Научные организации Эксплуатирующая организация ОВПАЭ -национальной ядерной инфраструктуры - строительства и эксплуатации АС (BOO & EPC ) - сервиса и услуг для объектов атомной энергетики - технической поддержки эксплуатации АС Открытие ядерных специальностей в национальных университетах Подготовка персонала организаций страны- реципиента: Back-end
6 6 Потребности обучения иностранных специалистов инфраструктуры Персонал инфраструктуры ОВПАЭ (50) Регулирующий орган (70) Эксплуатирующая организация (150) : 270 чел/страна краткосрочные курсы обучение в России
7 Учебные курсы для специалистов инфраструктуры 7 1.Подготовка тендерной документации на строительство первой АС 2.Выбор и аттестация площадки под строительство АС 3.Характеристики и дизайн ядерного топлива, включая безопасный режим эксплуатации 4.Физзащита ядерных материалов на АС и связь с безопасностью и обеспечением гарантий 5.Физика реакторов, инжиниринг и оборудование первого контура (ядерный остров) для инженеров 6.Теплогидравлика, инжиниринг и оборудование второго контура (турбинный остров) для инженеров 7.Управление проектами в строительстве АЭС 8.Исследовательские реакторы – вопросы безопасности и наработка радиоизотопов 9.Обращение с отходами: вопросы обращения с РАО и ОЯТ 10.Курс для руководителей: инициализация национальных ядерно-энергетических программ» 11. Регулирование безопасности ядерной энергетики 12.Компьютерные коды используемые регулятором для обоснования безопасности ЯЭУ 13.Лицензирование 14.Санкции 15.Вероятностный анализ безопасности 16.Формирование регулирующего органа 17.Запроектные аварии 18.Российские компьютерные коды для обоснования безопасности 19.Разработка национальных программ инфраструктурного обеспечения заключительных стадий жизненного цикла атомной энергетики - Back-end (обращение с РАО и ОЯТ, вывод из эксплуатации). 20.Управление проектами в сфере Back-end
8 Международный центр подготовки персонала (МЦПП) – основной инструмент подготовки персонала инфраструктуры 19 сентября 2011г. во время 55-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ были подписаны трехсторонние Практические договоренности между МАГАТЭ, ОАО «Концерн Росэнергоатом» и НОУ ДПО «ЦИПК» по сотрудничеству в следующих областях: обмен и распространение информации, включая выпуск совместных публикаций; взаимная поддержка при подготовке учебных и тренинг-курсов, направленных на развитие человеческих ресурсов для стран, вставших на путь развития программ по ядерной энергетики; организация совместных миссий по оценке запросов стран-реципиентов.
9 Международный центр подготовки персонала (МЦПП) – основной инструмент подготовки персонала инфраструктуры 9 НОУ ДПО «ЦИПК» МЦПП МАГАТЭ: Стандарты подготовки УММ Экспертиза УММ Эксперты «Концерн Росэнергоатом»: Эксперты Обеспечение доступа на площадки АС ГК «Росатом»: Эксперты Проект по созданию МЦПП Проекты по строительству зарубежных АС Разработка УММ по стандартам МАГАТЭ; Подготовка тренеров- преподавателей признанных МАГАТЭ; Подготовка экспертов для международных миссий из российских экспертов; Подготовка специалистов для организаций национальной ядерной инфраструктуры Разработка УММ по стандартам МАГАТЭ; Подготовка тренеров- преподавателей признанных МАГАТЭ; Подготовка экспертов для международных миссий из российских экспертов; Подготовка специалистов для организаций национальной ядерной инфраструктуры
10 10 Сотрудничество НОУ ДПО «ЦИПК» с Белорусскими образовательными учреждениями Сотрудничество НОУ ДПО «ЦИПК» с Белорусскими образовательными учреждениями 12 Марта 2009 (Минск, Беларусь) Соглашение о сотрудничестве между ЦИПК и Белорусским Государственным Университетом Октября 2009 (Обнинск, Россия) Курс «Ядерная безопасность» (4 профессора из Белорусских университетов) Июня 2009 (Обнинск, Россия) Курс Системы управления и защиты ядерных реакторов (4 профессора из Белорусских университетов) Августа 2011 (Балаковский филиал ЦИПК, Балаково, Россия) Курс «Реакторный остров: реакторная физика и оборудование для инженеров» (10 представителей МГЭУ им. Сахарова)
11 Подготовка оперативного персонала
12 Этапы комплектования и обучения персонала строящегося 1 го энергоблока АС 0 Энергопуск 15 мес. ПНР 6 мес. Физпуск 55 мес. Начало учебного процесса -1 год до пуска-2 года до пуска- 3 года до пуска- 4 года до пуска лет до пуска 20 мес. Ввод в эксплуатацию ПМТ Начало комплектования персонала Комплектование, подготовка и допуск эксплуатационного персонала к работе в объеме программ предпусковых наладочных работ. Получение разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии для персонала, участвующего в проведении работ по программе физического пуска, и его допуск к самостоятельной работе на этапе физического пуска. АС укомплектована персоналом в соответствии со штатным расписанием, выполнена подготовка на должность и допуск к самостоятельной работе всего персонала АС.
13 13 Потребность в персонале двухблочной АС Персонал технических служб 54 чел. Руководящий персонал 11 чел. Персонал подрядных организаций 1000 чел. Служба эксплуатации 618 чел. из них оперативный персона 525 чел. Персонал службы ТОиР 322 чел Вспомогательный персонал 182 чел ВСЕГО1147 чел Промышленно-производственный персонал Данные из проекта ЛАЭС -2
14 14 Потребность в ключевом персонале АС Эксплуатационный персонал (чел/МВт) до 200 человек на 1 э/блок до 300 человек на 2 э/блока Обучение в России Обучение в УЦ в стране реципиенте – до 900 человек (0.37) ключевой персонал (0.49) (0.7)(1.1) Ключевой персонал – блочный оперативный персонал, руководство высшего и среднего звена. Ключевой персонал должен иметь практический опыт работы на предыдущих должностях АС (в соответствии с квалификационными требованиями), профильное ядерное образование (для большинства должностей).
15 Схема карьерного роста ключевого персонала НСС ВИУР СОРОСМТО НСОРБ ДИД 14 НСХЦ 3 года МОТОДЭСДД Главный инженер АЭС ЗГИ-Э 2 года 5 лет 7 лет 13 лет 1 года ВИУТ 9 лет 12 лет ЗГИ-Б НСЭЦ СДЭМ ДЭМ СОХВО ОХВО НСТЦ Инструктор УТЦ НСРЦ 14 НСБ ОРООСВО 14 Директор АЭС 15 лет ядерные специальности Атомные электрические станции и установки, Техническая физика – Ядерные реакторы и энергетические установки Ядерная физика и технологии ЗГИ по подготовке персонала ЗГИ по подготовке персонала 8 лет 1 ЛХА НСТАИ ИАСУ Программа подготовки на должность Теоретическая подготовка Практическая подготовка на рабочем месте Практическая подготовка на ТСО Высшее техническое образование, не ядерные специальности Высшее техническое образование, ядерные специальности 0 лет 15
16 Особенности комплектования и подготовки персонала для 1 го блока строящейся АС Количество ключевого персонала АС не зависит от организационно – функциональной структуры управления АС; Эксплуатационный персонал реакторного отделения и ряда отделов должен иметь высшее образование по ядерной специальности; Для замещения большинства должностей на АС необходим стаж самостоятельной работы на низшей должности. Выпускники ВУЗов, как правило, начинают карьеру с низших должностей; Во время сооружения АС отсутствует возможность осуществлять в классическом виде такие формы работы с персоналом, как стажировка и дублирование; Зарубежный персонал не может быть допущен к самостоятельной работе на АС РФ, следовательно необходимый стаж самостоятельной работы по должности он сможет набрать только на своей АС Подготовка эксплуатационного персонала для первого блока строящейся АС требует гораздо больший объем работ и требует существенно больше ресурсов, чем подготовка персонала действующей АС.
17 ПОДГОТОВКА ПО ПРОГРАММЕ ЛИНЕЙНОГО ОПЕРАТОРА ПОДГОТОВКА ПО ПРОГРАММЕ СТАРШЕГО ОПЕРАТОРА ПОДГОТОВКА ПО ПРОГРАММЕ БЛОЧНОГО ОПЕРАТОРА Схема ускоренной подготовки оперативного персонала для 1 го блока АС «КОНЦЕРН РОСЭНЕРГОАТОМ» ФИЛИАЛЫ НА АЭС НОУ ДПО «ЦИПК» «КОНЦЕРН РОСЭНЕРГОАТОМ» ФИЛИАЛЫ НА АЭС НОУ ДПО «ЦИПК» УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЦЕНТР СТРОЯЩЕЙСЯ АС УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЦЕНТР СТРОЯЩЕЙСЯ АС ДИРЕКЦИЯ СТРОЯЩЕЙСЯ АС НОУ ДПО «Центральный институт повышения квалификации» «АТОМТЕХЭНЕРГО» Общие вопросы безопасности Общие вопросы эксплуатации Базовые знания для ведения технологического процесса Специальные вопросы эксплуатации Практическая подготовка на ТСО СТАЖИРОВКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ЛИНЕЙНОГО ОПЕРАТОРА ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Общие вопросы эксплуатации Базовые знания для ведения технологического процесса Специальные вопросы эксплуатации Практическая подготовка на ТСО СТАЖИРОВКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ СТАРШЕГО ОПЕРАТОРА ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Общие вопросы эксплуатации Базовые знания для ведения технологического процесса Специальные вопросы эксплуатации Практическая подготовка на ПМТ СТАЖИРОВКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ БЛОЧНОГО ОПЕРАТОРА ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Линейный оператор 1 год Теоретическая подготовка по энергоблоку строящейся АС Практическая подготовка по энергоблоку строящейся АС Стажировка по энергоблоку строящейся АС ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Дублирование Допуск к самостоятельной работе 2 года Старший оператор Теоретическая подготовка по энергоблоку строящейся АС Практическая подготовка по энергоблоку строящейся АС Стажировка по энергоблоку строящейся АС ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Дублирование Допуск к самостоятельной работе 3 года Оператор БПУ Теоретическая подготовка по энергоблоку строящейся АС Практическая подготовка по энергоблоку строящейся АС Стажировка по энергоблоку строящейся АС ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Получение разрешения Допуск к самостоятельной работе Дублирование
18 18 График комплектования персоналом двухблочной зарубежной АС Годы пуска АЭС Количество зарубежного персонала Количество российкого эксплуатационного перснала Количество российских инструкторов Всего российского персонала
19 Схема подготовки персонала для 2 го и последующих блоков АС Входной контроль Теоретическая подготовка Практическая подготовка на ТСО Стажировку на рабочем месте Проверка знаний Получение разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии Дублирование Допуск к самостоятельной работе Психолого- физиологическое обследование Учебный центр Рабочее место на АС Лаборатория ЛПФО Регулирующий орган 60 – 70% программы подготовки 20 – 30% программы подготовки
20 Роль учебно-информационного центра в формировании кадрового потенциала первой АС для стран-новичков
21 Цели создания учебного центра 21 Обеспечение АС квалифицированным персоналом в полном объеме. Поддержание квалификации и компетенции персонала АС. Организация и проведение анализа потребностей в обучении персонала АС. Совершенствование системы обучения персонала АС. Обеспечение эксплуатации и развития учебно-материальной базы.
22 Цели информационного центра 22 Преодоление настороженного отношения и негативных стереотипов общества об атомной энергетике, формирование положительного общественного мнения об АС. Объективное информирование граждан, общественных объединений, СМИ об основных направлениях деятельности и событиях в атомной отрасли. Обеспечение открытости и доступности информации об АС, о мерах по обеспечению безопасности АС. Проведение мероприятий по популяризации АС как работодателя, профориентация выпускников школ. Проведение информационно-просветительской и образовательной деятельности об АС и природе атомной энергетики.. 22
23 23 Учебно-информационный центр, преимущества объединения. Конференц залы, лекционные залы и аудитории, компьютерные классы. Компьютерные системы обучения, информационно -разъяснительные витрины, стенды, плакаты. Проведение теоретических занятий Информационный центр Макеты поясняющие принципы радиационной и ядерной безопасности, этапы ядерно топливного цикла. Модели оборудования и систем АС, реализованные на базе ПК. Проведение практических занятий Полномасштабные и аналитические тренажеры, тренажеры АСУ ТП и других систем АС. Реальное оборудование и узлы оборудования АС. Стенды для отработки технологических операций. Учебный центр Проведение экскурсий Проведение информационно- просветительских мероприятий Проведение образовательных мероприятий Макеты поясняющие конструкцию и принцип действия оборудования и систем АС.
24 24 Объединение информационного и учебного центра позволяет: Учебно-информационный центр, преимущества объединения 3. Уменьшить материальные затраты на оснащение и эксплуатацию информационного и учебного центра за счет совместного использования части помещений, оборудования, оснащения и инфраструктуры, в частности крупномасштабных макетов основного оборудования. 1. Демонстрировать населению, общественности, представителями СМИ организацию и проведение подготовки персонала АС, что: увеличивает открытость и доступность информации об АС, и тем самым укрепляет доверие; усиливает уверенность в безопасности АС; повышает популярность АС как работодателя. 2. Использовать при проведении информационно- просветительской и образовательной деятельности для населения, а так же для подачи и разъяснения информации СМИ и общественным организациям высоко квалифицированных специалистов - инструкторов
25 В качестве референтного для зарубежных АС определен проект учебно-информационного центра (УИЦ) Нововоронежской АЭС-2 25 Выставочный комплекс Тренажерный блок Учебный корпус
26 Основные задачи УИЦ 26 ЗАДАЧИРИСКИПРИМЕРЫ ПРАКТИКИ Формирование положительного общественного мнения об АС и профориентация Негативное отношение населения и региональных властей Блокирование работ на АЭС Куданкулам в октябре 2011; Подготовка персонала строительно-монтажных организаций (СМО) страны-реципиента Срыв сроков и плохое качество СМР из-за недостаточной квалификации персонала СМО Олкилуота, ЛАЭС-2…. Подготовка эксплуатационного персонала АС и персонала сервисных организаций АС Необходимость привлечения российского персонала на эксплуатацию зарубежной АС Бушер
27 Дорожная карта создания и загрузки УИЦ в период строительства и пуска АС 27 Загрузка топлива годы Ввод ПМТ в эксплуатацию Первый бетон на АС Строительство УТЦ Строительство АС Работа с населением и профориентация Подготовка персонала СМО Неключевой персонал АС Подготовка ключевого персонала АС Персонал эксплуатации Количество обучаемых в УИЦ, человек До 8500 До 5000 в год -7
28 Выводы 28 В стране реципиенте должна быть запущена комплексная программа подготовки кадров для ядерной энергетики, учитывающая ее потребности на разных этапах развития. Применение ускоренной схемы подготовки позволит сократить расходы и время на подготовку персонала АС Для «страны-новичка» представляется актуальным создание интегрированного учебно-тренировочного центра (УИЦ) на площадке АС Ввод в эксплуатации УИЦ опережающими темпами позволит снизить риски потери качества и срыва сроков строителсьва АС, а так же снизить общие затраты на подготовку эксплуатационного персонала АС
29 29 Спасибо за внимание!
30 Справочные материалы 30
31 Численность строительно-монтажного персонала по годам для 2-блочной АС 31 Наименование-7 лет-6 лет-5 лет-4 г.-3 г.-2 г.-1 год Строители Монтажники тепломеханического оборудования Монтажники вентиляционного оборудования Электромонтажники Изолировщики ВСЕГО: Пример НВ АЭС-2 (по данным проектной документации )
32 Требования к стажу 32 главный инженер – 8 лет работы на АС, в том числе не менее 4 лет в должности не ниже начальника (заместителя начальника) основного технологического подразделения АС или начальник смены АС (начальника смены очереди АС); заместитель главного инженера по эксплуатации – 8 лет работы на АС, в том числе не менее 4 лет в должности не ниже заместителя начальника основного технологического подразделения АС или начальник смены АС; начальник смены станции – 2 года работы на АС в должности начальника смены блока (начальника смены очереди АС или заместителя начальника смены АС); начальник смены энергоблока – 4 года работы на АС, в том числе не менее 2 лет в должности начальника смены одного из основных технологических подразделений АС или ведущего инженера по управлению блоком; ведущий инженер по управлению реактором (ВИУР) – 2 года работы по эксплуатации оборудования, устройств и технологических систем реакторной установки АС; ведущий инженер по управлению турбиной (ВИУТ) – 2 года работы на в реакторно-турбинном или турбинном цехах АС.
33 Подготовка подрядчиков (монтаж, ремонт) Этапы подготовки эксплуатационного персонала зарубежной АЭС 33 Страна-реципиентРоссия Стана-реципиент Теоретическое обучение и подготовка на тренажерах (ЦИПК, НВ УТЦ) Стажировка на аналогичной АЭС Профили подготовки: Реакторное отделение Турбинное отделение Электроцех ТАИ Химцех Наладка/ремонт Стажировка на строящейся АЭС Окончательная приемка Запуск ПМТ Ввод УЦ Физпуск Высшее техническое Первый бетон на АС Ключевой персонал Подготовка строителей Подготовка эксплуатации Работа под руководством специалистов РФ Годы Высшее техническое ядерное образование в МИФИ
34 Выводы по УИЦ: Для «страны-новичка» представляется актуальным создание интегрированного учебно-тренировочного центра (УИЦ) на площадке АС в задачи которого входят: формирование положительного общественного мнения населения по поводу строительства АС; подготовка персонала строительно-монтажного комплекса; профориентация; 2. Ввод в эксплуатации УИЦ одновременно с первым бетоном в фундаментную плиту АС (за пять лет до физпуска) позволит: снизить риски потери качества и срыва сроков строителсьва при локализации строительно-монтажных работ; организовать обучение эксплуатационного персонала в стране-реципиенте; снизить общие затраты на подготовку эксплуатационного персонала АС.
35 35 Оценки сроков и риски строительства новых АС (США) От первого бетона до загрузки топлива (месяцы) Отсутствие квалифицированных рабочих оказывается наиболее острой проблемой… …программы подготовки рабочих до и во время фазы строительства помогут обеспечить необходимые навыки 2.Подготовка строительного и монтажного персонала
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.