Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемshkola9rzhev.ucoz.ru
1 Современный урок музыки Инновационные формы работы на уроках музыки Работу выполнила учитель музыки МОУ СОШ 9 им. В.Т, Степанченко Широкова Татьяна Михайловна г. Ржев 2013 г
2 Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.А.Сухомлинский.
3 ЦЕЛЬ современного музыкального школьного образования: «Становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры»
4 ЗАДАЧИ современного музыкального школьного образования: развитие сознания, музыкального мышления детей; развитие эмоциональной сферы обучающихся; развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности.
5 ПРОБЛЕМЫ современного музыкального школьного образования: использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусства; внедрение новых образовательных технологий; использование инновационных форм работы; использование современных методов музыкального воспитания; использование принципов художественной дидактики.
6 Урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.
7 Тема раздела: Сказка в опере и балете (3 класс)
8 Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, на котором должны быть решены следующие триединые задачи: Образовательная - вооружить учащихся системой музыкальных знаний умений и навыков. Воспитательная - формировать у обучающихся духовные и нравственные качества личности через музыкальные сказочные образы. Развивающая - при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, любовь к музыке, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие.
9 Психолого-педагогические особенности учащихся: По характеру учебной мотивации У учащихся класса преобладает эмоциональная и познавательная мотивация в обучении По сформи- рованности навыков учебной деятельности У большинства учащихся наблюдается высокий уровень сформированности учебных навыков. Они в основном понимают содержание материала, способны к самостоятельному анализу, и исправлению ошибок.
10 Особенности эмоционального восприятия Ученики эмоционально правильно принимают материал в полном объеме, способны анализировать музыкальный материал, а также самостоятельно разбирают его гармоническую структуру и способы развития мелодии По уровню волевого развития и концентрации внимания В целом учащиеся могут быть охарактеризованы, как класс с высокой степенью работоспособности. У большинства учащихся хорошо развито произвольное внимание, быстрое включение в работу.
11 По особенностям поведения в процессе учебной деятельности Практически все учащиеся способны регулировать свое поведение на основе требований учителя. Но есть учащиеся нуждающиеся в дополнительной эмоциональной мотивации со стороны учителя. Отличительной особенностью данного класса является интерес к изобразительности в музыке. Они внимательно слушают, а также активно участвуют в обсуждении музыкальных фрагментов.
12 Ожидаемые результаты освоения программы: Овладение школьниками системой музыкально-теоретических знаний, умений; Формирование у школьников художественно- эстетического вкуса, любви к музыке; Умение анализировать музыкальный материал; Способность к контролю и самоконтролю; Способность к творческому решению учебных и практических задач.
13 Инновационные формы работы на уроках музыки: Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частичнопоисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность) Технология развития критического мышления ( столкновение жизненных представлений обучающихся с научными фактами) Информационные компьютерные технологии (наличие в творческом плане проблем/задач, требующих компьютерных технологий для их решения, использование готовых электронных образовательных ресурсов) Технология индивидуально-деятельного подхода ( творческая работа учащихся, умение корректировать ее, самоконтроль)
14 Типы уроков: Уроки овладения новыми знаниями Уроки формирования и усвоения умений и навыков Уроки обобщений и систематизации знаний Уроки повторения, закрепления знаний, умений и навыков Контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков), музыкальные викторины Комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач
15 Методы обучения: Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности Методы освоения учениками нового материала: Иллюстративно-объяснительные Репродуктивные Проблемного изложения Частично-поисковые Исследовательские и т.д. Наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ картин и т.д.) Практические (упражнения, исследования и т.д.) Методы характеризующие мыслительные операции: Индуктивные (от частного к общему) Дедуктивные (от общего к частному) Традуктивные (не меняя уровня обобщения) Методы передачи учебной информации: Словесные (рассказ, беседа, звуковоспроизведение и т.д.) Наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ картин и т.д.) Практические (упражнения, исследования и т.д.)
16 Методы обучения: Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы стимулирования мотивов интереса к учению: Познавательные игры Учебные дискуссии Неожиданность Занимательность Создание ситуаций новизны, успеха Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности: Убеждение Требование Приучение Поощрение Методы музыкального воспитания: Метод интонационно-стилевого постижения музыки Метод сравнительного анализа Метод эмоциональной драматургии Проблемно-поисковый метод
17 Методы обучения: Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности Устные или письменные Фронтальные, групповые, индивидуальные Итоговые или текущие С применением компьютеров и других ТСО или без них
18 Методы активизации обучающихся на уроках музыки: Пение Импровизация Голосовые игры Речевые упражнения Словесное высказывание о музыке Интересный подбор музыкального материала Задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д. Создание рисунков, раскрашивание Графическая звукозапись Движение: дирижирование, ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д. Инсценирование Игра на музыкальных инструментах
19 Принципы художественной дидактики: Увеличение объема репертуара Увеличение теоретической емкости урока Насыщенность урока музыкальным звучанием Отход от репродуктивного уровня к творческому Принцип эмоционально-ценностного развития
20 Формы организации учебной деятельности: Фронтальная Групповая Индивидуальная
21 Система знаний и умений: Формирование знаний об отличительных особенностях различных музыкальных жанров (опера, балет, мюзикл); Знания о составе симфонического оркестра; Знание о многообразии тембральных различий музыкальных инструментов симфонического оркестра; Знание об изобразительных свойствах инструментов симфонического оркестра; Знание о строении музыкальных форм произведений (рондо, вариации, трехчастная, репризная формы и т.д.); Знание о строении мелодии, ритмических особенностях, гармонической и полифонической основе музыки.
22 Тематическое планирование по разделу: Дата Тема урока Кол-вочасов Практическая работа Опера: «Сказка о царе Салтане» Н.А Римского- Корсакова Три чуда,Полет шмеля 1 часРисование иллюстраций к музыкальным фрагментам, Балет «Щелкунчик» муз П. И. Чайковского Вальс снежных хлопьев, Марш, Танец пастушков, Испанский танец (Шоколад), Китайский танец (чай), Арабский танец (Кофе), Танец фей Драже, Вальс цветов 2 часаМузыкальная викторина Балет «Конек -Горбунок» муз Р. Щедрина, по сказке П. Ершова Девичий хоровод 1 часМузыкальные кроссворды Балет «Лебединое озеро» муз П.И. Чайковского Танец с кубками, Тема лебедей, Танец маленьких лебедей, Неаполитанский танец 2 часаСоздание музыкально-художественного образа, Музыкальная викторина Опера «Руслан и Людмила» муз М. И. Глинки Рондо Фарлафа 1 часРитмическое изображение формы «рондо» в импровизации
23 Пример урока (3 класс): Тип урока: комбинированный Тема урока: путешествие в музыкальный театр. Сказка и балет Цель урока: развитие активного осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характеров.
24 Задачи урока: Образовательные: учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, дальнейшему их анализу. Формировать целостное представление о творчестве П.И. Чайковского. Воспитательные: воспитывать мир чувств ребенка, его эмоциональную чуткость. Развивающие: способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, умений сравнивать, анализировать. Способствовать развитию навыка эмоционального слушания.
25 Оборудование и материалы: Проектор Экран Компьютер Музыкальный центр, диски Фортепиано Цветные карточки Портреты композиторов Иллюстрации к сказкам Пример афиши Слайды
26 Марш Вальс цветов Испанский танец Демонстрационные материалы:
27 Китайский танецВосточный танец Демонстрационные материалы:
28 Этапы урока: Погружение в атмосферу сказки: исполнение песни «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского Закрепление пройденного материала: Игра «Угадай-ка» по отрывкам балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, показ слайдов. В результате игры переход к новой теме. Обобщение знаний о творчестве П.И. Чайковского. Краткое знакомство с содержанием балета «Лебединое озеро». Слушание и анализ музыкальных отрывков: «Тема лебедей», «Танец маленьких лебедей».
29 Музыкальная физминутка. Сравнительный анализ «Темы лебедя» во втором действии третьей картины, на основе видеоролика из м/ф «Барби. Лебединое озеро». Рефлексия. Домашнее задание: создать афишу к балету «Лебединое озеро». Пример афиши:
30 Итог урока: Учащиеся обобщают знания о творческой судьбе П.И. Чайковского. Закрепляют знание музыкальных отрывков из балета «Щелкунчик». Знакомятся с содержанием нового произведения П. И. Чайковского «Лебединое озеро». На основе слушания основной темы произведения учатся сравнивать и характеризовать образы и настроения, которые заложены в музыке. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока:
31 Список литературы: 1.«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г. 2.Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. 3.Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г. 4.Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г. 5.Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г. 6.Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г. 7.«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г. 8.Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г. 9.«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г. 10.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г. 11.Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. 12.Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г. 13.Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт- Петербург, 2002г. 14.Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г. 15.Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
32 16.Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г. 17.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г. 18.Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г. 19.«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г. 20.«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. 21.«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск 9, «Музыка в школе» 1-3, 2007г, 1-6 – 2008г., 1-5 – 2009 г. 23.«Искусство в школе» г., г., 2,4,6 1998г., 2,3 1999г., 2,3 2000г. 24.Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г. 25.Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г. 26.Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г. 27.Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г. 28.Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, с. 29.Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, с 30.Песенные сборники.
33 Интернет-ресурсы: 1. Saltane.jpg
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.