Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschu1308.mskzapad.ru
1 СИСТЕМА ОБОБЩЕНИЙ В КУРСЕ ХИМИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Мещерякова Людмила Михайловна – доцент кафедры методики преподавания химии МИОО, учитель химии ГБОУ СОШ 1308 Мещерякова Людмила Михайловна – доцент кафедры методики преподавания химии МИОО, учитель химии ГБОУ СОШ 1308
2 Функции обобщения 1.Развитие представлений об обобщении как о методе научного познания подведение видовых понятий под родовые переход от эмпирических обобщений к естественнонаучным; 2. Развитие приёмов мышления (анализ, синтез, индукция, типология..); 3. Создание условий для эффективной подготовки к различным формам контроля
3 Умение обобщать – требование к результатам освоения курса химии Как метапредметный результат: « Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация….» Как предметный результат: «структурировать изученный материал» «обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях проявления свойств веществ
4 Основные элементы научного знания
5 Система понятий курса химии 5 вещество Химическая реакция
6 Стекло
7 Исходные веществаПродукты реакции Горение магния
8 Обобщение к главам «Что нового вы узнали о веществе?» «Что нового вы узнали о химической реакции?» компоненты обобщения: 1)Информационный 2) Дидактический 3) Регулятивный компоненты обобщения: 1)Информационный 2) Дидактический 3) Регулятивный
9 Обобщение к главе «Первоначальные химические понятия
10 понятиекачественная характеристика Количествен- ная хар-ка Закон Модельное обозначение Вещество Хим. элемент атом Относительная атомная масса. Валентность Хим. знак Соединения элементов Смесь, чистое вещество. Молекула. Простое и сложное вещество Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в веществе Закон постоянств а состава вещества. Закон Авогадро Химическая формула Химическая реакция Физические и химические явления. Условия и признаки реакций. Типы реакций. Количественны е соотношения участников реакций Закон сохранени я массы веществ Химически е уравнения
11 Обобщение к главе «Первоначальные химические понятия Вещества – это то, из чего состоят физические тела. Вещества обладают физическими и химическими свойствами. Вещества получают и применяют (§1). Из веществ состоят смеси, например воздух – это смесь веществ кислорода, азота и др. Согласно атомно-молекулярной теории вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов(§2). Определённый вид атомов называется элементом(§7). Элементы образуют всё многообразие веществ. Каждый элемент имеет свою относительную атомную массу (§10) и определённые значения валентностей (§13). Иногда вещество и элемент, его образующий, имеют одинаковые названия (§8). 1)Информационный компонент «Что нового вы узнали о веществе?»
12 Обобщение к главе «Первоначальные химические понятия Здание 1. Вставьте необходимые термины в текст: « Вода – самое распространённое____1______ на Земле. Айсберг, сосулька, лужа, капля - это всё _____2________, состоящие из воды. Каждая _____3______воды состоит из двух _______4____водорода и одного _____5_______кислорода. Такое соотношение объясняется валентными возможностями _______6______кислорода и водорода. Под действием электрического тока вода способна разлагаться на ____7_______кислород и водород. Интересно, что ____________8________кислород и водород способны образовывать другое_____9_______, в котором на два __10______кислорода приходится два _____11____водорода. Оно называется пероксид водорода». 2) Дидактический компонент
13 Обобщение к главе «Первоначальные химические понятия В природе практически нет чистых (индивидуальных) веществ. Как правило, они образуют смеси или содержат примеси (§2). Показателем чистоты вещества служит совокупность характерных только для него свойств. Вспомните, вода имеет следующую совокупность свойств: не имеет запаха, жидкость при нормальном давлении, t кип. = 100 С t пл. = 0 С, при 4 С ρ = 1 г/см 3. Если перед вами жидкость, отличающаяся по свойствам, то это или смесь, или вообще не вода. Для изучения веществ требуется их очищать. Вы узнали целый ряд методов: отстаивание, фильтрование, выпаривание, действие магнитом, перегонка, адсорбция, хроматография (§3). 1)Информационный компонент «Что нового вы узнали о веществе?»
14 Обобщение к главе «Первоначальные химические понятия Задание 2. Из перечня, выберите индивидуальные вещества: железо, воздух, черные чернила, сера, дистиллированная вода, нефть, этиловый спирт, ацетон, поваренная соль, сульфид калия, морская вода, сахар, углекислый газ, уксусная кислота, молоко. Задание 3. Установите соответствие между смесями веществ и методами, позволяющими их разделить. Смеси: 1)вода и поваренная соль, 2) черные чернила, 3) вода и глина, 4) вода и масло, 5) порошок железа и меди, 6) вода и ацетон. Методы разделения: А) действие магнитом, Б) фильтрование, В) выпаривание, Г) перегонка, Д) отстаивание, Е) хроматография. 2) Дидактический компонент
15 Обобщение к главе «Первоначальные химические понятия Вещества могут участвовать в физических и химических процессах. Последние называют химическими реакциями (§1). В них происходит превращение одних веществ в другие. Для начала одних реакций достаточно привести вещества в соприкосновение, для других необходимы дополнительные условия, например, нагревание или пропускание электрического тока. Поскольку исходные вещества отличаются от продуктов реакций по свойствам, то изменения свойств можно обнаружить. Эти изменения называются признаки реакций (§5 ). К ним относятся: изменение цвета, выпадение осадка или растворение, появление запаха, выделение тепла и света, выделение газа. Однако такими признаками могут сопровождаться и некоторые физические явления. Например, при горении лампочки тоже выделяется тепло и свет, однако при этом вольфрам, из которого состоит нить накаливания, не превращается в другое вещество. 1)Информационный компонент «Что нового вы узнали о химической реакции?»
16 Обобщение к главе «Первоначальные химические понятия Задание 8. Среди перечня явлений выберите химические: а) образование зелёного налёта на медных предметах; б) появление пузырьков газа при гашении соды уксусом; в) появление запаха при скисании молока; г) появление радуги после дождя; д) осветление чая при добавлении лимона; е) образование пара при кипении воды; е) образование кристаллов медного купороса при упаривании раствора; ж) изменение цвета белка при жарке куриного яйца. 2) Дидактический компонент
17 Обобщение к главе «Первоначальные химические понятия Сущность химической реакции отражает химическое уравнение (§16), которое является её моделью. В химическом уравнении слева от знака равенства записываются формулы исходных вещества, а справа от знака равенства – формулы продуктов реакции. Расстановка коэффициентов в химическом уравнении отражает выполнение закона сохранения массы в процессе химической реакции. В зависимости от числа исходных и получившихся веществ, различают реакции соединения и разложения (§5). 1)Информационный компонент «Что нового вы узнали о химической реакции?»
18 Обобщение к главе «Первоначальные химические понятия 2) Дидактический компонент На основе приведенных схем, составьте уравнения реакций. Допишите формулы пропущенных веществ, составьте уравнения реакций, укажите тип реакции. Допишите уравнения реакций, назовите продукты реакций. 1)N 2 + H 2 NH 3 2)PH 3 +O 2 P 2 O 5 + H 2 O 1)…+ О 2 Аl 2 O 3 2) …+ N 2 Mg 3 N 2 1) Al + Cl 2 2) Na + S 3) Ag 2 O 4) Ca + O 2
19 Обобщение к главе «Первоначальные химические понятия Задание1. 1,7, 9 – вещества; 2-физические тела; 3- молекула; 4, 5,10,11 – атомы;6,8 – элементы. Задание 2. железо, сера, дистиллированная вода, этиловый спирт, ацетон, поваренная соль, сульфид калия, сахар, углекислый газ. Задание 3. 3) Регулятивный компонент ГЕДДАГ
20 Задание 8. а, б, в, д, е, ж. Задание 9. 1)3N 2 + 2H 2 = 4NH 3 2)2PH 3 +4O 2 = P 2 O 5 + 3H 2 O 1)4Аl+ 3О 2 = 2Аl 2 O 3 соед. 2)3Mg + N 2 = Mg 3 N 2 соед. разл. Обобщение к главе «Первоначальные химические понятия 3) Регулятивный компонент
21 Методика работы ученик изучает микроблок обобщения; сразу выполняет дидактическое задание; осуществляет самопроверку; при наличии пробелов возвращается к параграфам, в которых было дано объяснение материала и дорабатывает материал.
22 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.